реклама
разместить

Год угощали клиентов заправки бесплатным кофе, который пьёт королевская семья Швеции. Рассказываем, к чему это привело

Водители выбирают АЗС с качественным топливом для безопасных поездок. А мы решили позаботиться не только об автомобилях, но и о людях и предложили им качественный кофе. Рассказали, почему решили пойти на риск и отказаться от дешёвых напитков в пользу более дорогих, как год раздавали их бесплатно и при чём тут Швеция.

Год угощали клиентов заправки бесплатным кофе, который пьёт королевская семья Швеции. Рассказываем, к чему это привело

Привет! На связи группа компаний IRBIS — мы работаем на рынке нефтепродуктов с 1998 года. В составе организации 12 направлений бизнеса, одно из них — сеть АЗС под брендом IRBIS, которая представлена в 11 регионах России. Сегодня хотим рассказать об особенном кофе, который продаётся на наших заправках.

Мы продаём кофе с 2013 года и часто дарили его водителям в подарок. Тогда же начали формировать новый подход в компании к напиткам, которые предлагаем клиентам. Авто заправляют несколько раз в неделю, а вот выпить кофе клиентам хочется каждый день. На трассе это вопрос не только удовольствия, но и безопасности: чашка-другая поможет взбодриться во время долгой дороги и отдохнуть. На отечественных трассах не было качественного кофе, тем более на заправках. Ниша пустовала, и мы решили её занять.

За вдохновением для внедрения спешелти-кофе поехали в Швецию

Для разработки новой концепции напитков на заправках решили перенять опыт заграничных коллег и наняли консультанта из Европы — одного из лучших бариста, призёра международных чемпионатов. Он посоветовал отправиться в Швецию, на производство кофе Lofbergs, который поставляют для королевского двора. В России о бренде почти не знают — зерно дороже отечественных аналогов.

Команда IRBIS полетела в Швецию, в город Карлстад. На заводе для них провели экскурсию, показали, как обжаривают зёрна и создают качественный напиток. А ещё устроили эксперимент: положили перед ними вещество, похожее на сахар, и попросили попробовать, зажав нос. Оно оказалось абсолютно безвкусным. Затем субстанцию предложили понюхать — это была ваниль. Она не имеет вкуса, зато как пахнет! Мы решили перенять опыт: наш кофе тоже не только про вкус, но и про аромат.

Заключили договор с поставщиком кофе королевской семьи в Швеции

Мы вернулись из Швеции с пониманием того, как хотим организовывать продажу напитков на наших заправках. Заключили договор на поставку зерна с Lofbergs по двум причинам:

  • Они продавали кофе высокого качества. Для нас было важно использовать кофе именно такого уровня.
  • Lofbergs поставляли кофе королевской семье в Швеции — нам казалось, что из этого можно сделать хороший маркетинговый ход.

Мы используем смесь из двух сортов кофе: 50% «Бразилии Суль-де-Минас» и 50% «Колумбии Дулима». Первое время сотрудничество с заводом нам нравилось. Например, к нам на станции раз в квартал или раз в полгода приезжал представитель Lofbergs из Эстонии в качестве независимого эксперта.

Эксперт по кофе из Европы привозил с собой чемоданчик, в который помещалась целая лаборатория: разные пробирки, приборы. Он пробовал кофе на вкус и запах, оценивал внешний вид и проводил тесты с напитком. Затем делился выводами и советовал, как лучше настроить кофейные машины, чтобы исправить недочеты.

Стремились переизобрести формат потребления кофе на заправках

Нам было важно не просто запустить в продажу качественные напитки — сейчас этим никого не удивишь. Мы решили сразу определить, чем будем отличаться от конкурентов.

Выбрали суперавтоматические кофемашины. Закупили автоматы Thermoplan и Franke для всех наших станций и установили их в формате самообслуживания. Это позволяет операторам не отвлекаться от процессов на кухне. А ещё так мы вовлекаем клиента в приготовление кофе: человек может сам выбрать напиток, добавить корицу, сахар, топинги и сиропы.

Нам важно дать клиентам не только качество, но и эстетику, чтобы людям захотелось поделиться в соцсетях фотографиями с нашим кофе 
Нам важно дать клиентам не только качество, но и эстетику, чтобы людям захотелось поделиться в соцсетях фотографиями с нашим кофе 

Отказались от привычных больших форматов стаканов 0,4 и 0,5 л. Мы продаём кофе только в объёме 0,2 и 0,3 л. Дело в том, что одинарного помола достаточно только для такого формата. Для объёмов больше нужен уже двойной помол, а качество напитка при этом теряется.

Установили единую цену для всех видов кофе. Неважно, взял клиент капучино, американо или латте, напиток будет стоить одинаково. Все добавки, вроде сиропов, топингов и даже стевии, бесплатные.

Мы избавили клиента от необходимости взаимодействовать с оператором для заказа и высчитывать, какой объём и какого сорта кофе выгоднее взять. Люди сами могут почувствовать себя бариста, когда выбирают вид молока, вкус сиропа и разные добавки.

Определили для себя 5 правил, как готовить всегда качественный кофе на АЗС

Мы выработали правила, которые позволяют нам стабильно делать вкусный кофе на каждой станции:

  • Автоматические кофейные машины позволяют готовить до 120 чашек напитка в час с одинаковым вкусом.
  • Мы заказываем кофейные зёрна исключительно класса спешелти — высший сорт, который присуждается только арабике. Лишь 10–20% от всех кофейных зёрен, которые выращивают на плантациях, попадают в этот класс.
  • Закупаем только натуральное молоко с повышенным содержанием белка для нежного вкуса и красивой пышной пенки напитка.
  • В кофемашинах используем только специально подготовленную воду. Даже самое качественное оборудование и кофейные зёрна не гарантируют отличного вкуса напитка — на него сильно влияет вода.
  • Регулярно обслуживаем кофейные автоматы. Мы организовали собственную сервисную службу, которая периодически проверяет всё оборудование по регламенту.

Перешли на российских обжарщиков кофе и не потеряли в качестве

Поставки кофе из Швеции оказались долгими — зерно могло прийти спустя шесть месяцев после обжарки. А чем дольше оно хранится, тем ниже его качество и хуже вкус. Через 6 лет сотрудничества мы всё же решили уйти от европейского обжарщика к отечественному.

Мы рассматривали российских производителей, съездили на производство Tasty Coffee. Наблюдали за тем, как они тестируют зерно: если партия после обжарки не проходит проверку, её убирают с продажи. Оказалось, что отечественные обжарщики не хуже европейских, а логистика с ними проще. Мы заключили договор с Tasty Coffee и теперь получаем более свежее зерно, а значит, и вкусный кофе.

Вскоре мы перешли и на российских производителей молока. Для идеальной пышной пенки напитка важна не жирность, а высокое содержание белка в продукте — найти такое молоко сложно. Раньше мы использовали продукт итальянского бренда Parmalat, но сейчас его почти не достать. Поэтому нашли альтернативы среди отечественных молокозаводов. Закупки стали выгоднее, а пенка осталась такой же кремовой и вкусной.

Поначалу клиенты оказались не готовы покупать кофе из другого ценового сегмента

Сразу выстроить культуру потребления качественного кофе на заправках не получилось. Люди привыкли к дешёвому напитку и не торопились переходить на более дорогие варианты. Для того чтобы привлечь внимание клиентов, мы вывели из ассортимента кофе 3 в 1 и запустили маркетинговые активности.

Бесплатно угощали чашкой кофе всех посетителей, когда они заправлялись любым топливом. Акция продлилась около года, и, когда мы её завершили, клиенты расстроились. Такая кампания помогла привлечь внимание к напитку и завести у людей привычку заезжать на заправку не только за топливом, но и за кофе. Акция оказалась затратной — даже представить сложно, сколько бесплатных напитков мы раздали. Но она окупила себя уже множество раз: мы инвестировали в будущее и не прогадали.

Устроили розыгрыш «Зарядись на Швецию». Такой конкурс провели среди наших клиентов в 2017 году, пока сотрудничали с Lofbergs. Главный приз — путешествие в Швецию с экскурсией на их завод. Условия были простые: нужно покупать напитки на заправках, после чего человек автоматически становился участником розыгрыша. Победительница отправилась в трехдневное путешествие с экскурсиями.

Среди других призов розыгрыша были кофейные машины и годовой запас зёрен 
Среди других призов розыгрыша были кофейные машины и годовой запас зёрен 

Создали клуб кофеманов. В него можно вступить, если в течение месяца купить десять чашек кофе. Каждый член клуба получает 10% кешбэка бонусами на карту лояльности SMART от покупки хот-догов и кофе. Клуб быстро растёт — клиенты активно вступают и пользуются привилегиями. Например, есть один водитель, который ежедневно пьёт по две чашки: утром на заправке во Владимирской области, а вечером в Нижегородской. Наш кофе стал для него ритуалом. Ещё в рамках программы лояльности дарим 6-й напиток в подарок. Уже выдали больше 2 млн чашек кофе!

Мотивируем сотрудников продавать кофе. Проводим конкурсы среди АЗС и награждаем операторов, которые сделали больше всего продаж напитка относительно чеков на топливо.

Поддерживаем проект My cup, please. Для клиентов, которые просят налить кофе в свою кружку, даём скидку — и экологию поддерживаем, и привлекаем внимание.

Некоторые клиенты ходят к нам только за кофе — у них даже нет машины

Сейчас наблюдаем интересную тенденцию: люди заезжают к нам не за топливом, а за кофе. Часть АЗС расположены в спальных районах — туда люди даже не приезжают, а приходят пешком, как в кофейню. Встречали такие отзывы клиентов: зачем дома кофемашина, если можно сходить в IRBIS. Купить напиток у нас дешевле, чем покупать себе оборудование, а качество и вкус ничем не хуже.

Особенно приятно получать положительные отзывы от кофеманов и тех, кто разбирается в напитке 
Особенно приятно получать положительные отзывы от кофеманов и тех, кто разбирается в напитке 

Часто видим клиентов, которые заходят за кофе в три-четыре часа ночи. И это не уставшие за рулём путешественники или дальнобойщики, а просто жители соседних домов, которым захотелось выпить кофе очень рано. В этом мы даже выигрываем у кофеен, ведь наши АЗС работают круглосуточно.

Много заправок размещены рядом с официальными дилерами автомобилей. Их сотрудники так полюбили обедать у нас с чашечкой латте или капучино, что уже протоптали дорожки от автосалона до заправки.

Мы следим за обратной связью от клиентов. Например, смотрим отзывы в соцсетях и приложениях, на горячей линии, в картографических сервисах. Если люди сообщают, что вкус кофе вдруг стал другим, то делаем запрос категорийным менеджерам. Они оперативно отправляют на АЗС специалистов, чтобы проверить кофемашины и выяснить, в чём проблема. Клиента, который заметил недостаток, угощаем кофе бесплатно.

Обращаем внимание и на предложения клиентов. Люди говорили, что не употребляют сахар, но хотят выбирать у нас сладкий кофе. Мы прислушались и добавили стевию в пакетиках.

От бесплатного кофе до продажи 1400 чашек в день на одной АЗС

Мы верили в свой продукт и опирались на положительный опыт европейских коллег, поэтому не отчаялись, когда первые продажи кофе составили не более 40 чашек в день. Людям нужно время, чтобы привыкнуть к новому формату и начать покупать кофе, а не получать его бесплатно за заправку.

Сейчас максимальная суточная продажа кофе на одной АЗС составляет около 1400 чашек. У нас каждый третий топливный чек — с напитком. Выходит, что средняя конверсия в покупку кофе — 36%: на 100 чеков будет 36 чашек. На некоторых АЗС этот показатель ещё выше: например, на трассах часто останавливаются машины, в которых по 3–4 пассажира, и каждый из них покупает себе по напитку.

Лучшая реклама кофе — довольные клиенты, которые делятся эмоциями в соцсетях 
Лучшая реклама кофе — довольные клиенты, которые делятся эмоциями в соцсетях 

Как правило, новая кофемашина окупается у нас за 3–4 месяца. Весь секрет продаж в том, что наш кофе вкусный. Если бы мы продавали плохой напиток, то никакие рекламные акции и розыгрыши не заставили бы людей его покупать. Сейчас мы пришли к тому, что в некоторые кварталы на продаже кофе и фастфуда зарабатываем даже больше, чем на продаже топлива.

В Европе такая тенденция наметилась ещё в 2014 году: они рассматривали топливо как трафикообразующий, а не прибылеобразующий сегмент. Основатель компании вместе с командой были в Германии и общались с управляющим местной АЗС. Тот смог точно озвучить, сколько за день продали чашек кофе и порций фастфуда, но затруднялся назвать такие же цифры для топлива.

Поначалу затея сделать кофе на уровне топовых кофеен, но на заправках, казалась рискованной. Она требовала много затрат: только поездка в Швецию и закупка оборудования обошлись дорого. Помимо этого, нужно технически обслуживать кофемашины, покупать качественное молоко, фильтры для очистки воды. Но европейский тренд прижился на отечественных дорогах. Люди полюбили качественный напиток и с удовольствием берут себе чашечку, пока их автомобиль заправляется, заходят за кофе по пути на работу, из дома или на прогулке.

* * *

Год угощали клиентов заправки бесплатным кофе, который пьёт королевская семья Швеции. Рассказываем, к чему это привело

АЗС IRBIS находятся в Республике Татарстан, Чувашской Республике, Республиках Марий Эл и Башкортостан, Нижегородской, Самарской, Кировской, Ульяновской и Владимирской областях, Пензенской области. Также в декабре этого года открылась первая АЗС IRBIS и в Москве. Если окажетесь рядом, обязательно загляните на чашку кофе:)

Признавайтесь, на чьей стороне вы: американо или флэт-уайт на альтернативном молоке? Расскажите в комментариях, какой кофе любите и давно ли брали чашечку на заправке?

3535
77
реклама
разместить
30 комментариев

Супер лайк за нестандартный для своей ниши рекламный канал!!
Рассказать про заправку гикам из vc добавив в статью слово кофе 300 раз 😅😅

Я вообще на вас внимания не обращал
В моем мире есть только лукойл роснефть и газпромнефть
Но теперь я запомнил вашу заправку и наверняка не буду бояться заезжать!

Уверен эта статья сильно бустанула узнаваемость и ассоциацию бренда у чудиков it-шников
👍👍👍👍👍👍👍👍👍
Маркетологу пятюня👋

4

Руслан, здравствуйте! Благодарим за обратную связь, очень рады, что Вам понравилась наша статья. Непременно будем рады видеть Вас на АЗС IRBIS. Также впереди будут еще много интересных статей, включая IT-тематику 😊

Пробовал кофе на разных заправках на Ирбисе однозначно лучший

2

Добрый вечер! 😊 Благодарим Вас за чудесный отзыв, очень рады что Вы по достоинству оценили Specialty кофе на АЗС IRBIS. Будем рады видеть Вас снова! 💚

Капучино и латте, американо не мое))

1

вспомнил что-то (пардон за ютубл, не знаю какой ща более проваславный из наших)
https://www.youtube.com/watch?v=lrR87t5Yj_Y

1

Здравствуйте, Юлианна! 😊 Спасибо за ваш комментарий! Понимаем Вас, капучино и латте — отличный выбор ☕️✨

Раскрывать всегда
Порезал фольгу и зарабатываю 17 млн в месяц, покупатели довольны и даже облизывают

Мне 55, в союзе я учился на технолога радиоэлектронной промышленности и пошел работать в НИИ нейрокибернетики. Институт был настолько секретным, что я за пять месяцев так и не понял, чем он занимался.

Интересно, что мой первый опыт производства был связан с туалетной бумагой. То есть с рулонами я начал работать уже с тех пор. 
235235
7373
44
11
11
11
Добрый день всем. Ну приносит и приносит, здорово. А пишешь тут зачем? Или перестало приносить?
"Любовь к людям самое главное" Как я построил компанию с 10 млрд выручки в год на любителях кофе

Я мечтал стать военно-морским офицером. Но в какой то момент меня потянуло в ресторанный бизнес. Сейчас из-за нашего открытия дорожают квартиры в жилых комплексах

"Любовь к людям самое главное" Как я построил компанию с 10 млрд выручки в год на любителях кофе
1414
Как мы открывали кофейню со слабоумием, отвагой и седыми волосами

Амбициозную цель открыться через три недели мы в итоге не выполнили. В запланированный день открытия через весь город ехали в кофейню с какой-то огромной пилой. А запустились только две недели спустя и в очень сыром варианте — с картонной дверью и доской с надписью «весь кофе по 100 ₽». В общем, было весело.

66
11
Наработал: теперь торгую лицом
Наработал: теперь торгую лицом
11
Я переехал из Саратова в Москву и построил чайный бренд на 30 млн в год, хотя все говорили что это провал

Привет! Я Алексей, и последние 12 лет моя жизнь крутится вокруг чая. Начинал с группы ВКонтакте и продаж знакомым, а сейчас у меня чайный паб в центре Москвы, 300 сортов чая и оборот 30 миллионов в год. В этой статье расскажу, как выбирать место для магазина, вести переговоры с китайскими поставщиками и работать с маркетплейсами.

Наша первая точка)
2222
77
22
11
Как я скрутил картон и заработал 5 млн ₽ в год. Личный опыт без хэппи энда

На пике производство приносило около 500 000 ₽ прибыли в месяц на двоих, но в 2024 я закрылся с убытком в 6,5 млн ₽.

Нарезанный картон с печатью 
44
Как сделать бизнес на кофе и выйти в миллиарды? История кофейни «Здрасте»

Кофе — это не просто напиток, а целая культура, способная превратиться в успешный бизнес. Владислав и Дарья Редькины, основатели сети «Здрасте», доказали, что даже в сложные времена можно построить прибыльный бизнес, если верить в свое дело и правильно выстраивать стратегию. Они начали с одной кофейни в Домодедово, а сегодня их сеть насчитывает бол…

Как сделать бизнес на кофе и выйти в миллиарды? История кофейни «Здрасте»
Сколько стоит сварить дома на 100% такой же вкусный кофе, как в кофейне?
Сколько стоит сварить дома на 100% такой же вкусный кофе, как в кофейне?
77
Как маркетолог открыл бизнес и почему ушёл из этого прибыльного стартапа. Разбираю свой кейс

Почему я ушла из своего стартап в сфере кофе и что я сделала, чтобы он с первого запуска стал прибыльный

реклама
разместить
Starbucks и Искусственный Интеллект: как кофейный гигант использует технологии для завоевания лояльности клиентов
11
Могут ли 13 человек отгрузить миллион заказов? История автоматизации от Tasty Coffee

Привет, это Яна Куклина из Tasty Coffee! Когда 11 лет назад мы запустили интернет-магазин, то передавали заказы на производство вручную. Сразу понимали, что долго схема не проживет и надо автоматизировать всё, что только можно. В итоге доавтоматизировались настолько, что у нас всего три ошибки на 100 тысяч заказов в месяц. Делимся опытом (и факапам…

3838
44