Типичные ошибки в резюме и на собеседованиях

В этой статье рассмотрим типичные ошибки, которые совершают соискатели в резюме и на собеседованиях. А ещё: как можно их не совершать.

Привет, меня зовут Юля, я HR в digital-агентстве «АЙДАЯ». Летом мы начали расширять штат сотрудников и открыли новые вакансии. За это время было очень много откликов, я прочитала пару сотен резюме и провела около 100 собеседований и созвонов и выявила самые частые ошибки, которые мы и рассмотрим.

Это я, Юля
Это я, Юля

1. Неполное резюме

Многие откликаются с незаполненным или неподходящим резюме. Конкретный пример: отклики на вакансию стажера аккаунт-менеджера. Вакансия подразумевает определенные функции и навыки, которыми должен обладать человек. Важно с ними ознакомиться и адаптировать резюме под них. Если вы откликаетесь на стажера аккаунт-менеджера, а у вас в резюме последнее место работы — секретарь строительной фирмы, можно не указывать его. Или найти в своих прошлых обязанностях схожие задачи с требуемыми в вакансии и указать их.

Требование вакансии
Требование вакансии
Отражение подобных функций в резюме кандидата
Отражение подобных функций в резюме кандидата

Также, мы рассматриваем специалистов без опыта работы, но многие из них не уделяют достаточно времени и внимания резюме. Написать в графе о себе просто: «проходил обучение без возможности работать» — такое себе, внимание рекрутера вы точно не привлечёте. Укажите проекты/стажировки/студенческие мероприятия, в которых вы принимали участие. Пропишите, какие качества и навыки вам помогли удачно выполнить задачи/пройти обучение в университете.

2. Отсутствие сопроводительного письма

Как правило, сопроводительное письмо — необязательный элемент.Однако он поможет:

— Выделиться среди кандидатов;

— Дать рекрутеру понять, что вы заинтересованы в работе в этой компании и на этой вакансии;

— Первому начать беседу с компанией. (к примеру, задать в письме такой вопрос, на который рекрутеру захотелось бы вам непременно ответить).

Конечно, чтобы СП помогло, его нужно правильно составить. Письмо-отписка в виде «прошу рассмотреть мою кандидатуру, всего доброго» — точно летит в топку.

годное сопроводительное письмо
годное сопроводительное письмо
совсем не годное сопроводительное письмо
совсем не годное сопроводительное письмо

3. Невнимательность к вакансии

В резюме и сопроводительных письмах часто допускают ошибки: указывают неверные контактные данные, допускают грамматические ошибки. Ещё иногда для отсеивания невнимательных кандидатов в конце пишется что-то типа — «если тебе интересна вакансия, напиши в своем сопроводительном письме ответ на вопрос «Чему ты научился за последний месяц?». Т.к. многие кандидаты до конца не дочитывают или вовсе откликаются не читая вакансию.

Важно дочитать вакансию до конца, т.к. каждый из разделов вакансии важен для работодателя, поэтому автоматически это должно быть важно для вас. Будет неловко, если вы по невнимательности упустите, что вам нужно будет работать посменно, пройдете несколько этапов и откажитесь от вакансии.

4. Не конкретный запрос

Когда рекрутер открывает ваше резюме — ему должно быть понятно кто вы, на какую вакансию метите и почему. У многих желаемая вакансия не указана, как и уровень зп. Для многих проблема профессионального определения — вопрос актуальный и не самый простой. В резюме, как правило, это отражается в виде разного опыта работы (продавец, строитель, маркетолог) и отсутствия запроса на желаемую позицию. Поверьте, это окей, просто оберните этот минус в свою сторону. Покажите, что вы разноплановый сотрудник и имеете широкий кругозор, благодаря своему опыту.

пример:

«-» вы только вышли после учебы и хотите найти свою сферу. В этом есть определенные риски для работодателя:

  • Возможно, вы быстро уволитесь (поймете, что это не ваше);
  • Нет навыка работы (т.к. еще нигде не работали);
  • Отсутствие профессионального ориентира (поскольку у вас нет конкретной цели, непонятно какую пользу вы можете в будущем принести компании).

«+» отсутствие опыта=гибкость в работе. Преподнесите это работодателю как свое преимущество — Вы легко обучаемы и можете гибко подстроиться под требования работодателя;

Вы можете это сделать в графе о себе или в сопроводительном письме. Однако тут тоже есть риск, что работодатель расценит вас как человека, хватающего «верхушки». Поэтому важно то, КАК вы об этом расскажете.

5. Следите за своей историей соискателя

Иногда люди откликаются несколько раз в одну и ту же компанию в разные периоды времени, на разные вакансии. Если вы из раза в раз не соблюдаете дедлайн или ваш отклик «механический»* — вы просто не уважаете время рекрутера и свое. Так вы рискуете попасть в черный список кандидатов.

*механический отклик — вы не читаете вакансию, нажимаете на все выдаваемые вакансии «откликнуться».

Ошибки на собеседованиях.

1. Опоздания

Если вы опаздываете на собеседование — сообщите об этом. Все мы люди, у каждого бывают непредвиденные обстоятельства. Лучше сказать об опоздании чуть раньше, чтобы сотрудник мог перенести собеседование с другими кандидатами. Если вы не сообщите — велика вероятность, что вас занесут в ЧС кандидатов и не будут больше рассматривать в эту компанию.

2. Ненадлежащий внешний вид

На мой взгляд, это пережитки прошлого — приходить в черно-белом на собес. Однако, вы должны учитывать специфику компании или заранее уточнить у рекрутера есть ли дрескод. Если нет, оптимально выбрать стиль — смарт кэжуал. Джинсы/брюки, рубашка/пуловер для парней, для девушек аналогично или платье/юбка длины миди.

3. Не готовы отвечать на вопросы о компании

Получить максимальный балл в проявлении заинтересованности довольно легко — прочитайте сайт компании, посмотрите статьи в СМИ. Это поможет вам ответить на вопросы рекрутера + для себя дополнить картину о работодателе и сфере работы. Если вы не сможете сделать этот элементарный пункт — ваши шансы значительно снижаются.

Это нужно, для того, чтобы:

  • Сократить время для уточнения деталей работы компании, по типу — а чем вы занимаетесь, какие у вас цели?
  • Это выразит вашу заинтересованность, т.к. вы уделили свое время и узнали о компании что-то дополнительное и дополнили свою картину в целом о компании.

4. Неприемлемое поведение

Маты, вызывающее поведение, показное безразличие, неадекватная реакция на вопросы — сыграют против вас. Если про маты и вызывающее поведение понятно, то поясню про последние два пункта.

Показное безразличие покажет вас как человека, незаинтересованного в сотрудничестве. Это можно считать по тому, как вы отвечаете на вопрос (не раскрывая темы вопроса, увиливая от ответа). В рабочих отношениях всегда две заинтересованных стороны — соискатель и работодатель.

Неадекватная реакция на вопросы. У каждого рекрутера свои заметки по этому пункту, но скажу за себя. В начале встречи я всегда обговариваю тайминг и структуру собеседования.

К примеру: «У нас с вами сегодня встреча буквально на 15-20 минут. Построим все следующим образом: сначала вы расскажете о себе, затем пройдемся по вопросам к резюме и перейдем к вопросам от вас. Чтобы диалог получился максимально конструктивным, прошу вас быть честным и отвечать на поставленные вопросы. Если некоторые из них вам будут некомфортны — дайте об этом знать.»

Так вот, некоторые на вопрос по типу «Где вы и с кем живёте на данный момент?» реагируют слишком остро. Например, говорят: «ну и вопросы у вас, кто их вам составлял?! ». Это нормально, что некоторые вопросы могут вызывать такую реакцию. Однако, вслух это можно произнести иначе: « Необычный вопрос, мне нужно некоторое время подумать …» или «Для меня этот вопрос личного характера и мне некомфортно сейчас его с вами обсудить».

Отвечая таким образом, вы дадите рекрутеру понять, что у вас есть свои личные границы, вы умеете грамотно управлять своими эмоциями при деловом общении.

5. Влияние на рекрутёра

Многие прочитав книги по психологии, коих сейчас достаточно в открытом доступе, начинают:

  • Перехватывать инициативу интервьюера;
  • Заводить дружбу с рекрутером;
  • Отвечать на вопросы с излишней эмоциональностью, для того чтобы разбудить эмпатию.

Это не сыграет в вашу пользу, поскольку чаще всего, рекрутер/hr- человек, который проводит много собеседований и может легко считать все эти действия.

Перехватывать инициативу не нужно — в конце у вас всегда будет время, чтобы задать оставшиеся вопросы и уточнить условия работы.

Заводить дружбу тоже не нужно, т.к. несмотря на то, что во многих компаниях пропагандируется неформальная обстановка, вас рассматривают как специалиста=боевую единицу. Поэтому ведите себя профессионально, умея совмещать неформальное общение вне рабочих задач в коллективе и отвечать за свою зону ответственности.

Т.к. у собеседующего скорее всего уже есть опыт общения с разными людьми, скорее всего его эмпатия достигла того уровня, когда можно выявить искренность задав пару вопросов. Поэтому здесь все, что вам нужно сделать — быть собой и отвечать честно. Все

6. Отсутствие определенности

Этот пункт похож с пунктом 4 из ошибок в резюме. Часто приходят люди, которые не определились со своей профессиональной и личной целями. Будьте искренними и имейте смелость признаться в этом. Не нужно выдумывать что-то, т.к. все тайное всегда становится явным в работе. К примеру, вопросы: «какую цель для себя, как для специалиста вы себе поставили в ближайшем будущем?» «А какова ваша личная цель?»

Лучше ответить так: «Интересный вопрос над которым я часто задумываюсь. Сейчас я не смогу ответить на него четко, т.к. не хочу обманывать ни вас, ни себя. Мне интересно попробовать себя на этой вакансии, потому что… Однако, я понимаю, что для вас также есть определенные риски при найме сотрудника без четкого понимания развития в будущем. Поэтому я готов пройти стажировку, по итогу которой у нас с вами появится понимание возможности совместной работы.»
Резюмируем

В этой статье мы разобрали одиннадцать типичных ошибок, которые совершают соискатели в резюме и на собеседованиях. Запомните их как следует, чтобы не повторять, если вы хотите в скором времени устраиваться на работу.

66
19 комментариев

Цепануло: "дочитайте до конца, т.к. все эти требования важны для компании"... да да, часто компании важно чтобы кандидат был фронтенд, бекенд и девопс в одном лице) Еще чтоб яичницу мог пожарить начальнику и правильное кофе засыпать, и полы помыть..

Плюс часто HR по незнанию сравнивают\заменяют Java === JavaScript..

По этому в IT чаще всего дойти до внятного IT специалиста, т.к. HR нужны какие-то скорее всего человеческие качества выяснить, но он совсем не знает про IT сферу..

А специфика там совсем другая и отношения у коллег как правило отличаются от того, что в целом принято в компаниях.. (возможно я ошибаюсь во всех пунктах, но это то, что я вижу когда перехожу куда-то или когда со мной делятся коллеги/друзья).

Пошел попробую дочитать много букФФФ)

4
Ответить

Дополню после прочтения)

В целом интересные советы, особенно про "Отсутствие определенности"..
А про одежду я понимаю все) что обычно это как на картинке.. но это ж глупо)

2
Ответить

Ооооо! "правильное кофе" - мы с тобой по разные стороны баррикад, товарищ))

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Я бы употребила - все относительно)  Спасибо за вашу обратную связь, мне нравится ваш подход - приходить на собеседование в том, в чем вы планируете работать далее. Возьму в оборот!

1
Ответить

Слишком нудно. Не в фаанг же рекрутингом же занимаетесь. 

1
Ответить

Спасибо за обратную связь) Ну, как уже сказала, все относительно) В сфере HR довольно много интересных вещей, но всегда есть то, что может казаться нудным. 

Тут вопрос - вы считаете нудным формат подачи информации или саму информацию? Буду рада, если дадите более полную и объективную оценку.

2
Ответить