Цифровой двойник сайта: что это такое и как им пользуется ecom

Технология цифровых двойников в других сферах применяется давно, она получила широкое распространение в медицине, космонавтике и промышленности. Но для ecommerce и retail, концепт цифрового двойника для сайта ― понятие совершенно новое и пока не всем понятное. Именно об этом мы постараемся рассказать в нашей статье.

В первую очередь, это актуально для больших сайтов, где много страниц. Как правило, это страницы 2-4 типов. Если это онлайн retail, то основные типы страниц ― это карточки (страницы отдельных товаров), листинги (списки товаров).

И по каждой странице нам нужно иметь под рукой оперативные и актуальные данные: что происходит с контентом, трафиком, поведением пользователей, потенциальным спросом, CTR, запросам по популярным страницам, техничкой и все это в динамике.

Цифровой двойник сайта: что это такое и как им пользуется ecom

Так мы пришли к идее, что нужна какая-то цифровая анкета страницы, некая точка сборки, где можно собирать данные из систем аналитики, из поисковых систем, вебмастеров, краулеров и технических внутренних инструментов.

Этот макет должен регулярно обновляться, быть всегда актуальным и доступным, чтобы можно было его использовать для роста поискового трафика и конверсии.

Цифровой двойник сайта: что это такое и как им пользуется ecom

Благодаря такой цифровой виртуальной модели по каждой странице вы можете:

  • «Подключать» различные данные (параметры/свойства).
  • Считать любые показатели и метрики.
  • Группировать по параметрам/свойствам.
  • Расставлять приоритеты по работе исходя из потенциала роста метрик.
  • Приоритезировать работы по ожидаемой эффективности внедрений.
  • Управлять обновлением данных
  • Работать со структурой, как правило, каталогами товаров или «предложений/объектов»

«Подключать» любые данные (параметры/свойства)

Например, сейчас у вас есть только данные по трафику, конверсии и какие-то SEO-метрики. Позже вы подключили сезонность, поисковый спрос, рассчитали какой-то тренд, подключили данные о количестве отзывов или качеству этих отзывов.

То есть вы можете постепенно, как конструктор лего, в этой точке сборки подключать новые данные, совмещать их, считать и выводить любые метрики.

Считать любые показатели

Вы можете использовать удобные для вас метрики или создавать собственные, например, качество карточки товара. Ключевое тут ― у вас появляется возможность рассчитать и регулярно отслеживать в динамике удобную для вас метрику, по которой вы можете оценивать бизнес процессы.

Группировать по параметрам/свойствам

Удобно группировать данные по любым признакам: отсортировать все карточки, на которых от 3 до 5 фотографий или листинги с количеством товаров от 20 до 50.

После чего вы можете сравнивать эти группы между собой и с контрольной группой, вычислять корреляции или определять их успешность. Например, вам кажется, что 3D обзоры хорошо влияют на поисковую видимость или конверсию. Теперь вы можете это взять и проверить.

Расставлять приоритеты по работам исходя из потенциала роста метрик

На основании данных, которые загружены в цифровой двойник, вы можете сформировать свой собственный подход и выстраивать работу, исходя из него. Отсортировать страницы, которые имеют наибольший или наименьший рост поискового трафика, отранжировать группы страниц по конкретным брендам. И после этого сформировать приоритет исходя из каких-то критериев, важных непосредственно для вашего бизнеса.

Приоритезировать действия над сайтом по ожидаемой эффективности внедрений

Представьте, что вы знаете, что отзывы эффективны с точки зрения поисковых систем или пользователи лучше реагируют на страницы, где отзывов много. И в рамках нашего цифрового прототипа вы можете отсортировать страницы, у которых этот параметр ниже эффективного. После того, как вы этот сегмент «нащупали», вы можете сконцентрировать на нем основные усилия команды.

Управлять обновлением данных

Несложно оптимизировать расходы и дешево иметь постоянный доступ к актуальным данным, после того, как вы переходите в цифровую форму. Вы контролируете все данные по сайту и как часто вы хотите их получать: трафик пусть обновляется каждый день, технические данные тоже, некоторые SEO-данные достаточно обновлять раз в неделю.

Работать со структурой, как правило, каталогами товаров или «предложений/объектов»

Если вы когда-то работали с miro или другими сервисами визуализации, то вы представляете, что после переноса идеи в наглядную схему, сразу становится понятно, так ли это работает или требуются какие-то изменения. Цифровой двойник также упрощает работу со структурой проекта и помогает управлять внедрениями.

Типовые сценарии использования

Представьте, что у вас есть интернет-магазин и в нем карточки товаров. Вы хотите понять, что-то про фотографии на карточках: на что они влияют, сколько фотографий лучше добавлять, чтобы улучшить те или иные показатели.

Вы заходите на один из экранов цифрового двойника, где агрегируются данные по карточкам товаров, выбираете для демонстрации данные по продуктовой аналитике по метрике «Фотография”, необходимую категорию, например, “Телевизоры” или “Душевые кабины” и выбираете модуль “SEO».

После чего формируется экран, где в наглядном формате собраны все данные в динамике по заданному запросу. И вы можете сделать выводы, основанные на данных, актуальных непосредственно для вашего сайта, что положительный тренд заметен, например, от 20 фотографий.

Цифровой двойник сайта: что это такое и как им пользуется ecom

Таким образом, вы можете интерпретировать любые данные, запросы и получать четкие ответы на свои вопросы. Вам доступна аналитика в разрезе любых, интересующих вас показателей: ассортимента, контента, дополнительной функциональности, поведения пользователей, SEO, UX, изменений на сайте и многое другое.

Для бизнеса концепт цифрового двойника может:

  1. Оцифровать текущие бизнес процессы.
  2. Перестроить взаимоотношения с подрядчиком за счет понятных и исчисляемых метрик.
  3. Наладить сквозные кросс командные цели.
  4. Получить продуктовый подход к развитию сайта для роста SEO и конверсии.
  5. Запустить/переделать (ритейл) процессы про каталог.
  6. Получить для бизнеса много новых данных.
Цифровой двойник сайта: что это такое и как им пользуется ecom

Цифровой двойник сайта, в нашей концепции, это инструмент для роста онлайн продаж, который может не только измерять эффективность таких метрик, как:

– продуктовые параметры (отзывы, фото и пр.);

– seo (тексты, поведение, ctr и пр.);

– внедрения и работы.

Но и использовать весь потенциал сайта, помогать росту поискового трафика и повышать эффективность любых действий по проекту.

Бизнесу мало знать, что эффективно и насколько, где и какой потенциал в трафике и конверсии. Нужно знать «состояние» каждой страницы в разрезе: какие действия возможно к ней применить и как эти действия могут увеличить ключевые показатели конкретного бизнеса.

1717
29 комментариев

Концептуально красиво, но непонятно, как реализовать.
У вас есть какие-то наработки в этом направлении?

1
Ответить

Виктор, да, мы разработали и продолжаем развивать платформу, которая позволяет работать с данными так, как описано выше.

В теории бизнес может агрегировать данные на своей стороне и отчасти это решается внутренними BI и системами аналитики. Но это сложно и дорого

Если говорить про SEOWORK, то уже сейчас мы фактически создаем цифровые анкеты страниц сайта, агрегируем массу данных о каждой из них и предоставляем возможность обогащать эту модель дополнительными данными (количество фото, наличие и количество отзывов и т.д.), но в полуавтоматическом режиме.
Автоматизация сбора всех данных это следующий шаг, и мы в этом уже продвинулись используя нейросети и другие технологии.

4
Ответить

Сеошники уже не в состоянии самостоятельно аккумулировать данные из вебмастеров, метрики и т.д.?

Ответить

Задача: сколько сеошников понадобиться, чтобы самостоятельно аккумулировать данные из вебмастеров, метрики и.т.д. для проекта уровня алиэкспрес? )))

5
Ответить

а когда были?

Ответить

Это, мягко выражаясь, доселе было за пределами компетенций SEO-специалистов. Одно дело - парсить данные, другое - получить по ним внятные синтетические метрики, качественно новую информацию и т.п.
Попробуйте, скажем, траф спрогнозировать по заданной группе запросов для конкретного сайта в перспективе эдак полугода.

1
Ответить

Для чего нужен двойник и что он собирает - я понимаю.

Не могу понять, как\через что осуществляется работа. Вот есть оригинал страницы - карточки товара. Вы заменяете её на свою - на макет цифровой анкеты, с которой можно в одном месте собирать всю аналитику? Это будет специальная ссылка? А что в этот момент происходит с оригиналом?

И почему тогда эту цифровую анкету нельзя повесить на оригинал страницы, чтобы собирать информацию, а нужно создавать именно двойник, если этих страниц и так много? 

Ответить