Банки ультимативно лезут к нам в личную жизнь

Пару лет назад мы делали обзор премиальных банковских карт и обзор как экономить на страховках, если нет премиалки. А сейчас мы проанализировали порядка сотни приложений банков на права доступа, которые они требуют при установке их мобильного приложения на андроид. Результаты свели в таблицу.

Банковские приложения и сами банки ведут себя очень наглым образом. Уже при установке они запрашивают права доступа, которые им необязательны или совсем не нужны для работы. Например, приложение Сбербанка сразу требует доступ к звонкам и фоткам. Я категорически против. Отказываю. А приложение не хочет работать при таком раскладе.

Приложения банков отказываются работать без доступа к звонкам Игорь Тарасов
Приложения банков отказываются работать без доступа к звонкам Игорь Тарасов

Банки, конечно, говорят, что всё во благо народа.

Банки сообщают, что хотят проверять наш смартфон на вирусы Игорь Тарасов
Банки сообщают, что хотят проверять наш смартфон на вирусы Игорь Тарасов

Нам же и пенсионный возраст, и НДС повышают по просьбам трудящихся, и даже старого деда до 2036 года продлили. Мы не хотим. А они делают всё, чтобы нам было им проще дать, чем объяснить почему не хочется.

А мы не хотим
А мы не хотим

Ответ Сбера просто поражает.

Ответ Сбера на претензию Игорь Тарасов
Ответ Сбера на претензию Игорь Тарасов

Сбер не одинок. Такая же ситуация и с ВТБ, с которым мы год судимся за закрытие счёта.

Ответ ВТБ
Ответ ВТБ

Кто-то даёт добро банкам к с своим личным данным не глядя, а потом банки используют эти данные.

Пользователь vc.ru пишет
Пользователь vc.ru пишет

Когда сталкиваешься со СПАМом целенаправленным и понимаешь, что кое-кто слил персональные данные, то уже начинаешь относиться к ним куда бережнее.

Ещё у нас тут Ситибанк и Совкомбанк отличились, если вы клиент этих банков и живёте за границей, то банк считает, что приложение вам не должно быть доступно.

Ситибанк и Совкомбанк отказываются ставится на смартфон за границей
Ситибанк и Совкомбанк отказываются ставится на смартфон за границей

Анализ приложений известных банков

Мы решили сделать анализ приложений основных банков. Проанализировать три типа мобильных приложений банка:

  • для физических лиц;
  • для юридических лиц;
  • и брокерские приложения для инвестиций в ценные бумаги.

Все сведения мы свели в таблицу. Теперь вы можете заранее выбирать нормальный банк, которые не лезет вам нагло в штаны ваш смартфон за вашими данными.

Ситуация не такая уж и угрожающая. Но пока неизвестно куда тренд идёт. Важно, чтобы все клетки в таблице стали зелёными, а не количество красных увеличилось.

Права доступа запрашивают почти все. И в идеале надо зелёными отмечать только тех, кто не запрашивает никаких прав доступа, а жёлтым цветом отмечать тех, кто запрашивает, но работает, если в правах доступа отказано. Если представители банков всё же отреагируют на наши недовольства, то через годик будет уместно повторить тестирование.

Проблема копий паспорта

И чтобы два раза не вставать поговорим про копии паспортов ещё. Нигде никаким законом не предписано коллекционировать копии паспортов. Смысла в их коллекционировании нет. Например, у нас в ITSOFT были перегибы на местах, когда сотрудники брали копии паспортов, но я это запретил делать категорически.

Рынку вообще нужна система идентификации по одному ИНН+TOTP вместо кучи реквизитов и персональных данных.

Никогда никому старайтесь не давать копии паспортов. Всегда требуйте законное обоснование, чтобы потом кредит на вас не повесили или ещё что, а вам не пришлось доказывать, что подпись не ваша. Если же там упираются, то когда снимаете копию с паспорта нужно приложить 2-3 листочка на пустое место в паспорте с указанием куда предоставляется копия паспорта. Потом такой копией невозможно воспользоваться, если она уйдёт на чёрный рынок. А у вас будет хотя бы теоретическая возможность привлечь виновника к ответственности в суде.

Банки пока в массе не применяют ЕБС (единую биометрическую систему).

63-ФЗ об электронной подписи принят уже лет 10 как. Но банки его игнорируют и упорно не хотят работать с документами подписанными УКЭП, хотя согласно п. 1 ст. 6 63-ФЗ они обязаны. По сути мы уже год с ВТБ за это и судимся.

Возможные решения проблемы

Пинать и стыдить постоянно банки и всех, кто пытается без нужды получить доступ к нашим данным. Проверьте какие права имеют все ваши мобильные приложения и запретить всё лишнее. Это можно сделать в Настройки → Приложения → Менеджер настроек. Не бойтесь запретить нужные права, если потребуются, потом можно всегда разрешить.

Если вы не пишете видео со звуком из Facebook и Instagram, то этим приложениям не нужен доступ к микрофону.

Если вы используете приложения соцсетей только для чтения и не постите фотки, то и доступ к камере им ни к чему.

Зачем доступ к камере смартфона имеют некоторые банковские приложения вообще непонятно. Ещё они доступ к диску имеют. Они вполне могут работать и без него.

Тем банковским приложениям, которые отказываются работать без прав ставим единицу в рейтингах Google Play, пишем отзывы на банкиру.

С этим нужно что-то делать на законодательном уровне. Отчасти даже сделано — ст. 5 152-ФЗ. Там сказано, что собирать персональные данные можно только те, которые реально нужны. Есть ст. 15 152-ФЗ, где запрещено без нашего согласия использовать наши данные для того, чтобы нам что-то впарить. Но банки в своих кабальных договорах уже получают от нас согласие и большинство это подписывает не глядя. Хотя согласно закону мы можем отказать банку в части его хотелок. Тут нужно внимательно читать договор и приложения к нему.

Совсем отвратительно то, что согласно ст. 14 152-ФЗ мы не можем получить информацию об обработке наших данных указанную в п. 7., так как согласно подпункту 3) п. 8 наше право может быть ограничено. Банк же всегда может сослаться, что он залезает к нам в трусы смартфон не чтобы лучше нам рекламу показывать и продвигать свои услуги, а чтобы с терроризмом бороться. Мало ли кто чего не то думает про власть.

Банки ловили уже за руку на утечке персональных данных, но им ничего не было по сути, а пострадавшие клиенты существенных компенсаций не получали.

Сейчас пора предвыборных кампаний начинается. Можно обратиться к депутатам и к кандидатам в депутаты, что есть конкретная проблема. Отличный повод с ними познакомиться. Со своими я знакомился в битве за поправками против судебных приказов. В очередной раз напишу письма со ссылкой на данную статью. Тема очень больная. Статей и откликов много. Давно пора навести порядок в том, какие данные банки могут получать, а какие не могут. Ст. 5 152-ФЗ должна работать, а те, кто без необходимости собирает данные, должны за это дело отвечать очень серьёзно и не перед государством, а перед физическими лицами. А то права нарушаются наши, а штрафы собирает государство обычно. В результат я, конечно, не верю, но времени это тоже много не занимает.

В ЦБ РФ жалобы писать бесполезно, они там одни отписки дают, что не вправе вмешиваться в деятельность банков.

Если у вас есть возможность совсем не пользоваться телефонной связью, то лучше не пользуйтесь. Банки почему-то не внедряют общение через Telegram. Мы давно внедрили и всем рекомендуем телебота. Телефонная связь пишется в нескольких местах. Все данные озвученные по телефонной связи почти в открытом доступе. Прослушки сливают регулярно в сеть и к вашим телефонным переговорам имеет доступ большой круг лиц.

Не светите личную мобилу для банков.

В идеале СМС принимать на одном телефоне, а приложение банка на другом.

Совсем в идеале банкам уйти от СМС и сим-карт. Сим-карты бывает и подделывают в смысле перевыпускают незаконно. И СМС-ки дорого стоят. Ведь TOTP куда безопаснее и дешевле. Но банкам, за редким исключением, почему-то проще за смски платить, чем перейти на аппаратные токены. Сейчас начали внедрять некоторые банки программные генераторы кодов, но они инициализируются через смс, т.е. деньги они экономят, а безопасности не дают.

Дата-центр ITSOFT — размещение и аренда серверов и стоек в двух дата-центрах в Москве. За последние годы UPTIME 100%. Размещение GPU-ферм и ASIC-майнеров, аренда GPU-серверов, лицензии связи, SSL-сертификаты, администрирование серверов и поддержка сайтов.

4141
62 комментария

Мда, честно, но это уже паранойя.
P.S. Доступ к камере нужен для оплаты счетов через QR.

6
Ответить

Его можно просить в момент попытки сканирования кода, а не безальтернативно при первом запуске приложения. Как, в прочем, и со всеми остальными правами.

32
Ответить

Игорь, полностью с вами согласен. Спасибо за статью.

"Кол" ВТБ я влепил после того как они доступ к телефону просить стали, а ведь до этого прекрасно без него обходились. Сбер просто сразу снёс как увидел что там просят, благо есть и другие банки.

Хотел бы ещё обратить внимание на тему, что вы вскользь затронули. Ещё одна из любимых уловок банков и сотовых операторов: предлагать пользователю отказаться от дополнительных услуг, а не наоборот. Сам недавно на такое попался у Тинькофф, с подключёнными по-умолчанию СМС- оповещениями. В договоре была опция отказаться, которую я пропустил. Думаю, что закон о запрете такого трюка был бы очень полезен.

8
Ответить

Не было доступа к телефону - банк не мог определить с какого устройства была совершена операция. Вы уверены, что нужна такая "безопасность"?

Ответить

В Сбере есть такой прикол: тебе звонят мошенники, ты им не отвечаешь. После этого Сбер присылает уведомление, что тебе звонили мошенники. Это все, конечно, хорошо, только мошенники подсылаются самим Сбером

Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Президент — не сотрудник правительства

1
Ответить