Массовое увольнение сотрудников: что делать рекрутеру?

На днях вышла новость про массовое увольнение сотрудников из компании Skillbox, и мы решили рассказать, что делать рекрутеру, чтобы одновременное увольнение большого числа коллег (неважно, по собственному желанию или по воле компании) не ударило по найму и репутации бренда в будущем.

В ноябре-декабре 2021 года Skillbox и GeekBrains уволили около 300 сотрудников. Компанию покинули методисты, продюсеры и специалисты техподдержки, а значит прямо сейчас на рынке оказалось множество специалистов эдтеха. Не надо быть предсказателем, чтобы предположить что в будущем рекрутерам будет сложнее нанимать и объяснять потенциальным кандидатам, что они не окажутся на месте ушедших сотрудников.

Сотрудники массово расстаются с компаниями по разным причинам:

В такой момент рекрутеру и бизнесу хорошо бы подумать, как подобная ситуация повлияет в дальнейшем на репутацию компании, и что они в состоянии сделать. Если не управлять этим процессом, то в будущем вас ждут большие проблемы в найме.

Кира Кузьменко (NEWHR, Доказательный рекрутинг)

«Одна очень крупная и известная компания во время пандемии в 2020 году заморозила найм и начала увольнять в том числе недавно нанятых людей. Они сократили довольно большое количество экспертных кадров. Адекватной коммуникации на рынок об этом не было и пошла волна слухов о том, что что-то не так внутри бизнеса. Буквально через 3-4 месяца компания начала нанимать обратно уже других людей на те же самые должности. В результате им пришлось потратить много энергии, чтобы правильно коммуницировать в рассказе про произошедшее А их рекрутерам было особенно непросто».

Неважно, почему ушли сотрудники. Важно — как вы поступите с ними, как рекрутер. Потому что в ваших силах если не исправить ситуацию, то хотя бы сделать все, чтобы оставить правильное впечатление о компании, как бывшем работодателе.

Что может сделать рекрутер

Круто, когда бизнес работает в связке с рекрутером, который заранее знает, что впереди компанию ждет массовый исход сотрудников. Тогда можно работать на опережение, а не пытаться вырулить из ситуации постфактум. Это важно, потому что если не сделать все правильно, то именно рекрутер в будущем будет разгребать последствия массового увольнения и пытаться доказать кандидатам, что компания — хороший работодатель.

Сотрудники могут уйти от вас обиженными, рассерженными, в плохом настроении. Это совершенно нормально. Ваша задача как рекрутера: сделать так, чтобы они, несмотря ни на что, ушли лояльными к компании.

Чтобы этого достичь, поступайте с сотрудниками так же, как вы поступили бы с хорошим другом, с которым случилась неприятность. Он покидает компанию и вам хочется ему помочь. Как бы вы помогли своему хорошему другу в такой ситуации? Вот точно такой же алгоритм и применяйте по отношению к своим сотрудникам.

Если вы можете помочь с поиском работы — сделайте это. Напишите пост о том, что вы можете порекомендовать таких-то специалистов. Либо сходите к знакомым кадровым агентствам.

Кира Кузьменко (NEWHR, Доказательный рекрутинг)

«Я знаю нескольких рекрутеров, которые писали нам в NEWHR, присылали списки кандидатов, давали по каждому из сотрудников свое ревью о его сильных и слабых сторонах, куда он хочет развиваться и давали подробное резюме. Рекрутеры, которые помогают с трудоустройством сотрудников, получают круг лояльных людей, готовых помогать ему с другими вопросами».

При увольнении по любой причине помните главное: обращайтесь с сотрудником, как с лучшим другом, ну или так как, вы хотели бы, чтобы обращались с вами. Это означает, что вы не бросаете людей, а помогаете им. Даже если очевидно, что сейчас вам не по пути и надо расходиться, сделайте это максимально экологично.

Предложите сотруднику свою помощь, спросите, чем вы могли бы быть ему полезны:

— Нужны рекомендации? Без проблем.

— Интро в какие-то компании? Окей.

— Познакомить с рекрутинговыми агентствами? Да пожалуйста!

— Нужна небольшая карьерная консультация? Я к твоим услугам.

Это нормальный человечный подход, который точно окупится.

Кира Кузьменко (NEWHR, Доказательный рекрутинг):

«Я знаю фаундеров, которые приходили к нам в рекрутинговое агентство со списками своих людей. Это было самое начало пандемии, когда многие бизнесы были в непростой ситуации. И крутые фаундеры лично ходили к владельцам иных компаний, к нам и в другие агентства и продавали своих сотрудников. Подыскивали своим людям классные места.

Естественно, такой подход и такое вовлечение в судьбу своих сотрудников окупается. Эти люди уходят, сохраняя лояльность, они продолжают говорить о компании позитивно даже после увольнения. Часть сотрудников, кстати, готовы вернуться, если дела в компании пойдут лучше и т.д.»

Итого:

1. Работайте на опережение.

2. Помогите сотрудникам найти новую работу: напишите пост в соцсетях или отправьте их резюме кадровому агентству.

3. Предлагайте свою помощь в виде рекомендаций, интро, карьерных консультаций и контактов рекрутинговых агентств.

Больше полезных постов про рекрутинг и не только читайте в нашем телеграм-канале Доказательный рекрутинг.

1212
14 комментариев

Нужна небольшая карьерная консультация? Я к твоим услугам. Хмм, а где есть такие HR, которые могут дать адекватные карьерные консультации? Такие реально существуют?

Интро в какие-то компании? Окей. Ого, а где есть такие HR, которые реально разбираются в профессии работника и могут даже дать какие-то интро?

Вообще, единственное, что действительно поднимет настроение — это "золотой парашют", то есть бонус в размере 2-3 з\п.

4
Ответить

Что может сделать рекрутерОчевидно, может попытаться попиариться с говеной статьей на виси. ру

3
Ответить

Я хоть не HR но даже мне кажутся эти "Итоги" смешными. Максимум что делают кадровики, это на НН соискателей ищут их же обзванивают. Хотя сейчас некоторые, просто инвайты кидают и даже не удосуживаются позвонить.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Придумать? Скорее "прочесть методичку".

2
Ответить

не ударило по найму и репутации бренда в будущем.последовать примеру, это вопрос не эйчарного ума

Ответить

выкидываю в мусорку все резюме где вижу Skillbox и GeekBrains. Хотя грешен, сам чуть было не купил у них курсы по JAVA

Ответить