Выход на рынок Китая. Преимущества и возможности

Все про электронную торговлю России и Китая. Как бизнесу выйти на китайский рынок в 2022 году и с помощью cross-border маркетплейсов продавать свои товары.

Автор: Данила Петров, команда Asia Pacific.

Выход на рынок Китая. Преимущества и возможности

Электронная торговля в Китае в 2022 году

Волны санкций со стороны стран ЕС и США, обрушившиеся на нашу страну в течение последних дней, показали, что Россия ещё в течение долгого времени может находиться в жёсткой изоляции на западном направлении. И в первую очередь это нанесёт сильный удар по российскому экспорту — причём как по сырьевой, так и не сырьевой его частям. Однако в то же время наш восточный сосед Китай отреагировал на складывающуюся ситуацию очень сдержанно. Он не только не осудил действия России, но также не поддержал отключение России от системы межбанковской коммуникации SWIFT. В связи с этим можно рассчитывать на то, что санкции повлияют на торговлю с КНР в гораздо меньшей степени, чем в случае с другими странами (это уже подтвердили китайские чиновники). В связи с этим российским предпринимателям в своей внешнеторговой деятельности снова придётся сделать упор на Китай. В этом материале мы расскажем вам о механизмах и условиях, которые значительно упрощают работу в Поднебесной и делают Китай самым предпочтительным торговым партнёром ближайших лет.

E-commerce

На фоне всего информационного потока, связанного с фактической отменой авиасообщения с Европой, пришла и ровно противоположная новость — с 14 марта Китай снова начнёт принимать рейсы из России. Однако, к сожалению, прилететь на них в КНР россияне не смогут — китайцы всё ещё не оформляют иностранцам ни одну из категорий виз. Граница между двумя странами почти наверняка будет оставаться на замке до конца 2022 года, но есть обоснованные надежды на то, что полноценные пассажирские перевозки между двумя странами начнут восстанавливаться уже в начале 2023 года.

Тем не менее, это не означает, что предприниматели из нашей страны не смогут в полной мере вести бизнес с Китаем ещё целый год. Причём это касается даже тех компаний, которые раньше не имели опыта работы с Китаем. Ещё до пандемии китайские власти и технологические корпорации сумели создать систему, которая позволяет иностранным предприятиям «удалённо» вести прибыльную торговлю в КНР.

Основной частью этой системы можно назвать чрезвычайно развитую в Китаю сферу интернет-торговли. Согласно статистике, китайский рынок электронной коммерции является крупнейшим в мире (объём продаж в нём находится на уровне 2 трлн $), на него приходится до половины от всей розничной торговли Поднебесной. У китайских покупателей практически не осталось никаких предрассудков касательно надёжности онлайн-шоппинга — в интернет-магазинах они делают заказы на товары из самых разных продуктовых категорий.

Правда, в обычных условиях для того чтобы иностранная компания могла использовать этот канал продаж, по законодательству КНР ей необходимо зарегистрировать юридическое лицо на территории Китая, а также открыть счёт в китайском банке. Также работа интернет-магазина требует расходов на создание инфраструктуры внутри страны — офис, сотрудники, склад и т. п. Всё это требует немалых финансовых затрат и усилий даже в обычное время, а в период пандемии и экономической нестабильности это подчас становится довольно трудным для выполнения квестом.

Выход на рынок Китая. Преимущества и возможности

Фото: Reuters

Cross-border

Однако избежать эти сложности всё-таки можно. Это возможно при ведении торговли по схеме cross-border. Она предполагает два варианта отправки продуктов клиентам, заказавшим их на торговой площадке:

  • В первом случае продукция экспортёра доставляется на склад маркетплейса, находящийся за пределами Китая, или в бондовой зоне на территории КНР. Далее, как только пользователь маркетплейса делает заказ на единицу товара на складе, начинается процесс таможенной очистки товара, упаковки и отправки клиенту с помощью курьерской службы.
  • Во втором случае бондовые склады не задействуются, и доставка конкретного заказанного продукта клиенту осуществляется напрямую со склада в стране происхождения товара.

Первый вариант по ряду причин выглядит более привлекательным. Прежде всего потому, что китайские маркетплейсы уже давно приучили своих пользователей к чрезвычайно быстрой доставке товаров — обычно до 3 дней — такие сроки почти невозможны при отправке не из одной из частей России. Более же долгое ожидание оплаченного продукта может негативно повлиять на потребительский опыт клиентов и соответственно на восприятие бренда.

Кроме того, стоит помнить, что при использовании второго варианта заниматься таможенными вопросами экспортёру придётся самостоятельно с помощью сторонней импортной компаниии-посредника из КНР.

В любом случае использование cross-border фактически избавляет иностранные компании от необходимости юридического присутствия предприятия в Китае — это является большим плюсом для брендов, которые только-только начинают торговать в китайском интернете и ещё не имеют точного представления о спросе на свои продукты. Таким образом, им не нужно открывать компанию и банковский счёт в КНР и тратить средства на самостоятельную настройку инфраструктуры. Всю же операционную деятельность магазина могут взять так называемые партнёры маркетплейса.

Кроме того, работа через cross-border позволяет компаниям быть более гибкими, если они продают свои продукты сразу на нескольких азиатских рынках — таможенная очистка каждой купленной единицы продукта происходит только после того, как пользователь маркетплейса оставляет заказ на сайте, а это значит, что предпринимателям не нужно предварительно разделять экспортируемые партии по стране продажи. Это поможет избежать ситуации, когда один и тот же товар реэкспортируются в другую страну и его себестоимость увеличивается из-за повторной уплаты таможенных пошлин.

Выход на рынок Китая. Преимущества и возможности

«Умный склад» компании Cainiao, партнёра маркетплейса Tmall

На сегодняшний день почти каждый крупный китайский маркетплейс имеет отдельный cross-border раздел в своём мобильном приложении (самым известным из них является Tmall — недавно мы опубликовали два материала о способах продвижения на этой платформе Alibaba Group). Есть в Китае и популярные онлайн-платформы (например, Kaola), ориентированные исключительно на трансграничную торговлю.

Китайские покупатели доверяют местным системам проверки качества импортных товаров, поэтому делают заказы на товары через cross-border без лишней настороженности.

Бурному росту cross-border в Китае способствует активная поддержка этого направления со стороны властей Китая. О важности развития такой формы торговли в прошлому году высказывался даже глава Китая Си Цзиньпин. Частично благодаря и этому в последние пять лет объём трансграничной электронной торговли в Китае увеличился в 10 раз. Так, с 2015 года в стране создаются многочисленные Пилотные зоны трансграничной электронной торговли, ориентированные на максимальное облегчение такой формы коммерции. Сейчас в Китае функционируют 132 подобные зоны.

Зоны свободной торговли

Еще одной частью системы, которая облегчает «дистанционное» ведение бизнеса в Китае являются бондовые зоны, также известные как зоны свободной торговли. Они начали постепенно появляться в разных провинциях Китая с 2013 года. Именно на территории этих зон и находятся склады, на которых могут храниться товары до их таможенной очистки.

Также в случае, если западная компания всё же видит необходимость в открытии предприятия на территории Китая, это удобно сделать именно в бондовой зоне. Компании, зарегистрированные в них, могут получать налоговые и таможенные льготы. Кроме того, иностранным предприятиям даже разрешено вести производство в рамках зон свободной торговли.

На сегодняшний день в Поднебесной насчитывается 21 бондовая зона — бóльшая их часть сосредоточена в прибрежных районах Китая, а также в центральных и юго-западных провинциях страны. Но в 2019 году одна из таких зон появилась и на границе между Россией и КНР — в северо-восточной провинции Хэйлунцзян. И, по всей видимости, в ближайшие годы значение этой бондовой зоны для нашей страны будет стремительно повышаться.

Выход на рынок Китая. Преимущества и возможности

Въезд в самую северную зону свободной торговли Китая в провинции Хэйлунцзян

Логистика

Не так давно перевозки через сухопутную границу между двумя странами пользовались популярностью в большей степени либо у крупных экспортёров минеральных ресурсов, либо у мелких китайских челночников, закупающихся русскими продуктами в приграничных городах России. Предприятия же из европейской части России в основном предпочитали отправлять свою продукцию в Китай морскими путями.

Однако коронакризис значительно изменил сложившийся порядок вещей. Радикальное повышение стоимости перевозки контейнеров морём и строгие санитарные проверки в портах заставили российских бизнесменов и логистов искать альтернативные способы доставки продуктов в Китай. Главным из них стала транспортировка товаров по железнодорожным дорогам до северных границ Китая. Ранее такой маршрут часто игнорировался экспортёрами из-за ряда серьёзных недостатков железнодорожных перевозок. Однако обстоятельства заставили изменить отношение к этому виду транспорта. В будущем в условиях санкций и нестабильности морских путей привлекательность такого способа транспортировки в Китай товаров может только увеличиться, т. к. при отправлении товара грузовыми поездами минимизируется влияние третьих стран и внешних обстоятельств на ход поставки.

К слову, также возможны и автомобильные перевозки грузов. Так что ещё одним преимуществом торговли с Китаем можно смело назвать многообразие способов транспортировки.

Проведение финансовых операций

Что же касается перемещения выручки от продажи товаров в обратную сторону, то здесь законное беспокойство вызывает влияние на бизнес отключение России от системы SWIFT и прекращение работы карт платёжных систем Visa и Masterсard российских банков за рубежом.

Даже осуществление самого худшего прогноза, предполагающего отключение всей банковской системы, по всей видимости, не нанесёт столь серьёзного удара по российско-китайским торговым отношениям. Дело в том, что на восточном направлении у SWIFT существуют альтернативы. Во-первых, это отечественная Система передачи финансовых сообщений (СПФС), с которой работает Банк Китая, а, во-вторых, китайская Система трансграничных межбанковских платежей (CIPS) — к ней уже подключено более двух десятков банков из России.

Что же касается прекращения работы в России платёжных систем Visa и Masterсard, мы можем с высокой долей уверенности говорить, что китайский UnionPay не последует примеру западных конкурентов и продолжит сотрудничать с нашей страной. В то же время со временем всё больше российских банков будут предлагать своих клиентам оформить кобейджинговые карты Мир-UnionPay.

Тем не менее стоит помнить опыт первой волны санкций 2014 года, после которой многие китайские банки, боясь санкций со стороны западных стран, с немалыми перебоями работали с российскими компаниями, хотя публичной отмашки со стороны властей Китая на это никогда не поступало. К сожалению, следует ожидать продолжения и, скорее всего, даже усиления этого тренда.

Таможенные пошлины

В целом, Китай, несмотря на заявления о желании уйти от зависимости от экспортной продукции, проводит довольно лояльную политику в сфере таможенных пошлин. По большинству продуктовых категорий импортные тарифы нельзя назвать очень высокими и, кроме того, Китай регулярно снижает пошлины на широкий спектр иностранной продукции. Так, в 2020 году были уменьшены пошлины на 850 категорий товаров, а в этом году — на 954. Среди них:

  • широкий перечень видов замороженной рыбы, некоторых ракообразных и моллюсков
  • молочная сыворотка и сыры
  • молочные смеси и детское питание
  • орехи
  • сушёная клюква
  • апельсиновый сок
  • ряд алкогольных напитков
  • декстрины и модифицированные крахмалы, продукция корма для животных, протеин в порошке, продукты растительного происхождения для животных
  • широкий перечень минералов
  • фармацевтическая продукция
  • пластмасса, каучук и изделия из них
  • эфирные масла
  • большое количество металлов и металлических изделий
  • широкий перечень видов древесины и изделий из неё
  • и многие другие категории товаров (с полным и подробным списком можно ознакомиться по ссылке — документ на китайском языке)
Выход на рынок Китая. Преимущества и возможности

Фото: РИА НОВОСТИ

Выводы

В условиях надвигающейся международной изоляции России Китай может стать основным внешним рынком для подавляющего большинства компаний нашей страны. Этому прежде всего способствует сочетание таких важных факторов, как огромный потребительский спрос внутри КНР, стабильные партнёрские отношения между двумя странами и позитивное отношение простых жителей к России.

Также к этому стоит добавить ряд условий, которые значительно облегчают процесс торговли в Китае и делают её возможной практически без физического присутствия компании в стране:

  • Развитая инфраструктура трансграничной электронной торговли (cross-border e-commerce)
  • Большое количество зон свободной торговли (бондовых зон), в том числе одной, созданной с расчётом на развитие сотрудничества между предприятиями из РФ и КНР
  • Разнообразие маршрутов и способов транспортировки продуктов из России
  • Относительная стабильность финансового сообщения между двумя странами
  • Политика снижения таможенных тарифов китайского правительства

В 2021 году товарооборот между Россией и Китаем достиг рекордного показателя — 148 млрд долл $. В феврале этого года председатель КНР Си Цзиньпин выразил надежду на то, что объём торговли между странами вырастет до 250 млрд $. Насколько достижима такая планка в текущих условиях и будет ли велик вклад экспорта из РФ в КНР остаётся большим вопросом. Но, очевидно, что роль китайского направления для российской торговли будет всё более значимой и всё больше отечественных производителей будут открывать магазины на китайских маркетплейсах.

Интересуетесь маркетингом в Китае? Подписывайтесь на наш Telegram-канал

55
4 комментария

Интернет тормозит с каждым днем больше.
Можно без ссылок, без вебинара - получить текст: что требуется сделать чтобы "завтра" наш товар поехал в Китай?
Готовы дать партнеру эксклюзивно хорошие условия.

2
Ответить

Очень здорово описана китайская часть по Логистике.
А интересно насколько мы готовы в разы увеличить пропускную способность наших логистических каналов - дорог на восток, трубопроводов, ЖД путей и т.д.

1
Ответить

Если в целом, то всё упирается в необходимость выделения большого количества средств (реально больших) на развитие транспортной инфраструктуры.

Но, конкретно, с трубопроводами значительное увеличение пропускной способности вполне возможно. В феврале власти как раз договорились с китайцами по поводу Силы Сибири-3 и дальше наверняка будут продавливать Силу Сибири-2. Думаю, в новых условиях это будет прям очень приоритетными проектами.

С ЖД все не так радужно. Скорость грузовых поездов довольно низкая, инфраструктура старая. И это тоже все требует очень больших денег и эффективного управления. Тут хорошо бы наконец с мертвой точки проект высокоскоростной магистрали Москва-Казань сдвинуть, о чем-то более масштабном, вроде развития Транссиба, речи пока не идет.

1
Ответить

Китай очень приветствует российские товары. У нас есть много платформ электронной коммерции в Китае, а также надежная логистическая система, до тех пор, пока товары из таможенной декларации будут завершены, 1-3 дня могут быть доставлены любому потребителю в стране. Кроме того, электронные торговцы в Китае начали материализоваться. Если клиенты размещают заказы, платформа организует доставку товаров в течение полудня из ближайшего физического магазина клиента. Я также ищу некоторые возможности для сотрудничества с нашими российскими друзьями в надежде на совместное развитие китайского рынка, конечно, не только для электронной коммерции…Замороженная курица и продукты из говядины также имеют огромный рынок в Китае

1
Ответить