Как рассказывать о рабочих достижениях с пользой для карьеры? Гайд по самопрезентации

Делать свою работу хорошо — круто и важно. Но, если хотите, чтобы ее больше замечали и ценили, посвящайте коллег в процессы и рассказывайте о достижениях боссу. Как это сделать по существу и без хвастовства — в тексте.

Привет! Меня зовут Александр Савельев.
Я руководитель технической поддержки и администрирования сервисов в Selectel.

В компании работаю семь лет, за это время презентовал свои результаты и как подчиненный, и как руководитель. В гайде делюсь лайфхаками из практики и рассуждаю о пользе самопрезентации для профессионального роста. Если у вас есть, чем поделиться или о чем поспорить, — пишите в комментариях.

Как рассказывать о рабочих достижениях с пользой для карьеры? Гайд по самопрезентации

Зачем рассказывать о достижениях?

Для шеринга информацией

Так все будут в курсе, чем вы занимаетесь и по какому вопросу можно обратиться за помощью. У руководителя же будут реальные основания для принятия решений о вашем карьерном развитии.

Как рассказывать о рабочих достижениях с пользой для карьеры? Гайд по самопрезентации

Для баланса негатива и позитива

Плохое видно само по себе — ошибки случаются, и люди любят их обсуждать. А вот хорошим надо делиться: когда все идеально, создается ощущение, что так и должно быть.

Как рассказывать о рабочих достижениях с пользой для карьеры? Гайд по самопрезентации

Для собственного удовлетворения и мотивации

Когда понимаешь, как именно работа помогла команде и компании, отношение к тому, что делаешь, меняется. Осознание ценности придает сил и стимулирует желание не останавливаться на достигнутом.

Как рассказывать о рабочих достижениях с пользой для карьеры? Гайд по самопрезентации

Для постановки личных и профессиональных целей

Умение формулировать результат и делиться им помогает системно рефлексировать на тему проделанной работы и карьерных амбиций. Например, вовремя задавать себе вопросы о навыках — какие уже достаточно развиты, а какие стоит подтянуть.

Как рассказывать о рабочих достижениях с пользой для карьеры? Гайд по самопрезентации

→ О том, как правильно ставить карьерные цели и анализировать свои скиллы, рассказываем в полезном гайде о PDP — персональном плане развития карьеры.

Как говорить о результатах конструктивно и без хвастовства?

В детстве многим из нас твердили: «Хвастаться — нехорошо»‎. Это эхом отразилось на умении публично рассказывать о своих заслугах.

Но делиться и хвастаться рабочими достижениями — не одно и то же. Первый способ распространения знаний о работе опирается на конкретику: метрики, закрытые задачи, проведенные встречи, продажи. Второй зациклен на «я»‎-установке и транслирует, по сути, один месседж: «я супер-пупер классный специалист»‎. А вот почему и зачем об этом нужно знать остальным — не понятно.

Как рассказывать о рабочих достижениях с пользой для карьеры? Гайд по самопрезентации

Пример

Представим, что работаете в техподдержке, и сотрудники из других отделов компании плохо понимают, как устроена ваша работа. Им кажется, что вы справляетесь с задачами не слишком эффективно и мало помогаете клиентам.

Как конструктивно объяснить, что это не так?

  • Плохое решение — позиция «Я хвастаюсь»‎:

«Я работаю в техподдержке уже 30 лет, за это время решал самые разные кейсы и общался с главными топами сферы. Поэтому лучше знаю, как нужно работать!»‎

  • Хорошее решение — позиция «Я делюсь»‎:

«За 5 лет моей работы в компании оценка удовлетворенности клиентов выросла с 7 до 9. За это время я решил более 500 B2B-кейсов, благодаря мне и команде около 10 клиентов вырастили свои мощности у нас более, чем на 40%»‎.

После советуем устроить ликбез и выступить с презентацией о том, как в компании устроена работа поддержки. Это поможет погрузить коллег в процессы, а еще — снизить уровень раздражения и ответить на самые популярные вопросы.

Как презентовать свою работу? Пошаговый гайд

Шаг первый: ставим цель

На старте ответьте на вопрос: «Что мне даст презентация работы?»‎ После подумайте о фокусе: какую главную идею ‎хотите донести коллегам и руководителю? На чем лучше сделать акцент?

Пример: вы планируете вырасти в должности: сейчас — рядовой специалист технической поддержки, в будущем хотите стать тимлидом. Понимаете, что для смены позиции нужно показать, что вы — хороший организатор, сможете наладить процессы в команде и взаимодействие с другими отделами, клиентами.

Что даст презентация работы? → Возможность показать руководителю и команде себя с нужной вам стороны.

Какая главная идея выступления?→ Я не только опытный специалист техподдержки, но и инициативный организатор.

Что в таком случае стоит подсветить? → Навыки, важные для организации работы: встречи, переговоры, создание и распространение внутренней системы знаний, создание дорожных карт процессов и согласование их со всеми заинтересованными лицами.

Кроме того, умение видеть ситуацию в целом — показать, что можете решать не только точечно вопросы, как исполнитель, но и анализировать общую картину.

Шаг второй: выделяем пользу для компании

Сформулируйте, как ваша работа влияет на жизнь компании, чем ваш вклад реально полезен сейчас и чем будет полезен в будущем.

Продолжим разбор на контексте прошлой задачи: вы планируете вырасти до тимлида и хотите зарекомендовать себя как организатора процессов. Чем этот вектор полезен компании? С помощью каких метрик это можно «пощупать»‎?

Пример действия: я решил сделать полезный гайд по процессам в команде для новичков.

В чем ценность этого действия сейчас? → Переложу знания коллектива из голов на «бумагу»‎, все структурирую и наполню ценностью: полезными ссылками по работе продуктов, контактами ответственных лиц, мини-инструкциями по работе с ключевыми программами.

В чем ценность в будущем? → Тимлиду и команде не нужно будет тратить дополнительное время на обучение нового сотрудника — ответы на ключевые вопросы он найдет в документе сам. Кроме того, доступ к нему получат коллеги из других отделов. В итоге им будет понятнее, как мы работаем. Это снимет часть проблем в будущей коммуникации и тоже сэкономит время, силы команды.

Шаг третий: анализируем аудиторию

Во время подготовки учитывайте, кто будет читать или слушать ваш рассказ — коллеги по команде, тимлид или генеральный директор. Подумайте, что важно для вашей целевой аудитории и почему.

Что важно узнать коллеге по команде→ что конкретно нужно для подготовки гайда для новичков, сколько времени займет интервью и выгрузка полезных материалов, за счет чего он выиграет от этого решения и в какой перспективе.

Что важно узнать тимлиду → сколько времени сотрудники потратят на эту задачу в ущерб другим, где гайд будет опубликован и как будет распространен к нему доступ, какой будет профит для команды и отдела в целом.

Что важно узнать директору отдела → почему есть запрос на создание внутренней системы знаний и как обмен информацией был реализован раньше, как сэкономленное с помощью гайда время сотрудников можно распределить более эффективно, почему стоит использовать эту практику в других командах отдела.

Шаг четвертый: выбираем форму для самопрезентации

Рассказать о результатах работы можно по-разному — например, сделать презентацию, написать отчет в Google-документе, выступить с устным докладом.

Чтобы выбрать наилучшую форму, стоит отталкиваться от двух критериев:

  • от запроса и привычек аудитории → например, для бизнеса понятен формат коротких питчей с цифрами на слайдах, а для коллег можно собрать релевантные референсы и описать предложение в рабочем чате.
  • целесообразности траты ресурсов → например, время на подготовку дизайна и сбор контента, выгрузка и анализ отчетов в условиях высокой загрузки по текущим задачам.

Шаг пятый: тестируем на «понятность»‎

На этом этапе пригодится помощь друзей, семьи или неангажированных коллег — нужно протестировать собранные и оформленные результаты. Отправьте их на проверку и спросите:

  • Удалось ли точно декодировать основную идею вашего рассказа?
  • Все ли показалось понятным и логичным?
  • Какой образ о вас как о сотруднике сложился?
  • Что стоит улучшить и почему?

Еще пять советов для эффективной самопрезентации

  • Не бойтесь рассказывать о факапах. Важно не то, что они у вас были (ошибки совершают все — это нормально), а то, как их переосмыслили и что сделали для устранения.
  • Для подготовки отчетов за длительный период (месяц, квартал или год) не перечисляйте все достижения — будьте лаконичны и сосредоточьтесь на основных векторах развития. Во время короткой самопрезентации (daily или weekly) рассказывайте так, чтобы информация была понятна всем коллегам — не только руководителю.
  • Если сложно сформулировать ценность того, что делаете на рабочем месте, подумаете, зачем вы это делаете (проверочный вопрос: чтобы что?) и для кого (для какой аудитории?). Другой вариант — попросить помощи: у коллег, HR-отдела или психолога. Последний специалист поможет разобраться с внутренними сомнениями и тревожащим синдромом самозванца.
  • Если вы руководитель, который слушает и читает отчеты сотрудников, давайте понятные ориентиры: проговариваете, какие смысловые блоки и метрики хотите увидеть, а еще — почему они нужны в таком виде и что команда может сделать с этими данными в будущем.
  • Если вы сотрудник, совет работает в обратную сторону: спросите у тимлида, что конкретно ему нужно в отчете и для каких задач.

Подпишитесь на блог Selectel, чтобы не пропустить обзоры, новости, кейсы и полезные гайды из мира IT. А еще на наш Телеграм-канал про развитие карьеры!

Читайте также:

5353
31 комментарий

Делают одинаковую работу два человека.

№1 тихо, спокойно и хорошо выполняет поставленные задачи. Не интроверт: если надо пообщается\обсудит ситуацию с коллегами; посоветуется\разберет возникшую проблему с начальством.

№2 коммуницирует и самопрезентуется по полной: о его рабочих телодвижениях знают не только коллеги из соседнего отдела, но даже уборщица; постоянно ищет контакт с начальством; утрирует выполненные задачи...

№1, после выполненной работы, выдохнет - "Да, серьезная задачка попалась." перекурит, попьет кофейка и продолжит работать.
№2, каждому, кого встретит (о такой же задаче как и у №1, хватаясь за голову) - "Ппц, сегодня со дна вытащил такую задачу. Твердую, как шанкер. Пули её не брали. Я её и так и этак. Хорошо, Сергей Петрович (начальник) советом помог..."

К бабке не ходи - №2, в глазах работников и начальника - ух, работяга и быстрее продвинется в карьере.

Итого: изучение навыков пиздобольства и умение сладко пиздеть - выгодно для карьеры.

26
Ответить

Увы, так и есть. Большинство собеседований лишь парад балабольства, можно даже не свои достижения озвучить - никто особо не проверяет. А вкупе с малограмотными ичарами и не очень умеющими в подбор начальниками - такие ребята нарасхват. А потом мы тут читаем про похеренные базы, слитый бизнес и прочее.

4
Ответить

годно конечно, но люди которые умеют в такие фокусы работают в продажах а не в техподдержке

9
Ответить

Максим, понимаем вашу мысль, что прокаченные скиллы в коммуникациях чаще всего бывают в продажах :) Но ратуем за то, чтобы все, вне зависимости от отдела и команды, могли прозрачно рассказывать о своих достижениях.

Советы из гайда как раз могут в этом помочь. А то, что они работают за рамками продаж, доказывает на собственном опыте наш спикер :)

3
Ответить

если говорить "шеринг информации" вместо "информировать", "гайд" вместо "правила, памятка", "daily, weekly" вместо "ежедневно, еженедельно" и т.п. - это благоприятнее для карьеры?

4
Ответить

Это важно, злые языки клевещут что важно собрать такое буллшит бинго и можно быстрее продвинуться по карьерной лестнице.

6
Ответить

Хороший вопрос! Кажется, это может быть важно в контексте: если брать в расчет, как принято говорить в команде и компании в целом.

Но справедливо, что излишние англицизмы погоды не сделают. Важен сам подход.

3
Ответить