Мы не расплачиваемся золотом в магазинах и не набиваем им сундуки. Почему оно всё ещё считается ценностью?

Рассказываем всё, что нужно знать о золоте в этом тысячелетии.

Мы не расплачиваемся золотом в магазинах и не набиваем им сундуки. Почему оно всё ещё считается ценностью?

Золотой слиток как актив выглядит сомнительно — непонятно, что с ним делать и кому можно продать, если захочется. Логичнее выглядят вложения, например, в алюминий: всё-таки электромобили или самолёты не из газа и воздуха строятся. Но страны продолжают накапливать золотые резервы, а потом облагать их санкциями — будто ценнее золота ничего нет.

Зачем современному миру нужен этот металл, как в него вкладываться и нужно ли вообще — разбираемся с аналитиком «Финама» Андреем Масловым.

Андрей Маслов
Эксперт по товарным рынкам

Золото стало экономическим стандартом, а потом проиграло доллару

Золото как финансовый актив оценили ещё в античности. Оно, в отличие от других металлов, было мягким и легко делилось на порции, но при этом не настолько мягким, чтобы быстро испортиться. В то же время оно оставалось сложным в добыче и редким, а потому — ценным. В ходу были и серебряные, и бронзовые монеты, но проще хранить было то, что дороже, — золото: ведь «положить под подушку» легче одну золотую монетку, чем 100, например, серебряных.

На 19-й век пришёлся «золотой бум» — тогда был принят золотой стандарт — система, согласно которой все деньги страны должны были подкрепляться золотом. В это же время появились центробанки — золото лежало в их золотых резервах (хранилищах), которые позже превратились в золотовалютные (ЗВР), которые мы знаем сейчас. Теперь в них хранится не только монетарное золото, но и иностранная валюта и прочие активы.

Золотой стандарт был выгоден и государствам, и гражданам:

  • Государству такая система обеспечивала предсказуемость. Нельзя было просто взять и выпустить миллион новых купюр, если каждая из них не «подтверждалась» золотом. Система сдерживала печать лишних денег и инфляцию, которая росла следом за количеством купюр, и позволяла планировать бюджет.
  • А гражданам стандарт давал уверенность в завтрашнем дне. Они понимали, сколько действительно стоят бумажные деньги, глядя на указание золотого эквивалента на банкноте. И знали, что их деньги быстро не обесценятся.

После Первой мировой войны многие страны оказались в условиях геополитического кризиса — денег стало меньше, уровень потребления упал, а вместе с ним — объёмы производства, ориентированного на покупательский спрос. Чтобы восстановиться — например, заново отстроить заводы, — нужны были деньги. А если объём денежной массы упирается в потолок из количества золота, которое есть у страны, на печать новых денег — следовательно, и на восстановление — уходит гораздо больше времени.

Государства поняли, что нужно переходить к монетарной политике — умению печатать деньги без привязки к их физическому обеспечению, чтобы их можно было раздать населению. В моменте деньги бы подешевели, инфляция возросла, но зато повысилась бы покупательская способность — и подросло бы производство.

В 1944 году в США 44 страны, которые сражались во Второй мировой войне против стран нацистского блока, приняли Бреттон-Вудское соглашение — золото-долларовый стандарт. До него национальная валюта каждой страны привязывались к драгметаллу, но обменный курс валют каждое государство устанавливало самостоятельно.

Чтобы стабилизировать валютные и торговые отношения в мире, к золоту решили привязывать только одну валюту — доллар, который использовали в международных расчётах. Выбор на валюту США пал потому, что именно у них в период послевоенной разрухи в Европе оказалось много золотых запасов, эвакуированных во время Второй мировой войны: норвежских, польских, бельгийских, нидерландских и французских. И у США же другие страны просили в долг. Так металл стал резервной валютой, а доллар — основной.

Также государства договорились зафиксировать обменные курсы на уровне центробанков — то есть установить официальный курс для всех участников рынка.

В 1940-х фунт стерлингов стоил не больше $4,1, йена — чуть больше $15, а унция золота держалась на отметке $32–34.

Уже в 1970-х, когда стоимость золота невозможно было сдерживать из-за высокого спроса на него у стран — участниц соглашения, а также из-за высокой инфляции в самих США, — руководство страны в одностороннем порядке отменило фиксированную привязку металла к доллару, из-за чего Бреттон-Вудское соглашение, по сути, приостановилось. А затем золото перестало быть валютой в принципе — и превратилось в инвестиционный товар.

Но от золота всё ещё не отказались…

Для государства запасы золота — гарантия того, что оно сможет стабилизировать экономику: например, продаст золото, чтобы выручить дополнительные деньги в случае мирового или внутреннего кризиса, при дефиците бюджета или непредвиденных расходах. По этой причине страны продолжают пополнять золотые запасы.

Но так как ЗВР — это своего рода портфель страны на случай кризисов, власти покупают не только золото — чтобы диверсифицировать риски. Помимо него в ЗВР хранятся и другие, более ликвидные, активы — иностранные валюты и ценные бумаги десятков стран, а также низкорисковых международных организаций и частных компаний. Но в основном это гособлигации — второй по консервативности инструмент после золота. Их группируют по странам и валюте: бумаги США — в долларах, бумаги Японии — в йенах.

ЗВР влияют на кредитный рейтинг страны. Чем больше у неё активов, тем ниже риск столкнуться с дефолтом, ведь золотом она, скорее всего, сможет расплатиться по обязательствам.

Несмотря на то, что Россия может пополнять свои запасы золотом, добытым на территории страны, в золотовалютном фонде чаще хранится купленный металл, причём — купленный у самих себя. Дело в том, что переплавлять добытую руду в золото дороже (технической и логистической инфраструктуры в стране для этого недостаточно), чем продавать её, например, географически близкому Казахстану, у которого есть необходимая инфраструктура, и затем выкупать у него чистый металл.

…хотя хранить слитки сложно

Центробанк, как и любой другой инвестор, диверсифицирует риски, поэтому размещает запасы как внутри страны, так и за её пределами — в центробанках других стран, Банке Международных расчетов, который помогает ЦБ всех стран сотрудничать, а также в банках с высоким рейтингом (A и выше). Если страна захочет купить гособлигации, скажем, Японии или Франции, платить придётся в их местной валюте. Всё происходит через биржу, но с резервами в тех же странах делать это гораздо удобнее — быстрее и меньше юридической волокиты: не нужно, например, лишний раз провозить металл через таможню.

Россия хранит в ЗВР активы иностранных компаний из развитых экономик — Европы, США, Канады, Японии. В этих странах развита система сдержек и противовесов, которая гарантирует разделение ветвей власти. Любой инвестор может быть уверен, что ни одна ветвь власти в тех странах не повлияет негативно на национальную экономику.

С Россией диверсификация сыграла злую шутку: впервые в истории США и страны Евросоюза по политическим причинам заблокировали её золотые резервы.

Но даже после этого в золото продолжают инвестировать

Золото помогает хеджировать риски — то есть управлять ими. В кризисные моменты инвесторы отказываются от более рискованных активов вроде акций в пользу более консервативных — например, золота. Это помогает им уравновесить дисбаланс инвестиционного портфеля.

Например, вы купили очень прибыльные, но крайне волатильные акции Tesla. Волатильные потому, что на стабильность компании влияет очень много факторов: солнечные батареи Tesla в жаркой Калифорнии вдруг возьмут и полопаются, Илон Маск опять напишет что-то резкое в Twitter или, например, серьёзно заболеет.

Такой нестабильный актив стоит «прикрыть» золотом — оно едва ли просядет в цене, и это немного смягчит общее падение стоимости вашего портфеля.

Андрей Маслов, аналитик «Финама»

«Защитный» актив — то есть золото — тоже бывает волатильным. Из-за экономического и нефтяного кризиса 1970-х годов цены на золото взлетели. А в 2008 году золото, наоборот, упало в цене на 25% — с $950 до почти $700 за унцию (31,1 грамма). Но оно всё равно меньше подвержено ценовым колебаниям, чем любой другой инструмент — даже гособлигации.

Раз оно всё равно волатильное, почему оно до сих пор такое важное? Может, стоит вложиться в другой товар?

Ответ весьма заурядный. Золото важное, потому что так сложилось исторически: во многом из-за редкости этого металла и сложности его добычи в прошлом. К тому же к моменту отказа от золотого стандарта само золото было у всех — оно приводило благосостояние всех стран к общему знаменателю, который можно было рассчитать. В том числе поэтому кредитные аналитики и агентства оценивают рейтинг страны по золоту — помимо того, что оно есть у всех, оно стабильнее, например, валюты или ценных бумаг, а значит надёжнее.

Есть металлы ещё более редкие и дорогие, например калифорний, но золото привычнее. К тому же его не совсем корректно сравнивать с другими физическими активами. Серебро не используется финансовыми институтами и хедж-фондами как защитный актив. Оно гораздо дешевле золота, поэтому, чтобы хранить его в резервах, пришлось бы в несколько раз увеличить «сейфы».

Недвижимость, о которой привыкли говорить в кризис, тоже не стоит ставить в один ряд с золотом:

  • Цены на неё часто колеблются. Например, уедут москвичи массово из столицы, и они упадут. А потом на их место приедут жители других регионов, спрос вырастет — и цены вместе с ним.
  • Рынок сильно регулируется государством: жильё строят либо окологосударственные компании, которые могут попасть под санкции, либо корпорации с большой долей рынка — их тоже может «задеть».
  • Стоимость жилья зависит от множества сторонних факторов. В России мало своих строительных материалов, а зарубежные сильно подорожали. С ростом цен на нефть, например, дорожает ещё и логистика.

А бриллиантов, например, какими бы дорогими они ни казались, на самом деле много. Просто их предложение искусственно ограничивают, чтобы не удешевлять стоимость. В частности, это делает международная корпорация De Beers, которая владеет большей частью бриллиантовых запасов.

Золото по роли на рынке можно сравнить с гособлигациями: их стоимость зависит от кредитного рейтинга страны, а тот, в свою очередь, во многом определяется золотыми запасами. Облигации — это, по сути, наглядное отображение того, в каком состоянии национальный ЗВР. Они ликвиднее, чем золото, зато продажа и покупка золотого металла в России больше не облагается 20%-м налогом. Торги в итоге выросли с марта почти вдвое, и это понятно: чем больше денег со сделок инвестор может оставить себе, тем привлекательнее актив.

Из чего складывается стоимость золота

Из двух факторов:

  • Количество добытого золота и то, куда оно пошло. Обычно страны распределяют сырьё по трём направлениям: примерно 90% идёт на слитки, около 8–9% — на ювелирные украшения и 1% — на изделия электронной промышленности, например микропроцессоры. В теории так это работает и с другими активами: чем золота больше, тем оно дешевле, но годовые объёмы добытого металла в мире обычно примерно одинаковые, поэтому показатели если и колеблются, то не сильно.
  • Турбулентность на мировых рынках. Когда валюты обесцениваются, а финансовое положение государственных банков оказывается под вопросом, инвесторы обращаются к золоту — и оно дорожает. Правда, этот металл — не всегда единственный и самый выгодный вариант.

Например, в начале марта 2022 года цена на золото подросла (30 января тройская унция — это примерно 31,1 грамм — стоила около $1800, а 8 марта — $2043) и до мая держалась на уровне $1880–1980 за унцию. Но уже в июне начала падать: центробанки стран вроде США и Великобритании повысили процентные ставки, поэтому вкладчики отказались от золота в пользу более рискового, но зато более ликвидного актива — валюты. В основном — в пользу доллара, индекс которого летом превысил 20-летний максимум. Так что в июле золото даже просело до примерно $1700.

Вы покупаете золото. В каком виде вам его доставят?

Можно купить его прямо в виде слитка. Но если становиться Скруджем Макдаком и хранить золото в подвале не хочется, стоит присмотреться к альтернативным вариантам вложений в драгметалл. Рассмотрим все по порядку.

Золотые слитки. Хранить их можно либо в банковской ячейке, либо дома. Несколько лет копить на золотой брусок, как показывают в кино, не обязательно: купить можно совсем немного — скажем, 1 грамм в том же «Сбере», в августе 2022 года он стоит меньше 4000 рублей.

Но такое золото не продашь прямо сейчас — например, в брокерском приложении, где привык торговать акциями. Если его много, то всё не вывезешь, если захочется переехать в другую страну — есть ограничения по допустимому объёму вывозимого золота. А ещё нужно следить за его сохранностью: даже из-за малейшего повреждения слиток потеряет в цене, а банк выкупит по цене ниже исходной. Всё потому, что при деформации вес золота может измениться. А слитки перед продажей запечатывают в плёнку — если на слитке есть, например, сколы, а плёнки нет, это подозрительно. Схема такая же, как с гарантией, например, на ноутбук: если вы его вскрыли и попытались чинить что-то самостоятельно, гарантия с него автоматически снимется.

Паи «золотых» инвестиционных фондов. Среди фондов есть те, что владеют исключительно золотом, — их ещё называют золотыми ETF. Благодаря такому формату стоимость их бумаг соответствует рыночной цене на сам металл. Купить паи просто — они торгуются на биржах и доступны через брокеров. Продать нетрудно — прямо в приложении, так же, как акции. И о хранении переживать не стоит — фонд сам складирует слитки.

Но за покупку и продажу придётся заплатить комиссию брокеру. А из-за санкций к некоторым фондам закрыт доступ, так что предложение ограничено (а значит, меньше возможности найти того, кто продаёт бумаги чуть дешевле «коллег»).

Фьючерсы на золото. Это контракты, согласно которым продавец фиксирует стоимость актива на определённое время, а покупатель обязуются купить этот актив по указанной цене. Котировки фьючерсов тоже следуют ценам на сам металл, и купить и продать их тоже можно через брокеров. Но в качестве долгосрочного вложения фьючерс не годится: это инструмент спекулятивной торговли для заработка на разнице между покупкой и продажей (ещё их используют для хеджирования рисков или фиксации стоимости валюты).

Акции золотодобывающих компаний. Способ ничем не отличается от покупки бумаг любой другой компании или золотого ETF. Они тоже волатильны, но всё же меньше, чем акции условных «Газпрома» и Apple: стоимость результата работы этих компаний — то есть самого золота — более стабильна.

Некоторые считают инвестицией в золото покупку украшений, однако это золото «сложное». Действительно дорогие украшения — это в основном товары премиальных брендов, где клиент платит и за филигранную работу ювелира, и за сам бренд. К тому же украшения могут быть с камнями — скажем, бриллиантами, одна огранка которого добавит к цене несколько тысяч долларов.

Несведущий покупатель рискует купить недорогое золото, которое потом продаст разве что по цене лома. В общем, ювелирные украшения инвестиционным активом назвать можно с трудом.

Андрей Маслов, аналитик «Финама»

Стоит ли покупать золото в России прямо сейчас

Да, если инвестор владеет сбережениями свыше $10 000. Так он сможет смягчить падение целого портфеля, если тот не консервативный. Наконец, ему будет что продать, если валютные торги, например, запретят. Самый простой способ — купить бумаги ETF-фонда, например iShares Gold Trust, которые торгуются на «СПБ Бирже». Для этого даже не нужно быть квалифицированным инвестором.

Если сбережений меньше, то проще вложиться в валюту, пока ещё можно, или собрать консервативный диверсифицированный портфель, пускай даже не самый дорогой: открыть счета в нескольких банках и купить немного золота, облигаций и валюты. Пропорции зависят от готовности к риску: в «защитных» портфелях около 20–25% золота, в «рискованных» — 5–10%.

Купить золото на «Мосбирже» можно с помощью FinamTrade — без комиссии и НДС. А до конца августа за покупку золота и серебра можно даже получить получить кэшбек.

2222
43 комментария

Комментарий недоступен

16

Быстренько погуглил. Пишут, что сумарные запасы золото только в резервах государств ~35 тысяч тонн. Мировое потребление золота 4 тысячи тонн. Вот только промышленность обеспечивает только 10% этого потребления. То есть реально мировая потребность в золоте ~1% от того, что имеется только в резерве у государств. А сколько еще золота у других инвесторов? Получается, что правильный ответ на вопрос "Почему оно всё ещё считается ценностью?" - потому, что так исторически сложилось. Реальные потребности(промышленность) в золоте человечества закрыты как миниумум на пару веков вперед.

12

Ситуация обратная.

Золото ценно как инвестиция именно потому, что мало используется в промышленности.

В чём здесь ценность?

Когда происходит экономический спад (например, циклический), снижается потребление, производство, и как следствие стоимость всего задействованного в процессе: недвижимость, энергоресурсы, металлы и т.д. И чем больше актив задействован в падающих отраслях, тем сильнее его стоимость коррелирует с их состоянием, т.е. снижается в данном случае. Как инвестору, вам в такой ситуации нужен актив, который как можно меньше связан с промышленностью. Тут-то вам и пригодится золото (и гос. облигации, и некоторые другие). Контрцикличностью ценно.

6

Меньше 1% используется в производстве и промышленности. Ответа на вопрос все еще нет

4

Вау, спасибо огромное! Вот это действительно полезная информация.

2

"Миша, всё ..., давай по новой".
Про ценность золота мне вот такое объяснение понравилось.
Кратко по памяти.
В условиях нестабильности у разных лиц и компаний образуется избыточный доступ к активам, которые ценны в данный момент в данном месте (например, начался зомби-апокалипсис, все попрятались по подвалом, а кто-то оказался в подвале-складе с бутилированной водой), но скоро эти активы сильно упадут в цене и, пока они ценные, он меняет эти активы на что-то. На что? На что-то гораздо более стабильное, чем вода, тушёнка и патроны: золото.

1

Вы правы — мы действительно не говорим о ценности золота в электронике, медицине, промышленности. Но это не ошибка: в материале постарались разобрать вопрос с точки зрения финансовых рынков — почему именно золото считается надёжным и защищённым активом, а не, допустим, кремний и никель. Другие металлы тоже активно используются в производстве, но золото набрало популярность ещё в те времена, когда не было ни полупроводников, ни ядерных реакторов.