Управление репутацией (SERM) для медицинских клиник

Недовольные пациенты, дышащие праведным гневом и желающие высказаться на просторах энторнетов, могут сильно испортить репутацию клиники.

Неконтролируемый поток отрицательных отзывов создаст вокруг любого учреждения ореол места, которое будут стараться обходить десятой дорогой. В отдельных случаях скандал может перерасти в судебное разбирательство. Не нравится? Тогда вот вам наш "рецепт" – наиболее эффективная "профилактика" и "лечение" – SERM или ORM для медицинских клиник.

Каким должен быть SERM для клиник

Один из моих последних потенциальных клиентов в приватном разговоре сказал, что управление репутацией клиники – это зачистка негатива и активный посев позитивных отзывов и все. Чтобы сделать вышеперечисленное, не надо быть маркетологом. Я улыбнулся и начал пояснять моему собеседнику невидимую часть айсберга.

Управление репутацией – это история про создание и развитие положительного инфополя вокруг клиники, а также управление рисками.

Когда у потенциального клиента создается впечатление, что в вашем учреждении работают самые лучшие врачи, идеальное оборудование и все положительные отзывы вполне заслужены. Думается, вы согласитесь, что тут просто публикацией восторженных опусов в адрес вашего учреждения не обойтись, так ведь?

Зачем вашей клинике SERM?

Судите сами: российская аудитория любит доверять "сарафанному радио". Рекомендации друзей, знакомых и совершенно незнакомых людей из Интернета и соцсетей играют ключевую роль в принятии решения о том, куда пойти лечиться. Давайте начистоту, вы ведь тоже выберете учреждение или врача, у которого рейтинг 4,6 и выше, вместо того, чей уровень нулевой или 3 и ниже. Именно так ведут себя ваши потенциальные клиенты.

А что говорит статистика? Чтобы оценить ее, обратимся к исследованиям:

  • 85% пользователей расценивают отзывы в Интернете как руководство к действию;
  • 60% опрошенных заявили, что отказались от покупки и сотрудничества только из-за отрицательных отзывов и низкого рейтинга бренда;
  • 97% пользователей сказали, что всегда смотрят, что пишется о компании в Интернете, прежде чем принимать решение о сотрудничестве;
  • на 9% увеличивает продажи каждая звездочка рейтинга.

Источник: cossa.ru

Управление репутацией (SERM) для медицинских клиник

И не важно: стоматология или ветеринария, косметология или реабилитационный центр лечения наркомании, ведь речь идет о личном здоровье и/или близких.

Нужно ли объяснять, как приведенные выше данные влияют на выгоду? В современном мире это аксиома – нулевой рейтинг или его ухудшение всегда, без исключения, отрицательно сказываются на количестве лидов.

Форматы управления репутацией медицинского центра

Есть два формата управления репутацией медицинского учреждения:

1. Управление инфополем;

2. Управление рисками.

Это огромные сферы для проработки. Первый вариант можно и нужно полностью делегировать агентству, в котором "махровые" маркетологи, специалисты SERM, SEO, SMM всесторонне и регулярно будут прорабатывать ваш проект.

Второй – управление рисками – необходимо взять на себя. Агентство здесь поможет вам разработать внутренние регламенты, стратегию, если хотите. Однако специфика работы с рисками подразумевает, скорее, не маркетинг, а непрерывные мозговые штурмы, перестановки, модернизацию, реструктуризацию внутри самой клиники.

Управление инфополем клиники

Скорее всего, вы догадываетесь, куда идут пользователи, чтобы собрать данные для принятия решения о выборе лечебного учреждения. Чаще всего это поисковая выдача и соцсети. Репутационные запросы клиник примерно одинаковые:

  • "название клиники отзывы"
  • "название клиники город отзывы"
  • "url сайта клиники отзывы"
  • "ФИО врача отзывы"

и так далее. Обязательно соберите все возможные комбинации слов, входящих в ваши репутационные запросы. Теперь берете свой список и с его помощью проверяете, какую информацию о вашем лечебном центре находят поисковики. Причем надо провести мониторинг как Yandex, так и Google. Это делается вручную.

Можно, конечно, воспользоваться сервисами для поиска информации по репутации бренда и оценки тональности площадок. Но эти программы до сих пор часто ошибаются в оценке отзыва и выдают много "мусора" – площадок, никак не относящихся к вашему бренду.

Мы решили облегчить вашу задачу – выложили в свободный доступ чек-лист о том, как самостоятельно провести аудит репутации. Это подробный путеводитель, составленный на основе нашего практического многолетнего опыта. В нем – только то, что действительно нужно для объективной оценки инфополя вокруг любого бренда. Пользуясь этим чек-листом, вы сможете составить репутационную карту, проанализировать ее и запланировать работы на ближайшие 1-3 месяца.

Переходите по ссылке, скачайте бесплатный чек-лист по самостоятельному аудиту онлайн-репутации.

Но вернемся к нашей теме. Итак, что видит пользователь, когда вбивает в поисковик репутационный запрос о вашей клинике? Отзывы 1-2-3-х летней давности? Нулевой или низкий рейтинг? Отсутствие своевременной реакции на негатив? Это говорит о том, что пора бы заняться репутацией.

Что делать?

1. Наладить отслеживание репутации вашей клиники. Один или два раза в неделю нужно мониторить появление новых отзывов.

2. Благодарить за положительный отзыв:

Управление репутацией (SERM) для медицинских клиник

3. Стараться решить проблему, если отзыв негативный. Демонстрировать заботу о своих пациентах:

Управление репутацией (SERM) для медицинских клиник

4. Стимулировать ваших пациентов оставлять положительные отзывы: на картах и вашем сайте, агрегаторах, в социальных сетях. Подробно о том, как это сделать, расскажем дальше.

5. Писать экспертные статьи от имени разных врачей вашего учреждения и публиковать их не только на сайте клиники, но и на популярных площадках, где могут находиться ваши клиенты: на ваших аккаунтах в "Яндекс.Дзен", "ВКонтакте", "Одноклассники". Также профильные и популярные онлайн-площадки и СМИ заинтересованы в качественном экспертном контенте и можно договориться, чтобы публиковать ваши статьи и там.

6. Снимать информационные видео на различные животрепещущие медицинские темы и выкладывать их в YouTube, RuTube, "Клипах ВК", "Яндекс.Дзене".

7. Продвигать личный бренд отдельных специалистов, например в "Яндекс.Кью", "ВКонтакте", "Телеграм".

8. Работать с рейтингом врача на таких площадках, как zoon.ru, prodoctorov.ru, med-otzyv.ru, medihost.ru, napopravku.ru – стимулируйте своих пациентов оставлять там отзывы.

Управление репутацией (SERM) для медицинских клиник

Наряду с этими работами необходимо регулярно проверять актуальность данных на всех сайтах, где зарегистрирована карточка вашей медицинской клиники. Это требует системного подхода - проверять необходимо все точки возможных касаний с клиентами на постоянной основе. Один раз в неделю или квартал - зависит от объема точек касаний: карточки в картах, карточки врачей в агрегаторах и т.д.

Управление рисками клиники

Второй момент, который обязательно должен присутствовать в вашем SERM для клиники – это управление рисками. Если, конечно же, вы не хотите быть участниками скандалов и судебных разбирательств.

Сюда входит:

  • прогнозирование;
  • влияние;
  • распределение ответственности;
  • нивелирование последствий;
  • оценка эффективности решений и действий;
  • качество сервиса.

В идеале надо предвидеть причины, по которым о вашей клинике, ее услугах в Сети могут появиться отрицательные отзывы. Это может быть:

  • ненадлежащий уровень оказания медуслуг;
  • плохо отработанная организация диагностического и лечебного процесса;
  • нарушения прав пациентов;
  • ненадлежащий уровень ведения учета и документации.

Кроме административной ответственности, всё перечисленное – плодородная почва для бурного потока негатива в Интернете.

Что делать?

По понятным причинам, наибольший риск для репутации клиники – это стать фигурантом судебного процесса. Согласитесь, такие "пятна" на репутации потом отмываются долго и трудно.

Чтобы этого не произошло, нужно:

1. Предвидеть проблемы на разных этапах оказания медицинской помощи и своевременно предпринимать действия по их решению;

2. Создать оптимальные условия для работы врачей;

3. Формировать благоприятный коммуникативный микроклимат между сотрудниками;

4. Разработать оптимальный вариант документооборота клиники;

5. Мониторить отзывы и использовать их как возможность что-то улучшить в работе своего медицинского центра.

Когда же избежать судебного иска не удалось, нужно направить усилия на:

  • доказательство того, что нарушений не было;
  • обоснование малозначимости возникших обстоятельств;
  • приведение аргументов в пользу смягчения этих обстоятельств;
  • поиск доказательств нарушений судебного производства;
  • формирование официальной позиции клиники и донесение ее до аудитории.

Удаление отрицательных отзывов

Наша практика показывает, что данная процедура необходима по одной причине: изначально не было отлаженного SERM для клиники и в Сети накопилось много неотработанного негатива. Отрицательные отзывы могут быть вполне заслуженными, если в рамках SERM также не проводилось управление рисками.

Какими бы ни были причины негатива, вполне вероятно, что проблему вы уже решили, а отрицательный отзыв продолжает портить имидж учреждения.

Как и почему?

По возможности, свяжитесь с автором отзыва и договоритесь об удалении данной публикации.

Если сделать это не удалось или автор не желает с вами сотрудничать, предпримите следующее:

1. С 10-15 аккаунтов поставьте дизлайки негативу и, если технические возможности площадки это позволяют, отправьте жалобу на отзыв. Отследите результативность – в некоторых случаях сайты сами удаляют публикацию, на которую так часто жалуются. Если не сработало, переходим к следующему пункту.

2. Свяжитесь с администрацией веб-ресурса и попробуйте договориться об удалении негатива. Обычно цена вопроса стартует от 10.000 руб. за один отзыв.

Вот пример с одного из сайтов-отзовиков:

Управление репутацией (SERM) для медицинских клиник

Если намечается "опт", часто предоставляется некоторая скидка. Когда же владелец площадки не хочет удалять отрицательный отзыв ни за какие коврижки, идем дальше.

3. Откройте судебное разбирательство против этого сайта с обоснованием требования удалить негатив. В этом вам помогут digital-адвокаты, работающие в данной сфере. Стоимость услуг такого специалиста стартует от 100-120 тысяч рублей. За эти деньги обычно обслуживается только один ресурс, зато с него вычищается весь негатив.

Негативные отзывы – источник улучшений внутри клиники

Представьте себе, негативные отзывы можно и нужно использовать, чтобы повысить качество сервиса и услуг своего учреждения. А в условиях жгучей конкуренции клиникам нужно постоянно что-то улучшать, чтобы увеличивать базу клиентов и сохранять лояльность имеющихся пациентов.

Допустим, вы сами знаете, что надо проработать, где повысить уровень в вашей клинике. А вот приоритетность задач как раз помогут выстроить негативные отзывы. Также, согласитесь с тем, что вы не можете все охватить, постоянно мониторить и оценивать качество работы специалистов, даже если очень будете стараться. И тут появляются "добрые" люди, которые дают оценку происходящему в той или иной сфере работы вашего учреждения.

Что делать?

1. Непрерывно мониторить то, что о вашем лечебном центре пишут в Сети. Частота зависит от потока клиентов – чем он больше, тем чаще. В среднем – 2-3 раза в неделю.

2. Комментировать негатив, демонстрируя заботу и стремление решить проблему пациента. Ответ, наподобие: "Спасибо! Вы помогаете нам стать лучше." – категорически не подходит. В комментарии выражаем сожаление по поводу описанного и желание во всем разобраться, помочь и предоставить дополнительные бонусы за неудобства. Оставляем контакты, куда человек может обратиться развеять свою печаль.

3. Классифицировать отрицательные отзывы, допустим: сервис, оборудование, специалисты, ресепшн, процессы и тому подобное.

4. Проверять адекватность претензий, анализировать и выяснять, в чем именно проблема. Иногда это может быть просто сиюминутный человеческий фактор, порой – сложившиеся обстоятельства в общем по клинике. То есть, чтобы увидеть, в чем проблема, надо не просто руководствоваться отзывом, а взять во внимание максимум аспектов, поспособствовавших его появлению.

5. На основании классификации и проверки адекватности негатива принимать решение о приоритетности проработки той или иной сферы деятельности медицинского центра.

Как увеличить число положительных отзывов

Общая "печалька" бизнеса: отрицательные отзывы клиенты оставляют охотно и в большом количестве, а положительные – редко и зачастую при вполне конкретной стимуляции. Об этом и поговорим.

И знаете, дело ведь не в том, что люди не любят писать о хорошем, а в том, что 90% обслуженных вами не задумываются, что надо написать об этом в Интернете. Зато, когда человек недоволен, он жаждет выплеснуть куда-то свои эмоции, отомстить, выразить гнев праведный. И куда он идет с этим багажом? Конечно же в Интернет!

Что вам в связи с этим надо делать в рамках SERM для медицинской клиники?

1. Стимулировать пациентов писать отзывы.

2. Контролировать, что они там пишут.

Чтобы стимулировать необходимо:

1. Попросить и напомнить написать отзыв.

2. Предложить за отзыв какую-то приятную "плюшку" в виде, бонуса, скидки, промокода и т.п.

Для этих целей можно разместить баннеры с QR-кодом на видном месте ресепшена. А также создать чат-бот в "Телеграме", repometr.com, reviewss.me или других ресурсах для генерации постоянного потока отзывов (как это сделать написано в статье). После перехода по QR-коду или специальной ссылке перед человеком появляется вот такая форма (как пример):

Управление репутацией (SERM) для медицинских клиник

При оценке 4 или 5 открывается следующее окно:

Управление репутацией (SERM) для медицинских клиник

В принципе, можно добавить любую ссылку на ресурс, где нужно "освежить" репутацию хорошими словами благодарных посетителей. И это важный элемент в системном подходе к управлению репутацией.

Если же человек ставит оценку 3 и ниже, система отправит его на отдельную страницу, где он может написать, все, что думает. Такой текст не будет размещаться на публичных ресурсах, однако подобные материалы очень нужны вам для работы с контролем рисков: их прогнозом и нивелированием.

В отдельных случаях CRM система клиники настраивается так, чтобы менеджеру сразу приходило уведомление с ФИО, контактами и отзывом недовольного пациента. Это возможность не затягивать проблему, а сразу связаться с автором жалобы и сгладить недоразумение, а главное - не допустить выплеск негатива в публичное пространство

Однако не все ваши пациенты "дружат" с электронными устройствами. Для них разработайте специальные одностраничные анкеты на бумаге.

Стоит продумать, как получать отзывы в разных форматах:

  • текстовый – универсальный, подходит для размещения на любых площадках;
  • фото бумажных одностраничных анкет – оптимальны для публикации на вашем сайте и других площадках, из которых состоит инфополе вашего бренда;
  • видео – отличный контент для соцсетей и YouTube.

При размещении фото анкет, видео от клиентов, скринов переписки и любых других сведений о посетителях следите за тем, чтобы не были нарушены права пациента и закон о персональных данных. Сюда включается скрытие личных данных, таких как ФИО и любые контакты. Конфликта не возникнет или его можно будет легко сгладить без судебных разбирательств, если вы заранее получите согласие на обработку персональных данных. Этот пункт лучше сразу поместить в документе, который оформляется при записи на прием – бумажном или в форме на сайте.

Вместо заключения

Итак, SERM – это не просто история про количество отзывов (прочитайте эту заметку, у руководителя отдела моего агентства реально накипело).

Управление репутацией, прежде всего – управление инфополем и рисками.

Сюда включается прокачивание бренда медицинской клиники экспертными статьями, грамотное ведение страниц в соцсетях, умелая работа с негативом и активная мотивация клиентов оставлять хорошие отзывы. Также не забывайте про составление тепловой репутационной карты, ее анализ и последующее планирование работ, регулярный мониторинг репутации и своевременную реакцию на любые отзывы.

Читайте нас в Телеграм-канале агентства. Обращайтесь за услугами управления репутацией.

1212
8 комментариев

Для увеличения потока отзывов можно отправлять через мессенджеры (если они привязаны к номеру телефона клиента, если нет - через смс) ссылку с просьбой оставить отзыв.
Если брать SEO-подход, то настроить автопубликацию отзывов (по условиям, например, с оценкой >3) у себя на сайте, и когда пользователь оставит отзыв на сервисе, например, Я.Карте, отправлять в ответном сообщении пользователю благодарность и ссылку на страницу с отзывами на своём сайте, вот, де, можете проверить свой отзыв у нас на сайте. Что это даёт? Возвраты пользователей, прямые заходы и лояльность клиентов)

1

А кто-то до сих пор думает, что серм - это просто разместить миллион отзывов на рандомных площадках

1

Хорошая статья, но есть два момента, которые меня немного смутили.
1. В статистике вы ссылаетесь на статью 2020 года (https://www.cossa.ru/special/orm/270461/). Данные по ней устарели, на мой взгляд. Конечно, плюс минус показатели остались те же, но может есть и более свежие данные.
2. Вы говорите задизлайкать отзыв. А не подумает ли администрация площадки, что вы как раз делаете накрутку? И наоборот, не удалит этот отзыв? Кажется это хождение по тонкому льду.

Но повторюсь, основная мысль статьи мне понравилась!

1

За замечание спасибо) Впредь будем внимательнее.
Лайки/дизлайки - это очень точечная и ювелирная работа. По крайней мере, у нас :)