Регистрация товарного знака в 2023 году: польза, подводные камни, реальные цифры

В 2022 году предприниматели и компании со всей России подали больше 110 000 заявок на регистрацию своих товарных знаков — названий и логотипов компаний, товаров и услуг. Давайте разберемся, почему с каждым годом товарных знаков и споров по ним становится все больше, нужен ли товарный знак лично вам и что нового нас ждет в 2023 году.

Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма». За плечами 2500+ выполненных проектов по товарным знакам для компаний и предпринимателей со всей России: регистрации, договоры, споры и суды.

Возможно, мы с вами уже знакомы: вы могли видеть мои прошлые публикации о патентах, товарных знаках и франшизах на vc. ru. Результатом этой работы стала книга о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи!», которую мы недавно выпустили в соавторстве с Максимом Ильяховым («Главред», «Пиши, сокращай») .

Несколько лет назад я написал статью «Семь настоящих причин зарегистрировать товарный знак в России». Публикация собрала почти 50 тысяч просмотров, а в комментариях мы обсудили сто с лишним вопросов по товарным знакам. Пришло время обновиться — давайте посмотрим, как изменилась ситуация за это время, а заодно взглянем на вопрос с обратной стороны: когда товарный знак вообще не нужен.

Если у вас уже есть свое дело или вы вот-вот собираетесь начать, эта статья пригодится, чтобы защитить свой бренд, не попасть на миллионные компенсации и штрафы за нарушение чужих прав.

Что может стать товарным знаком — в двух словах

Сегодня в России охраняется более 800 000 товарных знаков, поэтому найти классное и свободное название непросто, а вот случайно воспользоваться чужим — легко.

Товарный знак (он же торговая марка) — это зарегистрированное в Роспатенте обозначение.

Чаще всего регистрируют слова и словосочетания:

  • названия компаний, магазинов и заведений
  • названия товаров и услуг
  • слоганы
  • домены
  • настоящие и вымышленные имена.

Следующие по популярности — изобразительные знаки:

  • логотипы
  • этикетки
  • развертки упаковок
  • эмблемы
  • паттерны

На самом деле товарным знаком может стать вообще любое обозначение: форма упаковки, анимация, голограмма, звук и даже цвет.

Главное — чтобы обозначение не было слишком похоже на чужие и соответствовало требованиям закона. Требований несколько десятков, подробнее рассказывал о них в статье «ТОП-15 оснований для отказа Роспатента в регистрации товарного знака».

Смысл регистрации — получить федеральную монополию на обозначение и не дать получить ее другим. Это нужно для того, чтобы покупатели отличали товары и услуги любимых производителей, а предприниматели не теряли деньги из-за нарушителей и их подделок.

Регистрация действует 10 лет, охраняется на территории всей страны, отмечается маркировкой ®. Продлевать ее действие можно сколько угодно. В результате регистрации выдают свидетельство.

Вот несколько примеров свидетельств из моей практики — на русском и на английском языке, «обычные» слова и выдуманные, фамилия и логотипы:

Товарный знак защищает не просто само по себе слово, а использование этого слова в бизнесе для каких-то конкретных товаров или услуг. Та же история и с логотипами.

То есть если мы регистрируем товарный знак «Ромашка», то мы не «патентуем» слово как таковое, а получаем монополию на его использование для каких-то конкретных товаров — например, футболок. Кто-то другой может зарегистрировать «Ромашка» на кафе.

А вот если кто-то попытается зарегистрировать «Romashka» на джинсы или «РоМаШкА46» на доставку еды, то им откажут в регистрации, потому что очень похожие знаки уже зарегистрированы. Работать без регистрации «Romashka» и «РоМаШкА46» не стоит — иначе окажутся нарушителями.

Вопреки распространенному мифу, в качестве товарного знака можно зарегистрировать практически любое слово — в том числе и словарное.

Кому нужны товарные знаки, а кто может обойтись и без них?

Товарный знак точно не нужен тем, кто занимается обналичкой или получает клиентов только за счет личных связей или дружбы с чиновниками. Тут все равно, как называется очередное «ООО „Вектор“»: если что-то пойдет не так, компанию бросят и откроют новую, а смену названия никто и не заметит.

Если незатейливое название бизнеса прямо указывает на товар, например, «ремонт обуви» для ремонта обуви или «детская одежда» для магазина одежды, то товарный знак тоже не нужен. Каждый магазин одежды может писать на вывеске «детская одежда», и никто не может ему этого запретить. Тут проще сэкономить и ничего не регистрировать.

Только нужно быть аккуратным: от «детская одежда» всего один шаг до «детского мира», а «Детский мир» — это уже не просто указание на товар, а зарегистрированный товарный знак с богатой судебной историей. Более подробно о таких случаях — в статье «Как вести бизнес без регистрации товарного знака и не загреметь в суд».

Если вы работаете на открытом конкурентном рынке, дорожите именем и репутацией своей компании и ее продукта, — товарный знак, это тот инструмент, который поможет защитить вам свой бренд и вложения в его рекламу.

Кто может зарегистрировать собственный товарный знак? Компании, предприниматели и… самозанятые

Стать правообладателем собственного товарного знака может только компания или ИП. Обычный «физик» — нет. С 29 июня 2023 года к возможным правообладателям добавятся еще и самозанятые.

Что делать, если вы самозанятый, а товарный знак нужен уже сейчас? Ждать вступления нового закона в силу — так себе вариант: ведь за эти полгода в Роспатент поступит еще 50-60 тысяч заявок и никто нам не гарантирует, что уже завтра среди них не окажется слишком похожей на вашу.

Я использую такой выход: подаем заявку от имени дружественного ИП или юрлица и заключаем с ним договор на отчуждение товарного знака после регистрации.

Получается заявка поступает в Роспатент сейчас, знак регистрируется, а как изменения закона вступают в силу, право на товарный знак переходит к вам. Белиссимо.

Бонус: если успеть перевести заявку на нужное лицо до регистрации товарного знака, то это получится сильно дешевле, чем после. Потому что пошлина за «смену заявителя по заявке» меньше, чем пошлина за «отчуждение права на товарный знак».

Зачем на самом деле нужны товарные знаки?

В 2022 году наши компании создавали новые продукты, чтобы занять освободившееся место на рынке. Новые продукты = новые бренды.

Иностранные компании хоть и заявляют в СМИ об уходе с российского рынка, но судя по реестрам Роспатента вполне себе продолжают подавать новые заявки в России.

В результате в прошлом году предприниматели и компании подали в Роспатент больше 110 000 заявок на товарные знаки — это еще больше, чем в 2021 году.

Зачем это делают? Давайте коротко разберем основные причины, а на подробности просто дам ссылки.

№ 1. Получить монополию: запретить всем конкурентам использовать свое обозначение

Без разрешения правообладателя знака никто во всей стране не вправе использовать такое же или даже похожее обозначение в конкурентном бизнесе.

Владелец знака может взыскать с нарушителя компенсацию, заставить его провести полный ребрендинг и даже уничтожить контрафакт, если тот продает подделки. Так правообладатели убирают с рынка конкурентов, попытавшихся нажиться на чужом имени.

Размер компенсации можно считать по-разному: от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, двойная стоимость законной лицензии или двойная стоимость контрафакта. Конкретную сумму в каждом случае определяет суд: все пять миллионов взыскивают редко, а плюс-минус миллион — сплошь и рядом.

Реальных судебных дел — тысячи. Подробнее о защите на примере живых кейсов — в статье «Как защитить свой товарный знак».

№ 2. Защититься от судебных исков внезапных правообладателей

Другая сторона медали: если я не зарегистрировал свое обозначение как товарный знак, то это вполне мог сделать кто-то другой. Тогда обозначение окажется не «мое», а того, кто его зарегистрировал. Этот кто-то может прийти ко мне с претензиями.

При этом чтобы нарушить чужие права, не обязательно использовать знак точь-в-точь. Достаточно оказаться просто слишком похожим — у юристов это называется «сходство до степени смешения».

Отговорка «а я не знал, что такое название зарегистрировано» не сработает. Суды на эти отмазки отвечают так: предприниматель не проявил должную степень осмотрительности и нарушил чужие права, значит должен нести ответственность. С такими словами суд взыскал 500 000 рублей за нарушение права на товарный знак «Кемппи».

Поэтому многие предприниматели регистрируют знаки даже не столько для того, чтобы воевать с нарушителями, а для того, чтобы подстраховаться: работать, вкладываться в развитие бренда и не переживать, что завтра вылезет внезапный правообладатель с претензиями, потащит в суд и заставит делать ребрендинг.

№ 3. Защититься от недобросовестных конкурентов

«О, смотрите, а название этой компании не зарегистрировано как товарный знак, давайте зарегистрируем его на себя и потребуем с них денег?» — к сожалению, такая мысль иногда приходит в головы некоторых особенных предпринимателей.

Например, мне самому довелось участвовать в деле, где одна компания зарегистрировала название другой компании как товарный знак на себя, а потом потребовала с них четыре миллиона рублей, угрожая судами и полицией.

Мы пошли в Палату по патентным спорам, Федеральную антимонопольную службу и Суд по интеллектуальным правам — и в итоге смогли доказать недобросовестность конкурента. Суд вынес решение в нашу пользу, а знак мы перерегистрировали на себя — дело №СИП-489/2021. Никаких четырех миллионов никому платить не пришлось, а компания-угрожальщик в итоге обанкротилась.

По моему опыту история про «мы взяли ваш товарный знак в заложники, платите выкуп» достаточно редкая. Обычно такие дела происходят на рынках с высокой конкуренцией. Иногда причина спора в конфликте между бывшими партнерами, или руководством и сотрудниками. В общем, я бы не сказал, что вероятность попасть в такой спор высокая, но она есть — и вам стоит о ней знать.

№ 4. Защититься от патентных троллей

Некоторые юристы любят постращать предпринимателей патентными троллями. Патентные тролли — это компании, которые регистрируют кучу товарных знаков, ничего под ними не производят и только таскают всех по судам в попытке заработать на компенсациях. Такое есть, да, но на деле не так страшен чёрт, как его малюют.

Патентные тролли регистрируют названия вроде «Анюта», «Альянс», «Красавица» и всё такое в духе вывесок магазинов в спальном районе российской глубинки. На более оригинальные названия тролли, как правило, не покушаются: «нарушителей» найдётся слишком мало.

Если в суде доказать, что тролль не использует знак по назначению, то суд вместо 5 млн взыщет скорее всего 50–100 тысяч рублей. Просто потому, что тролль ничего особо не потерял и компенсировать там ему нечего.

Да, столкновение с патентным троллем заставит потратить 100–200 тысяч на суды или 300–400 тысяч рублей на то, чтобы выкупить у тролля право на свой знак и избежать судов. Но в любом случае речи о миллионах в таких делах почти не идёт.

В общем, учитывая судебную практику последних лет, троллей боятся все меньше и меньше. А вот если появляется настоящий правообладатель, который реально использует знак в бизнесе — тут да, дело пахнет керосином.

№ 5. Защитить свой домен от других владельцев товарных знаков

Товарный знак — это интеллектуальная собственность, а у доменов такого статуса по закону нет. Получается, если правообладатель знака заявится с претензиями к владельцу одноименного или похожего домена, то скорее всего выиграет владелец знака.

Даже если домен был зарегистрирован раньше — само по себе это обстоятельство не имеет значения.

Миллионные компенсации по таким делам я особо не встречал, обычно с владельцев доменов взыскивают несколько сотен тысяч рублей. Плюс на юристов и пошлину за год судов уходит в сумме еще тысяч сто-двести — или больше, особенно если дело ведут московские юристы.

Конечно, далеко не все домены нужно регистрировать как товарные знаки. Но если у компании есть домен, то как минимум стоит разобраться, не нарушает ли его использование чужие права.

№ 6. Убрать из интернета нарушителей и их подделки

Когда в интернете появляется другая компания с таким же названием, потеря трафика и спад продаж — это только часть проблем. Со временем появляются и другие.

Например, если компания-нарушитель плохо работает, то о ней начинают писать гневные отзывы в интернете — а неподготовленный покупатель может решить, что все эти отзывы пишут об одной и той же компании. Кому-то эта путаница может и не мешает, а кто-то вполне ощутимо теряет покупателей — у всех предпринимателей по-разному.

У социальных сетей есть формы обратной связи специально для таких случаев. ВК, Инстаграм, Фейсбук и Ютуб достаточно оперативно реагируют на такие жалобы и защищают владельцев знаков.

Та же история и с маркетплейсами: у Вайлдберриз, Озона, Ламоды, Яндекс-маркета и всех остальных тоже есть формы для обращений правообладателей.

Получается, чтобы защитить свои права и выгнать нарушителей из информационного поля, не обязательно ходить по судам — пишем жалобу в техподдержку и буквально за неделю соцсеть блокирует нарушителя, вешает заглушку вместо страницы.

Могут заблокировать отдельную публикацию, а могут и всю страницу — тут уже зависит от обстоятельств дела. Хотя иногда жалобы приходиться переподавать заново по нескольку раз, чтобы модерация все-таки удалила контент нарушителя.

№ 7. Безопасно продавать товары на маркетплейсах и в торговых центрах

Представьте ситуацию: есть предприниматель, он покупает товар у китайцев или делает что-то сам, а потом выставляет лот на маркетплейс. Что будет, когда выяснится, что обозначение на его товаре нарушает чужие права?

Товар окажется контрафактом.

В прошлом году мне и моим коллегам довелось поучаствовать в паре сотен споров по маркетплейсам — в основном досудебных, но некоторые дошли и до суда. Воюем за блокировки и разблокировки, споры между правообладателями, дилерами и производителями, российскими и иностранными.

Краткий вывод такой: если собираешься выходить на маркетплейс, нужно разобраться с товарными знаками магазина и самих товаров.

Если предприниматель перепродает чужие товары, нужно выяснить, не контрафакт ли это. Если он сам брендирует товары — надо регистрировать свой товарный знак. Иначе есть риск словить блокировку, попасть на выплату компенсаций правообладателю и штрафа маркетплейсу. А если есть свой товарный знак, можно самому заблокировать конкурентов.

№ 8. Использовать на своей вывеске и в рекламе название на латинице

Требования по товарным знакам бывают не только у маркетплейсов. Похожая история и с торговыми центрами. Если на вывеске арендатора в торговом центре будет использован чужой товарный знак, претензии могут предъявить торговому центру. Поэтому некоторые торговые центры просят арендаторов показать свидетельство на знак, прежде чем разрешат повесить вывеску.

Кроме того, в некоторых регионах требуют, чтобы надписи на английском языке в рекламе и на вывесках сопровождались переводом на русский язык. На товарные знаки это правило не распространяется. Поэтому если кто-то отказывает вам в размещении вывески на английском языке, можно указать на п. 2 ст. 1486 ГК РФ.

А в конце 2022 года появился законопроект о запрете латинице в рекламе, который скорее всего в 2023 году вступит в силу. Исключением стали товарные знаки — если есть зарегистрированный англоязычный бренд, то его можно продолжать использовать как обычно.

№ 9. Право использовать охранную маркировку ®

Обычно к регистрации товарного знака склоняются компании, которые пришли на рынок надолго: их заботит репутация своего имени и марки товара, поэтому для них важно, чтобы никто, кроме них, не работал под таким же или слишком похожим названием.

Поэтому владельцы товарных знаков как правило показывают регистрацию клиентам и партнерам: добавляют свидетельство на товарный знак на сайт рядом с документами о сертификации и отзывами, ставят рядом с зарегистрированным обозначением символ ®. Этот символ можно использовать только тем, у кого есть товарный знак.

Маркировка ® говорит о том, что товарный знак зарегистрирован и его владелец готов преследовать нарушителей по закону. Использовать символ ® без товарного знака регистрации нельзя: ответственность внезапно вплоть до уголовной. В 2022 году по этой статье никого не осудили, но она есть.

№ 10. Запустить продажу франшиз

Сама суть франшизы заключается в том, что один предприниматель продает другому право работать под своим брендом — ст. 1027 ГК РФ. Но когда у самого «франчайзера» нет права на товарный знак, то юридически нет никакого бренда, продавать нечего.

Серьезная франшиза выглядит так: есть сильный бренд, он зарегистрирован в Роспатенте, франчайзер даёт право работать под ним франчайзи и контролирует качество их работы. Договор между бизнес-партнерами регистрируется в Роспатенте. Если франчайзи нарушает стандарты качества и вредит имиджу бренда, франчайзер расторгает договор и уведомляет об этом Роспатент.

Но далеко не все франшизы работают, как положено. Наверняка вы видели агрессивную рекламу мошеннических франшиз в интернете: компания открылась чуть ли не вчера, никаких документов нет, бренд неизвестный, репутации ноль, товарного знака нет — зато уже продают франшизу.

Беда в том, что продавая «франшизу» без регистрации товарного знака, продавец может легко подставить своих же франчайзи. Что будет, когда выяснится, что «их» бренд совсем не их, а давно уже кем-то зарегистрирован как товарный знак? Тогда ответчиком по иску правообладателя может стать не только сам франчайзер, но и каждый отдельный покупатель его «франшизы».

В 2022 году мне лично довелось столкнуться с особенным спором такого рода. Франшиза зарегистрировала товарный знак, но сделала это неправильно — то ли сами не досмотрели, то ли их юристы обманули. В итоге вместо своих образовательных услуг они получили товарный знак на тетрадки и книги. Спустя несколько лет появился правообладатель этого знака на образовательные услуги и потребовал почти 30 миллионов рублей со всей сети.

№ 11. Запретить ввоз контрафакта через границу

Товарный знак можно внести в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) . Тогда таможенники перестанут пропускать через границу товар, если у перевозчика не будет разрешения от правообладателя.

Есть такой миф, мол, «что эти ваши товарные знаки, вон китайцы подделывают все подряд и им ничего». Так вот в чем дело: российские товарные знаки действуют в России, китайские — в Китае. Китайцы могут производить у себя все что угодно, там наши товарные знаки не действуют. Но когда они пытаются ввезти продукцию под чужим товарным знаком в Россию, тут их и встречают наши таможенники.

Реальный срок регистрации товарного знака в 2023 году

18 с половиной месяцев — именно такой срок получится, если сложить регламентные сроки всех экспертиз, которые проходит заявка на товарный знак.

Моя личная практика показывает сроки куда более приятные — 6 месяцев на всю регистрацию от начала и до конца. Именно на такие сроки можно рассчитывать, если грамотно заниматься регистрацией и делать абсолютно все правильно и с первого раза.

На срок регистрации влияют три фактора.

1) Чем оригинальнее знак, тем быстрее регистрация

Полностью оригинальных обозначений в 2023 году почти не бывает — помним же про 800 000 зарегистрированных знаков. Поэтому почти всегда поверенному приходится хорошенько постараться, чтобы добиться правильной регистрации.

Чем больше похожих знаков найдет Роспатент, тем сложнее и дольше идет регистрация. Ответ на предварительный отказ и его обработка Роспатентом вполне может занять несколько месяцев, а иногда и больше.

Отдельная история — сбор писем-согласий. Смысл этой процедуры такой: если Роспатент указал мне на похожий знак, а я смог найти его правообладателя и договориться с ним на то, что он подпишет документ об отсутствии возражений против моей заявки, то знак мне зарегистрируют. Если с той стороны попадется крупная корпорация — переговоры по согласованию такого письма могут занять несколько месяцев.

Иногда бывает так, что поверенный на старте помогает выбрать или доработать обозначение, чтобы заранее избежать споров с Роспатентом. Такие регистрации самые быстрые — может получиться и 2-3 месяца.

2) Чем лучше работает патентный поверенный, тем быстрее регистрация

У Роспатента есть правила составления документов по товарным знакам и требования к ним — в сумме больше ста пунктов. Если нарушить хотя бы один из них, можно получить запрос и срок регистрации затянется на 1-2 дополнительных месяца. Но есть и такие, нарушение которых может привести к отказу.

Тут логика простая — чем больше запросов, тем больше растягивается регистрация. Некоторые юристы умудряются растянуть регистрацию и на год-полтора: когда им платят за ответ на каждый запрос, им выгодно, чтобы этих запросов было побольше.

3) Чем лучше работает экспертиза Роспатента, тем быстрее регистрация

У меня как-то раз была история: заявка попала к эксперту, который не успевал обрабатывать заявки по плану, и когда его коллеги уже разбирали июньские заявки, он только-только подбирался к своим мартовским. Потом он ушел на больничный, а затем и вовсе уволился из Роспатента.

Заявки ушедшего эксперта распределили по его коллегам. И получается, у них есть свои заявки по плану, а есть те, которые им переложили от коллеги. В итоге регистрация растянулась почти на 8 месяцев, и это при том, что с нашей стороны не было проблем с документами, мы регулярно звонили в Роспатент и писали им обращения. Без этого «ну что там» регистрация затянулась бы на год.

Средний срок регистрации в 5-6 месяцев — это хороший результат по сравнению с другими странами. Для сравнения, когда я регистрировал товарные знаки в Канаде по их национальной процедуре, там регистрация заняла почти два года. В США — те же примерно 6 месяцев.

Когда все звезды сходятся — и заявку сделали правильно, и обозначение с перечнем подработали так, чтобы не получить предварительный отказ, и заявка попала эксперту, который быстро разбирает свои заявки, то регистрация получается за 3-4 месяца, самое быстрое на моей памяти было два с половиной.

Еще есть возможность официальной ускоренной регистрации — это когда за дополнительные пошлины проводится ускоренная экспертиза. Так знак можно зарегистрировать за два месяца. Но я обычно не советую пользоваться этой процедурой, потому что она может не принести пользы, соразмерной стоимости.

Если все сделать грамотно, то можно и без переплат за ускоренную регистрацию получить свидетельство в те же сроки. Например — «Malurre» зарегистрировали за три месяца, «Живи со вкусом» за 2,5 месяца и таких знаков у меня в 2022 году было еще несколько десятков.

Льгота на государственную пошлину за регистрацию товарного знака в 2023 году — пока еще есть

Для регистрации товарного знака нужно заплатить госпошлину. Их всего четыре:

  • за подачу заявки,
  • за проведение экспертизы,
  • за регистрацию товарного знака, если экспертиза прошла хорошо
  • за выдачу свидетельства

Если сложить все пошлины вместе, то минимальная ставка получится 33 000 рублей. Эту сумму можно уменьшить на 30%, если воспользоваться льготой за электронное делопроизводство — получится 23 100 рублей. Или даже 21 700, если не получать красивое свидетельство на бумаге и обойтись электронной копией.

Льготу за электронную подачу заявки получают те, кто подают заявки через электронный кабинет Роспатента и подписывают их с помощью ЭЦП. Ради одной-двух заявок мало кто лезет в настройку кабинета, поэтому обычно эти льготы применяют патентные поверенные для своих доверителей.

С 1 января 2023 года перестала действовать скидка в 30% при уплате госпошлин через портал госуслуг — есть вероятность, что и льготы по товарным знакам отменят. Но пока они еще действуют, ими точно стоит пользоваться.

Выводы:

1) В 2022 году на регистрацию подали больше товарных знаков, чем в 2021. Тенденция роста заявок идет последние пять лет, и 2023 будет таким же.

2) Большинство компаний и предпринимателей регистрируют товарные знаки, чтобы защитить свой бренд и вложения в его рекламу. И обратная сторона: чтобы случайно не нарушить чужие права.

3) В 2023 году появятся новые правообладатели — самозанятые.

4) Регламентный срок регистрации — 18,5 месяцев, но если все делать правильно, то регистрация занимает 5-6 месяцев. Иногда получается зарегистрировать знак за 2-3 месяца по обычной процедуре, без переплаты пошлин за ускоренную регистрацию.

5) Льготу на госпошлину в 30% в 2023 году не отменили, пока что еще действует.

Как всегда — общие вопросы пишите в комментарии.

Если нужна помощь тет-а-тет по конкретной ситуации (проверка и регистрация товарных знаков; работа с претензиями, судами, блокировками; патентование) оставьте заявку на моем сайте или напишите мне в телеграм @bchlf — обсудим детали и посмотрим, что можно сделать.

Если хотите раз в неделю получать полезные прикладные советы по этой теме — загляните в наш «Клуб правообладателей» в Телеграме. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

5454
43 комментария

Комментарий недоступен

2
Ответить

Спасибо! А нам дважды отказали. clickfraud первый товарный знак (без графического обозначения) и xmldatafeed второй. Так то интересно в статье было бы расширить - что делать то :) если отказали. Основание - общеупотребительные или составные из общеупотребительных (xml & data & feed)...

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Мы из аналогичного в свое время регистрировали FANTASTICXML и CLICKCHAT — все в итоге хорошо, закончилось регистрацией, причем первый знак зарегистрировали за три месяца:

https://www1.fips.ru/registers-doc-view/fips_servlet?DB=RUTM&DocNumber=848391&TypeFile=html

https://www1.fips.ru/registers-doc-view/fips_servlet?DB=RUTM&DocNumber=723057&TypeFile=html

Чтобы ответить правильно по вашей ситуации, нужно посмотреть текст уведомления о результатах проверки соответствия, ваш ответ на него, и сам отказ итоговый. Дальше нужно соотнести это с вашими товарами и услугами, целями регистрации и тогда можно будет решить, как лучше действовать дальше :)

В целом да, звучит и правда как общеупотребимый термин, но тут действительно многое зависит от товаров и услуг, надо разбираться детальнее.

1
Ответить

Максим, есть вариант зарегистрировать такие товарные знаки, стилизовав буквы названия, внедрив графику в буквы. Как раз специализируемся на таком дизайне и подобных регистрациях.

1
Ответить

Не совсем понятно вот в этой части:
"То есть если мы регистрируем товарный знак «Ромашка», то мы не «патентуем» слово как таковое, а получаем монополию на его использование для каких-то конкретных товаров — например, футболок. Кто-то другой может зарегистрировать «Ромашка» на кафе."

То есть можно зарегистрировать полностью тождественный товарный знак на непохожие товары/услуги?
Например, если у какой-нибудь ИКЕА, зарегистрированы только всякие мебель, подарки, и прочие товары, то я могу зарегистрировать такой же товарный знак ИКЕА только на услуги по компьютерному обслуживанию?

2
Ответить

Да, все верно. Вот для примера три словесных знака «Ромашка», каждый из которых зарегистрирован на свои товары и услуги:

https://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUTM&rn=1895&DocNumber=800065

https://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUTM&rn=1895&DocNumber=781184

https://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUTM&rn=1895&DocNumber=141755/1

Поэтому да, по общему правилу допускается регистрация сходных и даже тождественных товарных знаков, если они заявлены в отношении неоднородных товаров и услуг.

Конкретно в случае с «Икеей» тут есть другой нюанс — риск введения потребителей в заблуждение. То есть если товарный знак очень известной компании зарегистрирован, скажем, только на мебель, то на какие-нибудь шторы его кому-то постороннему вряд ли дадут зарегистрировать, потому что хоть товары и не однородные, но в силу известности компаний есть риск, что потребители будут считать эти вторые товары происходящими от того самого производителя. Спорная история получается.

2
Ответить