CJM и Blueprint. Как создать максимально эффективные бизнес-процессы для бизнеса и клиента

Внутри статьи вы найдете видео - Blueprint всего опыта в приложении Airbnb (150 экранов, 70 регламентов и политик, каждое взаимодействие со службой поддержки), шаги для создания Service Blueprint, примеры CJM (LEGO, Spotify, Emirates и др.), PDF шаблон CJM + Персона и многое другое.

CJM и Blueprint. Как создать максимально эффективные бизнес-процессы для бизнеса и клиента

Поговорим в этом материале для чего и как использовать CJM и Blueprint. И если по первому вопросов становится всё меньше, и многие уже начали применять карту клиентского пути, то вот слово Blueprint или Service Blueprint до сих пор звучит, как нечто ругательное. На самом деле — это не мат, а очень даже полезный инструмент, который пригодиться вам чтобы сделать шаг к повышению продуктивности бизнеса.

Blueprint всего опыта в приложении Airbnb: 150 экранов, 70 регламентов и политик, каждое взаимодействие со службой поддержки.

Все, что происходит в нашей жизни — своего рода путешествие. Это может быть путешествие, которое длится несколько минут, несколько лет или целую жизнь. Это может быть поступление в универ, рождение вашего первого ребенка или незабываемый отпуск. Эти путешествия происходят не сами по себе, обычно происходит огромное количество параллельных и связанных событий, которые приводят наш путь в движение. Знаете, как в оркестре, где каждый инструмент выполняет свой роль, тем самым создавая музыку.

Создание карты опыта клиента (experience map) — ключевой инструмент бизнеса ориентированного на человека. И в ней важно два слоя. Первый, про клиента/пользователя, что он делает и видит. Второй, ориентированный на бизнес-процессы, всё то что происходит внутри бизнеса, когда клиент/пользователь проходит свое путешествие.

CJM и Blueprint — это два инструмента, которые могут помочь нам увидеть обе стороны опыта клиентов. Тем не менее, эти два инструмента часто путают, так чем они отличаются?

CJM и Blueprint. Как создать максимально эффективные бизнес-процессы для бизнеса и клиента

Прежде чем мы погрузимся, добавлю немного контекста. Весь процесс, который мы видим, как клиенты — это далеко не весь процесс.

Возьмем аналогию с театральным представлением.

Представление состоит из трех слоёв: сама сцена, там где происходит представление, бэкстейдж, то есть то что происходит во время выступления за кулисами, и «закулисье», то есть те процессы, которые есть до, после и вовремя спектакля. Получается своего рода такой торт, каждый уровень которого создает общую картину и вкус.

CJM и Blueprint. Как создать максимально эффективные бизнес-процессы для бизнеса и клиента

Кстати, обычно за само «представление» или пользовательский опыт отвечают UX-дизайнеры, которые сосредоточены на опыте зрителя, смотрящего это представление. А уже сервис-дизайнеры (они называются сервис, потому что в английском service = услуга) в дополнении к представлению, делают zoom in/out и проектируют на всех слоях.

Что же такое CJM?

CJM и Blueprint. Как создать максимально эффективные бизнес-процессы для бизнеса и клиента

Карта клиентского пути отражает опыт, который получил клиент/пользователь с его точки зрения (то есть сцену из нашей аналогии с представлением). Для создания CJM мы используем истории клиентов и другие данные из исследований, чтобы построить путь изменения их опыта во времени: что они делают, что чувствуют, с кем или с чем взаимодействуют на этом пути и с какими барьерами встречаются.

Хорошо сделанный CJM — история от автора, где автор — клиент. Это наш шанс встать на место клиента. Поэтому в основе этого метода лежит глубокая эмпатия.

Инструмент CJM часто используют не только в понятии AS IS (путь, как есть сейчас), но также и в представлении будущего — TO BE, как бы мы хотели видеть путешествие клиента.

CJM и Blueprint. Как создать максимально эффективные бизнес-процессы для бизнеса и клиента

Клиентский путь — это не иллюстрация опыта одного пользователя, а совокупный опыт, собранный на основе исследований клиентов. CJM создает понимание и рождает эмпатию у всей команды бизнеса, а также показывает ключевые точки и области, которые требуют нашего внимания или улучшения.

Забирай бесплатные шаблоны по составлению CJM в конце статьи.

Теперь про Blueprint.

В то время как CJM фокусируется на видимой части опыта клиента, Blueprint раскрывает процессы «от поверхности до ядра бизнеса». И отражает невидимые клиенту слои (бэкстейдж и закулисье).

CJM и Blueprint. Как создать максимально эффективные бизнес-процессы для бизнеса и клиента

Во время ковида и соответствующих ограничений я разговорился с директором по клиентскому опыту крупной сети с большим количеством офлайн-магазинов. Он поделился проблемой, что они не могут добиться от сотрудников осознанности и привел пример: “Представляешь, сотрудник отказал пройти в туалет беременной на 8 месяце, сказав что есть постановление от Роспотрбнадзора, ну да есть, но она же беременная, где здравый смысл и как с этим работать?”. Я спокойно выслушал его и задал встречный вопрос: "А что написано во внутреннем регламенте?". Оказалось, что там строго запрещено пропускать кого-либо в уборную. Может не стоит развивать осознанность, а просто внести изменения в регламент?

Чтобы создать Blueprint?

  • Сначала необходимо определить один (или больше) клиентский путь (CJM).
  • Создать на основе них Сервисные сценарии. Отличие сценариев от CJM в том, что первые содержат сценарий шагов, внутри компании, которые идут параллельно с тем, что делает клиент.
  • Раскрыть каждый шаг Сервисного сценария в глубину, открывая все связанные процессы, людей и технологии, которые оказывают разную степень влияния на шаг.
CJM и Blueprint. Как создать максимально эффективные бизнес-процессы для бизнеса и клиента

Финал такой работы — это полная картина опыта клиента/пользователя от начала до конца пути, которая отражает не только его путь но и описание процессов от видимой зоны до «ядра» компании. Это очень мощный документ, который дает вам представление о том, что происходит на всех слоях.

CJM и Blueprint. Как создать максимально эффективные бизнес-процессы для бизнеса и клиента

Зачем делать Blueprint?

Одна из самых частых проблем бизнеса — не соответствие бизнес-процессов задачам клиента. Иногда процессы расходятся с тем, что хотят клиенты и что компания хочет дать клиентам. Компании часто ищут решения только на видимом уровне клиентам, например обучают и развивают команду, делают красивые интерфейсы или офлайн-локации. При этом часто, именно бизнес-процессы или связанные стейкхолдеры являются ограничителями или инициаторами проблем в видимой зоне.

Со мной недавно случилась неприятная ситуация в магазине, где сотрудник грубо впаривал мне банковскую карту с повышенным кэшбеком этого магазина. В итоге оказалось, что сотрудник вообще из банка, а команда магазина повлиять на его поведение не может. А вот негативные впечатления запомнились в рамках магазина.

Фундаментальная ценность, которую дает этот инструмент — это объективная картина, основанная на реальности «как настроены бизнес-процессы в вашей компании», возможность найти проблемы и спроектировать решения.

CJM и Blueprint. Как создать максимально эффективные бизнес-процессы для бизнеса и клиента

Когда лучше делать?

  • Когда вы не понимаете, почему ваши клиенты испытывают трудности во время своего пути или не можете решить проблемы на видимом уровне.
  • Если вы хорошо понимаете ваш клиентский опыт, то Blueprint становится отличным следующим шагом.
  • Если вы хотите убрать проблемы в межфункциональном сотрудничестве.
  • Когда вы понимаете, что создание идеального опыта ваша команда уже «не вывозит» и настало время оптимизировать бизнес-процессы.

На самом деле, вы можете терять огромное количество времени, денег и моральных сил сотрудников, поддерживая отличный клиентский опыт, используя неэффективные и болезненные внутренние процессы. А можете честно проанализировать зону бэкстейдж и закулисья, и сделать ваше представление не только великолепным для своего клиента, но и оптимальным для вашего бизнеса.

Фото с реального воркшопа по созданию Service Blueprint as is и to be
Фото с реального воркшопа по созданию Service Blueprint as is и to be

В завершении статьи, нашел для вас интересную визуализацию, как можно смотреть на один и тот же процесс в разном масштабе.

CJM и Blueprint. Как создать максимально эффективные бизнес-процессы для бизнеса и клиента

Смотри примеры CJM: Lego, Spotify, Emirates и других крупных компаний.

CJM и Blueprint. Как создать максимально эффективные бизнес-процессы для бизнеса и клиента

Скачивайте шаблон для создания CJM от dthink:

Бесплатный шаблон Service Blueprint от miro и NNgroup:

Илья Чадин
dthink

Спасибо, что дочитали до конца, подписаться на мой канал вы можете по ссылке

Вы можете подписаться на рассылку dthink и получить доступ ко всем материалам сообщества

Если вы серьезно относитесь к повышению своих скиллов в рамках человеко-ориентированных подходов, создания успешных продуктов и улучшения клиентского опыта вы можете присоединиться на программы по дизайн-мышлению и сервис-дизайну

Источники и картинки:

55
6 комментариев

Мне очень нравится NN/g-шный подход, что service blueprint является «сиквелом» cjm (помню, что ты их апологет:). Есть только сложность, это очень разные навыки, составить cjm и составить service blueprint под картой клиентского пути. Для blueprint'а надо хорошо понимать производство и операции.

1
Ответить

Да, но лучше и правильнее использовать радикальное сотрудничество. Собрать всех стейкхолдеров процесса, которые всё это понимают. Например у нас был опыт в курном B2B, когда 40 человек до этого ни только не знали процессы друг-друга, но и не видели лиц друг-друга. Описали бизнес-процессы и о.уели ))

Ответить

Спасибо за пользу полезную 🙏

1
Ответить