Признаки «стареющей» компании

Признаки «стареющей» компании

Жизненный цикл компании - этапы от зарождения до “старости”. Далее ликвидация или возрождение. На каждом уровне управленцы сталкиваются с трудностями. Длительность существования бизнеса зависит от эффективности производственной деятельности, взаимосвязи бизнес процессов, финансовой политики, гибкости управленцев, конкурентных преимуществ.

Зная первые симптомы, предпосылки каждого этапа, легче минимизировать риски, подготовиться к препятствиям на пути развития.

Недостаточно вложиться один раз, когда создается компания и ждать успеха на рынке. Бизнес будет расти при постоянном поиске новых идей, инвестиций для удержания позиций, дальнейшего роста и развития. Только так компания займёт лидирующие позиции.

Этап старения - период упадка, замедление деятельности, снижение продуктивности.

Поговорим о признаках, определяющих "стареющую" организацию. Если хотя бы один актуален для компании - это повод задуматься. Совпали все, тогда стоит обратиться к экспертам за маркетинговым исследованием, оценкой бизнес процессов, продуктивности персонала. По результатам внести коррективы, жизненно необходимые для развития.

Симптомы старения организации:

  • резкий спад продуктивности;

  • увеличение количества выгоревших сотрудников;

  • снижение прибыли;

  • стагнация более 1 года;

  • потеря позиций на рынке;

  • проигрыш конкурентам;

  • рост конфликтных ситуаций в коллективе;

  • высокая текучесть кадров.

Хронический стресс - разрушительная сила не только для одного сотрудника, но и для коллектива. Когда рабочие встречи превратились в поток обвинений, перекладывания ответственности, атмосфера в коллективе ухудшается. Сотрудники боятся проявить инициативу. О каких перспективах может идти речь, если команда разваливается.

Персоналу тем более обидно такое отношение, когда в коллективе устанавливают порядки "неприкасаемые" сотрудники. Речь не о "уважаемых ветеранах труда", у которых стоит перенять опыт, а о "корпоративных акулах". С такими нет желания спорить и лишний раз контактировать.

Ощущение вечной гонки за невидимым призом в результате авралов, горящих дедлайнов приводит к переработкам, эмоциональному выгоранию. Если сотрудникам приходится каждый день задерживаться на работе, а героем компании считается менеджер, который не ходил в отпуск 3 года, роста текучести кадров не избежать.

Когда руководитель позиционирует себя как эксперт во всех областях, в работе будут ошибки. Стоит прислушиваться к узким специалистам с релевантным опытом. Управленец - живой человек, тоже ошибается. Но если это повторяется постоянно по причине самоуверенности, неуважительного отношения к подчиненным, компания развиваться не будет.

Как можно исправить ситуацию

Согласно модели Ицхака Адизеса изменения неизбежны, но не стоит паниковать. Перемены энергозатратны, но необходимы для развития, несут не только проблемы, но и возможности. Прогнозирование на каждом этапе - необходимый инструмент, предотвращающий крах.

На этапе старения важно проанализировать каждый из симптомов. Выявить природу образования. Разработать стратегию развития компании. Принять соответствующие управленческие решения.

Главные задачи руководителя:

  • формировать стратегические цели развития компании;

  • отвечать за масштабирование;

  • контролировать финансовые показатели;

  • сохранять полученные результаты;

  • не допускать стагнации, дальнейшего спада;

  • повышать постоянно мотивацию персонала;

  • поощрять сотрудников за инициативность.

Помогут бизнес инструменты:

  1. Анализ финансовой отчётности.
  2. Маркетинговая стратегия.
  3. Оценка эффективности бизнес процессов и персонала.
  4. Корректировка KPI.
  5. Аудит систем контроля управления процессами.
  6. Дополнительное образование и обновление знаний собственника или топ менеджмента.

Главный враг бизнес процессов, выстроенных результативно - бюрократия. Старайтесь минимизировать количество совещаний, ступеней согласования задач в организации. Бюрократические процессы съедают рабочее время, а иногда и силы, необходимые для решения задач.

Баланс между работой и личной жизнью - это норма, а не привилегия для избранных. Если сотрудники работают без удовольствия стоит проанализировать функционал, разработать понятную мотивацию, уделить внимание, разобраться в причинах выгорания или потери эффективности.

Основатель компании hrbusiness.ru

e-mail: uelena@hrbiz.ru
тел.: +7 (964) 793-70-84

Читайте так же:

1616
8 комментариев

Отличный пост! 👍 Самый яркий признак, я считаю, когда из организации бежит персонал, потому что не видит перспектив личностного роста и сколько бы не работал, все плохо, только пинки и выговоры. Хотя проблема не в компетенции сотрудников. Мотивация на 0.

1

Елизавета, спасибо) И согласна, мотивация должна быть везде и во всем. Если задуматься, даже в мелочах она в наличии)))

2

"Симптомы старения организации" (С)
По Питеру (не который город, а который закон):
Увеличение кол-ва сотрудников, которые не генерируют прибыль, но изображают кипучую деятельность при помощи большого кол-ва отчетов, которые, в свою очередь, дают руководству иллюзию абсолютного контроля.
///
"Когда руководитель позиционирует себя как эксперт во всех областях" (с)
Занятная коллизия с соседней статьей.
В общем-то директор МОЖЕТ знать все лучше своих подчиненных - достаточно быть немного компетентным и руководить командой гастарбайтеров из сериала "Наша Раша".
В остальных случаях попытка стать доктором всех наук даст печальный результат.

1

М-да)) Стареющая.Интересное сравнение, прям на мою компанию проецируется)))

1

Иван, и как вам такая проекция?))

В таких компаниях нет жизни

1

Стареющая компания эта та, которая в выходные рано утром встает и едет на рынок? :D