Как мобильное приложение спасает сервис-инженеров от тупой работы: опыт дилера тракторов и сеялок

140 сервис-инженеров обслуживают John Deere, JCB и другую технику клиентов. Они разбираются в интернете вещей, но тратят по два часа в день, чтобы заполнять в полях бумажные документы. Однажды эту тупую часть работы решают автоматизировать.

Как мобильное приложение спасает сервис-инженеров от тупой работы: опыт дилера тракторов и сеялок

Что за дилер

«ЭкоНиваТехника-Холдинг» поставляет технику для сельского хозяйства и лесозаготовок. В портфеле 13 производителей, в том числе американский John Deere, шведский Vaderstad, британский JCB и канадский TigerCat.

<p>«Эконива» — самый крупный дилер John Deere в России. Наибольшим спросом пользуются трактора и самоходные опрыскиватели (как на фото)</p>

«Эконива» — самый крупный дилер John Deere в России. Наибольшим спросом пользуются трактора и самоходные опрыскиватели (как на фото)

В холдинге работают 140 сервисных инженеров, которые обслуживают технику от Смоленской области до Кузбасса. Они могут отремонтировать как технику, купленную у «Эконивы», так и технику от других поставщиков.

Инженеры имеют дело со сложной электроникой и интернетом вещей — например, машины John Deere и JCB оборудуются датчиками, передающими информацию о состоянии узлов и агрегатов (системы JD Link и JCB LiveLink). В общем, это крутые специалисты.

Какая проблема

Квалифицированные спецы стоят дорого. Каждая простая операция, по-хорошему, должна быть автоматизирована — чтобы не тратить время на то, с чем справится ученик третьего класса.

Но на практике получалось так:

  1. Заказчик звонит и говорит, что его комбайн сломался.
  2. Диспетчер заводит заявку в «1С».
  3. Потом диспетчер оценивает заявку, чтобы понять, кому ее поручить.
  4. Создается наряд. Информацию передают инженеру в WhatsApp или звонят: «Посмотри почту, там все, что нужно указать в акте».
  5. Инженер едет спасать комбайн, захватив пустые бланки актов выполненных работ и другие документы.

В день инженер отрабатывает до шести заявок. На каждую единицу техники нужно заполнить свой акт в двух экземплярах — себе и заказчику. Провел диагностику пяти сеялок — заполни десять актов.

Чтобы написать в бланках реквизиты и наименование работ, как в «1С», инженер тратит полтора–два часа в день. Это 20% рабочего времени, которое клиент не оплачивает.

Какие еще проблемы

Не у всех инженеров хороший почерк, тем более что писать часто приходится в кабине трактора. Когда акты привозят в офис, начинается каллиграфическая экспертиза. А после расшифровки диспетчеры забивают в «1С» все, что в актах.

Диспетчеры, а их 11 человек, занимаются неквалифицированной работой по перебиванию данных из бумажек в учетную систему. Им нужны более интеллектуальные задачи.

Сейчас мы готовим продукты с детальной аналитикой, например, официальное заключение дилера о состоянии техники в момент времени. Вот с чем надо работать, а не с бумажками.

Максим Ершов,

руководитель управления информационных технологий ООО «ЭкоНиваТехника-Холдинг»

Во время сева и уборки инженер может неделю не появляться в офисе. Он утром из дома едет в поля, а оттуда поздно вечером — сразу домой. Заполненные акты неделю лежат в бардачке. Диспетчер не переносит информацию из актов в «1С», это значит, что клиенту не отправят УПД (универсальный передаточный документ) и не выставят счет.

По идее, инженер может сфотографировать акты и выслать их по почте из дома. Но мало у кого до этого доходят руки. Да и кто расшифрует акты без его участия.

Что с этим делать

Надо решить три главных задачи:

  • Сократить трудозатраты инженеров и диспетчеров на работу с документами.

  • Исключить ошибки из-за почерка.

  • Обеспечить оперативный сбор данных от сервис-инженеров: фактически затраченное время, рекомендации по ремонту техники.

Фактически требуется мобильное приложение, где инженер видит наряды, отмечает незапланированные работы и затраченное время. Информация из приложения должна автоматически поступать в «1С». Еще приложение должно уметь печатать документацию в глуши, где нет интернета.

На ИТ-рынке есть базовые решения для сервисных бригад, в том числе Grotem/Service. Оно интегрируется с «1С» и умеет печатать чеки, синхронизируясь с онлайн-кассами. Что мешает вместо касс подключить принтеры и печатать документы формата А4? Ничего не мешает.

<p>Архитектура решения в общем виде. ИНИнД значит «индивидуальный наряд инженера на день». В приложении это отдельная вкладка, где инженер указывает фактически затраченные часы на все работы за день</p>

Архитектура решения в общем виде. ИНИнД значит «индивидуальный наряд инженера на день». В приложении это отдельная вкладка, где инженер указывает фактически затраченные часы на все работы за день

Что сделали

Базовая версия решения закрывает основные задачи. Инженер видит наряды, которые выгружаются из «1С». Там есть информация о заказчиках: где находится, что уже ремонтировали в этом тракторе и когда. Инженер не звонит в офис, чтобы уточнить детали.

<p>В наряде есть чек-лист с обязательными пунктами: наработка техники (в моточасах или гектарах), кто предоставил запчасти («Эконива» или клиент), рекомендации инженера. Это нужно для акта выполненных работ и учета в «1С» </p>

В наряде есть чек-лист с обязательными пунктами: наработка техники (в моточасах или гектарах), кто предоставил запчасти («Эконива» или клиент), рекомендации инженера. Это нужно для акта выполненных работ и учета в «1С»

Из нетипового — добавили функцию фиксации выезда как услуги. Стоимость выезда подтягивается автоматически из «1С», у каждого клиента она своя, по договору. Инженеру не нужно это помнить, чтобы написать в акте.

Или такой момент: иногда ремонт длится дольше одной смены. Тогда инженер ставит наряд на паузу. Диспетчер видит, что работа продолжается, значит сегодня акта не будет. Когда работа завершена, формируется акт:

Как мобильное приложение спасает сервис-инженеров от тупой работы: опыт дилера тракторов и сеялок

Потом акт печатает вот такой принтер:

<p>Лазерный принтер Samsung m2020w посоветовал заказчик: он работает в тяжелых условиях сельской местности, питается от инвертора и раздает Wi-Fi. Поэтому акт можно напечатать где угодно</p>

Лазерный принтер Samsung m2020w посоветовал заказчик: он работает в тяжелых условиях сельской местности, питается от инвертора и раздает Wi-Fi. Поэтому акт можно напечатать где угодно

Инженер фотографирует акт, когда клиент поставит подпись и печать. Фото прикрепляется в приложении к наряду, и все данные акта отправляются в «1С». Диспетчер может через десять минут прислать клиенту УПД и выставить счет. Инженеру не нужно ездить в офис с бумажками.

Что получилось

Первый акт с помощью мобильного приложения напечатали в полях Кемеровской области:

Как мобильное приложение спасает сервис-инженеров от тупой работы: опыт дилера тракторов и сеялок

Инженерам нравится, что появилась мобильная точка печати. Акты получаются без ошибок и писанины от руки. Они хотят, чтобы так было со всеми печатными формами, которых больше 20: «гарантийники», акты пуско-наладки и так далее.

11 диспетчеров получили возможность заняться более интересными задачами. Вместо стенографии — аналитика.

Мы посчитали: если инженер сократит затраты на бумажную работу хотя бы на 15 минут в день, за год мы гарантированно окупим инвестиции в проект внедрения. Но, скорее всего, он окупится за шесть–семь месяцев.

Максим Ершов,

руководитель управления информационных технологий ООО «ЭкоНиваТехника-Холдинг»

Что вам с этого?

Такие решения — точно не из мира фантастики. Там нет искусственного интеллекта, VR и блокчейна, с которыми многие компании связывают свою «цифровую трансформацию», но не знают, как к ней подступиться. Это называется реальной автоматизацией, и этим занимаются десятки компаний–разработчиков по 10–15 лет.

Для любого бизнеса на ИТ-рынке есть решения, которые избавляют сотрудников от глупой работы (и окупаются за полгода). Необязательно быть крупным дилером тракторов.

Автор — директор по развитию Grotem.

5959
18 комментариев

Годная мысль, что цифровая трансформация — это не про блокчейны с бигдатами, а больше про то, что люди по колено в навозе должны тратить время на навоз, а не на непрофильные активности.
Сначала мы наплодили бюрократии, а теперь через цифру пытаемся от неё избавиться. Потому что навоз даже самой большой мобильной лопатой не раскидаешь.

Доярок с трактористами рано списывать. Тут скорее под ударом диспетчеры. ;)

9
Ответить

Сельское хозяйство уже не будет прежним.
Сначала инвестиции в датчики для коров. Аналитика сколько дала молока и когда умрёт.
Теперь это.

Оставьте, пожалуйста, место для Илона Маска.

1
Ответить

Илон Маск улетит на Марс, и что нам делать.

4
Ответить

ооооо мои любимые Джон Диры))))
это самый крутые трактора. особенно огромные 8 и 9 тыс.
где-то даже были фотографии за рулем этих тракторов. эх, давно это было)

Почему-то у обывателей представление об аграриях из 1930-х годов.
Цифровая трансформация - она везде.
И те же самые Джон Диры уже давно имеют системы точного земледелия - когда машина за тебя возделывает землю, чтоб два раза по одному месту не проходить (=расход времени и топлива) и чтобы лишний сантиметр не остался пустым (каждый клочок земли должен дать урожай). Трактористы нужны - они в том числе и настроят систему, только они теперь более образованные, и обучаются новой технике.
Про доярок не скажу, но по аналогии с тракторами, склоняюсь, что тоже нужны - только они с техникой работают, а не каждая под коровой сидит.

А данное приложение, скорее, просто обелит все процессы в компании. Но зато аналитики для руководства будет - во!

1
Ответить

В журнале "Борозда", который выпускает John Deere (реально так называется) пишут про "Сельское хозяйство 4.0". Не знаю, что это значит, но какие уже тут 1930-е.

Ответить

Только сегодня читала доклад Сколково про умирающие профессии. Кажется , пора вносить в этот список и доярок и трактористов. Зато эффективность работы будет высокая))))

Ответить

С доярками действительно не все гладко.
Читал кейс, где на 200 коров 2 доярки.
Коровы сами приходят на дойку, и система распознавания определяет как лучше к ней подключиться.
Прям как в матрице

1
Ответить