Маркетплейсы захватывают новую долю рынка. Интернет-магазины вымирают?

Рассматриваем статистику Data Insight по маркетплейсам. За счет чего увеличивается доля мп? Повлияет ли это кардинально на другие каналы продаж? Чего ждать владельцам интернет-магазинов?

Маркетплейсы захватывают новую долю рынка. Интернет-магазины вымирают?

Привет. Меня зовут Максим, ecommerce-аналитик агенства Hooglink. Веду телеграм-канал о товарном бизнесе и его нишах.

Недавно вышла презентация со статистикой от Data Insight. Сегодня будем переваривать данные, которые непосредственно касаются маркетплейсов и интернет-магазинов.

Маркетплейсы увеличили свою долю на рынке

МП ежегодно расширяются и тянут за собой весь ecom. Этот год ー не исключение..

По прогнозу Data Insight, по итогу 2023 года продажи 6 маркетплейсов ー WB, Ozon, AliExpress, Я.Маркет, Магамаркет и KazanExpress ー составят 4,3 трлн рублей или 54% от всего рынка Ecommerce, а также 75% от количества всех онлайн-заказов.

Маркетплейсы захватывают новую долю рынка. Интернет-магазины вымирают?

Если говорить не о прогнозах, а о фактах, то максимальную долю по количеству заказов Wildberries и Ozon отметили в июне, июле, августе 2023 года – 77%. Это на 9% больше, чем в тот же период год назад. А рост доли объема продаж составил 53%.

Данные Data Insight
Данные Data Insight

Каковы причины такого роста? Аналитики Data Insight отмечают следующие драйверы:

  • Развитые бренды самих маркетплейсов

В первую очередь идет речь о WB и Ozon, которым уже третий десяток идет. За это время вложены сотни миллиардов рублей для привлечения трафика. Ozon, как и Я.Маркет, до сих пор без чистой прибыли сидят из-за продолжающихся вложений в логистику и маркетинг.

В итоге, многие настолько привыкли к маркетплейсам, что для них это место покупки априори.

  • Постоянно пополняющийся ассортимент

Маркетплейсы заманивают селлеров привлекательными условиями и заполняют почти все ниши. В том числе ниши, которые облысели после ухода иностранных брендов. То есть, новые бренды и импортеры первым делом заходят на мп.

Так, после притока новых селлеров, число активных селлеров на Ozon и Wildberries увеличилось до 427 тыс. Все они обеспечивают самоозаполняемость маркетплейса тем ассортиментом, который нужен рынку.

  • Спад оффлайн бизнеса

Магазины закрываются, ассортимент сокращается, нет предсказуемости цен и ассортимента

Не нужно иметь семь пядей во лбу или быть супер-аналитиком, чтобы понять, что покупок в физических магазинах стало меньше, чем когда-либо. Стоит просто пообщаться с владельцами физических торговых точек и их персоналом.

Удобные мобильные приложения и логистические нововведения улучшили практику онлайн-шопинга и закрепили у потребителей новые привычки, которые приводят к онлайн-покупками на мп.

Внутримагазинный опыт на этом фоне выглядит не так надежно.

Покупатели называют время своим самым ценным ресурсом, поэтому хотят, чтобы в процессе покупки было меньше неопределенности. Походы в физический магазин не всегда удовлетворяет этому требованию.

  • Повсеместность и удобство ПВЗ

Например, количество точек WB равняется 33 тыс. Это в 2,5 раза выше, чем у Х5 и Магнита.

Те пользователи, которые переходят в онлайн, стали осознавать, что товар стало легче не только выбирать, но и забирать. Многим легче совершить заказ и забрать его в паре шагов от дома и не тащиться по городу в поисках нужного товара.

Что же станет с интернет-магазинами?

Читая такую статистику по маркетплейсам, подсознательно уже ставишь клеймо на интернет-магазинах. Довольно опрометчиво, и вот почему.

Основной рост происходит за счет мп, но все-таки нужно учитывать, что рост идет на всем рынке ecom. Как и писали ранее, на топ 6 маркетплейсов приходится 54% объема продаж всего ecom. На какие каналы приходятся остальные 46%?

В первую очередь это брендовые и специализированные интернет-магазины, нишевые маркетплейсы, соцсети, мессенджеры и C2C-площадки.

Как сообщает Data Insight, потребители из разнообразия офлайн-каналов перераспределяются в ещё большее разнообразие онлайн-каналов.

Данные Data Insight
Данные Data Insight

Это означает, что они не замещают каналы один на другой, то бишь маркетплейс на специализированный интернет-магазин, допустим. Они увеличивают количество используемых каналов, объединяя их. То есть, мп не вытесняют других игроков, просто их основной прирост продаж идет из перетока из онлайна в оффлайн новых клиентов и селлеров.

Кроме того, отмечается, что в большинстве случаев теряют трафик именно неспециализированные интернет-магазины. По сути, они предлагают тоже самое, что и маркетплейсы, но сильно уступают по мощностям и ассортименту. Поэтому именно малые и средние неспециализированные игроки пополняют новые ряды селлеров на мп. Специализированные магазины и магазины с развитым брендом сохраняют свои позиции.

Подтверждают эту информацию и аналитики ЮKassa.

По их данным, первые шесть месяцев 2023 года общее число покупок в интернет-магазинах выросло на 20% по сравнению с предыдущим полугодием:

Заработать в интернете могут не только крупные маркетплейсы, но и небольшие интернет-магазины, особенно, если они специализируются на товарах для дома, одежде и на нишевых товарах, например, для рыбалки, спорта и активного отдыха. Рынок развивается в том числе за счет перетока из офлайна в онлайн.

Так, в первом полугодии обороты магазины товаров для охоты и рыбалки увеличились втрое, как и число заказов, а средний чек вырос на 6%. На 81% увеличились обороты небольших магазинов, которые продают товары для дома, число заказов — на 46%.

Обороты интернет-магазинов мужской и женской одежды выросли на 68%, частота покупок на 55% больше, а средний чек вырос на 9%.

По личному опыту

Так как мы сами продвигаем интернет-магазины через контекстную рекламу, можем подтвердить, что обороты многих интернет-магазинов реально растут. Более того, у большинства есть потенциал для еще большего роста.

Разные ниши у всех, но одно сходство ー магазины специализированы.

У нас есть клиент, у которого мы оптимизировали рекламную кампанию в Я.Директе, и за 8 месяцев его доход с рекламы вырос на 537%. Ниша - мебель. Другой продал через связку контекст + интернет-магазин запчастей для лифтов и эскалаторов на 5 лямов. Еще один на фигурном мыле в сезон заработал около 10 млн (в 2,5 раза меньше, чем до работы с контекстом). Кому интересно, кейсы оставлю здесь 1 2 3.

Есть ли у вашего интернет-магазина такой потенциал?

Чтобы узнать ответ, нужно рассмотреть вашу нишу, рассчитать потенциальные затраты, прибыль и только потом выносить вердикт. К счастью, всё это мы делаем на бесплатной консультации.

Поэтому переходи по ссылке, оставляй заявку и мы все расчеты возьмем на себя:

Ещё можешь подписаться на наш тг-канал. Там у нас кейсы, разборы ниш в товарном бизнесе и новости e-commerce.

6363
175 комментариев

Как покупатель люблю маркетплейсы за интуитивную понятность, что редко встретишь в интернет-магазинах. Да и точки выдачи на каждом углу очень подкупают

15
Ответить

При этом навигация по сайту просто никакая. Вместо нормального поиска подмешивание всякого мусора. Фильтры работают плохо т.к. инфы о товарах недостаточно и так далее.

19
Ответить

Интуитивная понятность это как?)

3
Ответить

А мне нравится использовать мп как знакомство с брендами. Я выбираю там понравившиеся магазины и ищу их сайты в гугле. И часто оказывается, что если покупать напрямую с им, то гораздо дешевле выходит

13
Ответить

Часто бывает, что сам товар дешевле, но потом добавляется логистика и всю разницу в цене перекрывает.

И получается, что через маркет плейс все равно выходит купить дешевле, быстрее и удобнее, чем у продавца напрямую

7
Ответить

Интересно. Где-то на этот счёт исследование и статистика была о пути клиента. Вы её пополнили)

2
Ответить

Покупатели называют время своим самым ценным ресурсом, поэтому хотят, чтобы в процессе покупки было меньше неопределенностиВообще не согласна. Онлайн-шопинг занимает также много времени, как и физический. Большая удача, если сразу удается найти то, что ты ищешь среди гор всякого мусора. Обычно на поиски нормальной вещи уходит несколько часов или даже дней

10
Ответить