Когда нас слишком много: что может пойти не так в управлении большими командами

Почему для организации корпоратива нужно писать ТЗ, сотрудников не стоит называть «персоналом», а культуру компании должны формировать топ-менеджеры — рассказала HR-директор российского бренда одежды 12Storeez Елена Мажугина.

Я — Дмитрий Махлин, партнер и директор по развитию HRlink, а также ведущий подкаста «Кадры, деньги, HRTech». Тема третьего выпуска — «Как создать сплоченную команду, если в ней 1000+ человек?». Самые интересные идеи выпуска — в этой статье.

Моей гостьей стала Елена Мажугина, HR-директор российского бренда одежды 12Storeez. В этой глобальной компании работает больше 1000 сотрудников, которые живут в разных странах мира, но крепко связаны общей идеей, поддерживают друг друга и показывают высокую эффективность. Поговорили с Еленой о корпоративной культуре и ее влиянии на бизнес-процессы в компании.

Когда нас слишком много: что может пойти не так в управлении большими командами

Корпоративная культура — зона ответственности топ-менеджмента

Елена считает, что HR не должен единолично отвечать за развитие корпоративной культуры, а лишь помогать в этом деле. По ее мнению, адептами корпоративной культуры должны быть основатели компании, CEO и топ-менеджмент. Ведь все, что они транслируют, быстро перенимают сотрудники. И если на бумаге будет написано одно, а руководители будут делать другое, ничем хорошим это не закончится.

Важно, чтобы топ-менеджмент компании понимал ценность корпоративной культуры. Объяснить ее значение для развития бизнеса — задача эйчара.

«Внедрение ценностей — это перманентный процесс»

Одна из наиболее важных составляющих корпоративной культуры — ценности компании. Елена отмечает, что о них никогда не стоит забывать. Приходят новые сотрудники, а те, кто работает давно, могут что-то забывать. Поэтому нужно постоянно акцентировать внимание на ценностях.

По словам Елены, ценности компании лучше внедряются через какие-то конкретные действия, чем когда просто написаны на бумаге. Это подтверждает опыт компании.

Когда мы делаем корпоративное мероприятие, мы стараемся брать кейтеринг самого высокого качества. Мы привлекаем дизайнеров, которые нам декорируют пространство, чтобы у сотрудников была возможность почувствовать эту эстетику, красоту — и потом, может быть, привнести это в свою личную жизнь.

Елена Мажугина, HR-директор российского бренда одежды 12Storeez

«Естественный отбор» сотрудников

Корпоративная культура влияет на «отсев» специалистов, не разделяющих ценности компании — это подтверждает опыт 12Storeez. По словам Елены, когда в компании корпоративная культура сильная, это чувствуется. Так, кандидаты, приходя на собеседование, называют похожие причины, по которым выбирают 12Storeez.

Когда нас слишком много: что может пойти не так в управлении большими командами

Впоследствии таким сотрудникам комфортно работать в компании — ее ценности совпадают с их мировоззрением. Тем же, кто приходит в компанию из каких-то других соображений, приходится нелегко, и со временем они сами увольняются. Таким образом происходит «естественный отбор» сотрудников.

Я заметила такую закономерность: мы ни разу сами не увольняли человека, который не вписывается в нашу корпоративную культуру. Он обычно это решение принимает сам, честно приходит и говорит: мне некомфортно — и уходит. И это происходит не через 10 лет работы в компании, а в течение первого года. Поэтому при ярко выраженной корпоративной культуре «отсев» происходит естественным путем — без жертв, давления, увольнений. Это еще один плюс сильной корпоративной культуры.

Елена Мажугина, HR-директор российского бренда одежды 12Storeez

Уважение к сотрудникам

Затронув тему устойчивого развития, Елена на примере своей компании говорит о важности уважительного отношения к людям, которые работают в компании. Так в 12Storeez не используют слово «персонал», отдавая предпочтение более точному — «сотрудники». Ведь люди приходят в компанию, чтобы сотрудничать и делать ее лучше.

Такой же принцип работает во взаимодействии с партнерами. Начиная выстраивать с ними отношения, важно ориентироваться на долгосрочную перспективу. То есть не стремиться закрыть свои потребности здесь и сейчас, а ориентироваться на сотрудничество на 10-30 лет. Конечно, это возможно только при уважительном отношении друг к другу.

Корпоративы для решения задач

Елена поделилась опытом проведения корпоративов, которые 12Storeez организует каждый квартал, чтобы сплотить сотрудников и помочь им справиться с возможным эмоциональным выгоранием.

Оказывается, для каждого корпоратива руководители компании составляют полноценное ТЗ, где прописывают цель мероприятия, какой эффект должен быть, как он отразится на бизнесе, и какие эмоции должны получить сотрудники.

У нас нет такого: а давайте мы сделаем тимбилдинг для того, чтобы людей сплотить. Мы всегда задаем вопрос: а зачем нам сейчас сплачивать людей? А мы действительно людей хотим сплачивать? Может быть, у нас и так высокий уровень сплоченности, а на самом деле есть другая проблема, которую мы хотим решить. То есть для нас все-таки любой корпоратив — это решение конкретной задачи. Да, в итоге получается классное мероприятие для сотрудников, где они перезагружаются и отдыхают, но всегда оно является решением определенных задач бизнеса.

Елена Мажугина, HR-директор российского бренда одежды 12Storeez
Когда нас слишком много: что может пойти не так в управлении большими командами

Еще больше интересных мыслей (а мы проговорили около часа) о том, как с помощью корпоративной культуры построить прибыльный бизнес — в третьем выпуске подкаста "Развитие корпоративной культуры и лояльности сотрудников". Его можно найти на платформах Яндекс Музыка, Podkast.ru, Apple Podcast, VK.

77
10 комментариев

Интересно про корпоратив для решения бизнес-задач?
Получается мероприятие строится по четко задуманному плану и без алкоголя?)
Привычнее, когда бизнес-задачи решаются на тренингах или каких-то деловых форматах мероприятий.

2
Ответить

Думаю, алкоголь решению бизнес-задач не помеха:)))

Ответить

Мне кажется, главный критерий успеха - это сама личность руководителя, его желание быть "живым" и способность его самого относиться к людям так, как он пропагандирует. Часто вижу красивые брендбуки, выверенные слова в "ценностях", а на практике это всего лишь красивая оболочка, под которой скрыта попытка ужесточить контроль и формализовать отношения с сотрудниками

2
Ответить

правда жизни

Ответить

Согласна про естественный отсев. В больших компаниях бывают большие зарплаты, красивые офисы со спортзалом и тд. А текучка страшная. Потому что токсичная компания

1
Ответить

"Я заметила такую закономерность: мы ни разу сами не увольняли человека, который не вписывается в нашу корпоративную культуру"
Вот это корп культура 👍
Перешлю статью нашему HRD

1
Ответить

Самый нормальный российский бренд одежды. Было интересно послушать про внутрянку бизнеса

1
Ответить