Что такое «скевоморфное мышление» или почему вы не можете придумать идею для стартапа?

Рассказываю про концепцию «скевоморфного мышления» в контексте AI. Идея в том, чтобы отойти от простого улучшения существующих процессов и сосредоточиться на создании принципиально новых возможностей.

Что такое «скевоморфное мышление» или почему вы не можете придумать идею для стартапа?

Что такое скевоморфный дизайн?

Крис Диксон из венчурного фонда «a16z» впервые предложил понятие «скевоморфного мышления». Вот как он это описывает в своей статье «Делать старые вещи лучше vs делать совершенно новые вещи»:

Новые технологии позволяют заниматься деятельностью, которая попадает в одну из двух категорий:
1) Делать то, что вы уже могли делать, но теперь можете делать лучше. Потому что это стало быстрее, дешевле, проще, качественнее и т.д.
2) Делать совершенно новые вещи, которые раньше вы просто не могли делать.

Крис Диксон, a16z
Что такое «скевоморфное мышление» или почему вы не можете придумать идею для стартапа?

На ранних этапах развития новых технологий первая категория обычно привлекает больше внимания, но именно вторая в итоге оказывает большее влияние на мир.

Другими словами скевоморфизм в мышлении, также как и скевоморфизм в дизайне, вспомните первые иконки на iphone 1 — это наивное желание делать то, что вы уже делаете и знаете просто с новыми технологиями.

Пока что варианты использования генеративного AI для людей и бизнесов, похоже, полностью попадают в первую категорию за несколькими исключениями.

Почему это не очень хорошо

Скевоморфизм может сдерживать инновации, ограничивая продукты старыми парадигмами. Например так случилось с криптовалютами, потенциал децентрализованных технологий так и не был полностью раскрыт. Потому что внимание сосредоточено на воспроизведении устаревших систем, например все пытаются повторить банковскую систему, но уже в DeFi, вместо поиска совершенно новых решений.

Использование генеративного ИИ для «делания старых вещей лучше» — это не то место, где произойдут массовые инновации для технологий выхода на рынок, кмк.

Креативность станет единственным ограничивающим фактором

Как пример можно взять AI генерацию видео, возможно не самый интересный пример, но здесь есть главный элемент — эта технология делает совершенно новые вещи, которые раньше вы просто не могли делать. Она помогает выполнить задачу, совершенно новым способом, который раньше был невозможен без AI.

Ну нельзя было раньше сделать видео с людьми, без реальных съемок. Можно было сделать мультфильмы или 3D видео сцены с предметами. А теперь можно.

Вместо того чтобы делать работу лучше или быстрее, как например написание текстов с ChatGPT — настоящая технология позволяет вообще не делать эту работу. А делать что-то совершенно другое, что достигает того же результата, но в 10 раз быстрее и дешевле.

Другими словами, креативность станет единственным ограничивающим фактором в мире, где дешевый и простой в использовании ИИ есть везде. Это и пугающее, и освобождающее чувство.

Что в итоге:

  1. Скевоморфное мышление — это тенденция использовать новые технологии AI просто для улучшения существующих процессов, вместо создания принципиально новых решений.
  2. Есть две категории инноваций:
    1) Делать старые вещи лучше (быстрее, дешевле, проще).
    2) Создавать совершенно новые возможности, ранее недоступные.
  3. Скевоморфизм ограничивает: Такой подход может тормозить инновации, зацикливая нас на старых парадигмах вместо поиска революционных решений.
  4. Истинная ценность AI-технологий — не в оптимизации существующих процессов, а в создании совершенно новых подходов и возможностей.
  5. Креативность теперь ключевой фактор: В мире, где AI делает технические задачи простыми и доступными, главным ограничением становится человеческая креативность в применении этих технологий.

В своем канале @aboutoll, там пишу на похожие темы — подписывайтесь!

11
4 комментария

Плясать нужно не от продуктов, а от потребностей. Какую новую потребность создал и удовлетворяет AI? Оценивается глубина изменений в жизни, где удешевление производства зерна и картошки важнее создания видео парой тысяч специалистов. А так-то да, даёшь новые горизонты!)
Отсутствие (в доступе) дельных идей для стартапов совершенно другая тема, которая упирается не в мышление, а систему, в которой она ничего не стоит и просто воруется, но недостатка в гипотезах нет (измельчание).

2

То что потребности на первом месте здесь полностью согласен, идея больше в том как эти потребности решать.

Мы можем сделат ьтехнологию которая будет решать потребности эффективнее ИЛИ мы можем сделать технологию которая решать потребность ВООБЩЕ другим способом, и еще более эффективно

"Ну нельзя было раньше сделать видео с людьми, без реальных съемок. А теперь можно."

...чтобы делать старые вещи: продавать, развлекать, шантажировать...

1