Что будет, если ваш банк попал под санацию ЦБ, или как мы сбегали из «Промсвязьбанка»

В прошлом году под санацию ЦБ попали три крупных банка. Первым — «Открытие», вторым — «Бинбанк» и под Новый год «Промсвязьбанк». Общеизвестный факт, что вклады физлиц застрахованы до 1,4 млн рублей (это в худшем случае, а санация — это всё-таки не банкротство). А что происходит с юрлицами, всегда остаётся за скобками обсуждения.

Всё началось с того, что солнечным августовским воскресеньем 2017 года я получил звонок от товарища, который аккуратно поинтересовался, нет ли у меня счетов в банке «Открытие», после чего предупредил, что они вот-вот рухнут, а за собой потянут «Бинбанк» и «Промсвязьбанк».

Покопав в интернете, я понял, что про угрозу падения трёх банков из ведущей десятки, похоже, знали все, кроме меня. И самое нехорошее то, что мы плотно сидели в «Промсвязьбанке» с несколькими юрлицами, валютными счетами и паспортами сделок, в общем, глубже некуда.

Я набрал бухгалтеру, попросил поискать что-то приличное из оставшихся семи банков и начать финансовую миграцию. «Открытие» рухнуло через полтора месяца после звонка.

И мы написали требования

  1. Не «Сбербанк».
  2. Не ниже двадцатки крупнейших банков.
  3. Много отделений.
  4. Средний ценник по обслуживанию.
  5. Выгрузка-загрузка платежей через «1С».
  6. Нормальный банк-клиент, желательно ещё и мобильный с доступом на чтение.
  7. Покупка валюты с биржи или по спецкурсу.
  8. Адекватный процент для перечислений в пользу физлиц.

Получилось восемь штук — да, мы привередливые клиенты.

Попытка первая — «Альфа-банк»

Выбор был очевиден. Большая сеть, никаких рисковых прогнозов, очень удобные банк-клиенты. Выгодная покупка валюты с биржи. Ребята сработали на пять с плюсом: быстро, чётко, минимум «процедурных поклонов» от call-центра. Счёт открыли за одну поездку. И всем этим великолепием мы наслаждались ровно две недели, пока мне на почту не пришло письмо без картинок от «Альфа-банка» с сообщением о блокировке и просьбой закрыть счёт одной из компаний. Причины — как говорится, без комментариев — «Мы так решили».

Нужно ли говорить, что «от греха подальше» мы закрыли все счета, корпоративные и личные карточки, хотя я ещё долго получал письма от CRM-системы, скучающей по клиентам с VIP-статусом.

На этом поиск банков мы временно прекратили, так как Вселенная чётко указала, что пока не время.

Разбился вдребезги

«Промсвязьбанк» рухнул 24 декабря 2017 года, помню этот день как вчера. Дело в том, что накануне мы удачно выиграли крупный тендер. И угадайте, у кого были получены кредиты и банковские гарантии (БГ) для контракта?

Нам сообщили об этом как-то просто и буднично: «Да, мы знаем, что все одобрили, но пришли злые дядьки из ЦБ, и теперь мы передумали, у вас больше нет одобренной кредитной линии и БГ».

Ремарка для тех, кто не играет в тендеры, банковская гарантия — это обеспечение исполнения обязательство по контракту. Банк выдает её за 1-2% от реальной суммы. В этом случае нет необходимости «морозить» собственные деньги на несколько месяцев.

Отлично «передумали», за четыре дня до Нового года, когда никто уже толком не работает.

Варианта действий два — найти около 1,5 млн рублей за пару дней или получить новую БГ в другом месте.

Далее всё как в лучших боевиках, когда показывают набор сочных кадров, — герой точит нож, герой завязывает шнурки и уходит в закат бороться за справедливость под брутальный саундтрек. БГ сделали за два дня, перебрав штук 15 брокеров по этой теме, оказалось, не все менеджеры заработали себе на новогодние подарки. За что им, кстати, огромное спасибо.

С кредитом в любом другом банке ничего не вышло, нужно было иметь историю, предоставить множество залогов, ждать полгода и просить минимум миллиард. В общем, кто пробовал получать небольшие деньги под развитие или оборотные средства, тот поймет. Кто не пробовал, вот наглядное пособие, как это происходит от Уральских Пельменей.

Пережили ситуацию, кредиты нам пообещали открыть после НГ, на этом усталые, но довольные разошлись встречать 2018 год.

Можно ли разбить вдребезги то, что один раз было разбито

Знаете, какое развлечение у банков, попавших под санацию ЦБ? Они всем начинают звонить и говорить, что теперь они госбанк, хуже уже не будет, несите ваши денежки. Хоть билборды вешай — «"Бинбанк" — хуже уже не будет».

Наша история с «Промсвязьбанком» таки получила продолжение. В начале марта 2018 года мы успешно закрыли тендерную сделку — ту самую, что чуть не сорвалась перед Новым годом, а в конце марта «Промсвязьбанк» открыл кредиты, как и обещали поле Нового года, даже если бы это было в 2020 году, то считается, что сдержали.

Мы больше не дёргаемся, история с «Альфа-банком» всё ещё свежа в памяти. Но кто же нам даст спокойно работать? В середине апреля 2018 года «Промсвязьбанк» предлагает новую формулировку: «"Бинбанк" был неправ, хуже быть может» и просит закрыть валютные счета и паспорта сделок. В рамках переформатирования банка под оборонку, похоже, решили выгнать всех коммерческих клиентов.

На этот раз было решено не обращать внимание на знаки сверху и точно куда-нибудь свалить.

Подошли фундаментально. Ниже приведён сравнительный анализ по расходам и тарифам. 20 ведущих банков с усреднённым расходами на обслуживание по основным критериям затрат для малого бизнеса, участниками ВЭД с оборотом до 20 млн рублей в месяц и количеством платежей более 50 в месяц.

Топ взят с сайта «Банки.ру»

Получить информацию от банков не так уж легко. На требовательного клиента стоят серьезные корпоративные фильтры. Банковская этика неплохо умеет тратить производственные ресурсы предприятий, которые пытаются открыть у них счёт.

Если тебя не задержал call-центр, то добьёт персональный менеджер. На сбор этой таблички ушло две недели. Мы спрашивали о продуктах, выясняли тарифы и нюансы. Те, кто считает, что это можно сделать одним звонком или просто добыть информацию на сайте — просто попробуйте позвонить хотя бы в один банк.

Самый интересный с точки зрения общения оказался «Бинбанк», это нужно отметить отдельно. После нескольких переадресаций в пустоту тебя отправляют на сброс звонка, мы бросили бороться. Через некоторое время перезванивает девочка и спрашивает: «Что вы хотите?»

Ответ: «Хотели открыть счёт, но как-то перехотели».

Девочка спокойно отваливается, но через полчаса звонит мальчик с вопросом: «А почему перехотели?»

Клиентский сервис, однако…

Так кого мы в итоге выбрали из этого списка? Никого! Ушли в небольшой частный банк, где до этого закупали валюту. У них не очень много клиентов, потому менеджеры готовы поработать.

0
65 комментариев
Написать комментарий...
Ильяс Гарифуллин

Сталкивался с похожей проблемой в Альфа-банк, они там явно что-то не то курят, как они еще до сих пор на плаву с таким подходом к клиентам не понимаю

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Да как все, на ключевых клиентах. А остальных "оптимизируют", выжимают по капельке чуть больше, ну хоть еще 500 рублей в месяц.
 
Наблюдаю, слегка отстраненно, за приключениями с банк-клиентами у одной компании (несколько юр. лиц, как это принято в РФ). Банки разные, куча ключей, куча каких-то обновлений, после которых вечно все перестает работать, постоянные замены этих ключей (за плату).
 
А с этого года новости - ладно мол, вместо ключей хардварных, будут "в файлике" (минус безопасности), но усиленное SMS информирование, за которое надо будет регулярно платить, и побольше, побольше.
 
По-моему, банки просто не знают, как бы выжать из клиентов с оборотами меньше 0.5 млн рублей в месяц, ну хотя бы 50 000 рублей в месяц, ну хоть за что-нибудь.

Ответить
Развернуть ветку
62 комментария
Раскрывать всегда