3 (не)очевидных совета для эффективного общения по работе: опыт тимлида

Вывела их из рабочего опыта: сначала дизайнером в продуктовой команде, потом лидом отдела дизайна.

Почему (не)очевидные?
Потому что про эти вещи все знают, но почти НИКТО НЕ ДЕЛАЕТ.

А любые рекомендации дают эффект, только если их применять на практике (сюрприз!), а не просто покивать и сказать: «Да-да, я это всё знаю, слышал, дело хорошее...».

Зачем следовать этим советам?
Чтоб работать и коммуницировать с коллегами стало легче и понятнее (а может даже приятнее).

Как получить результат?
Прочитать статью, и не закрыть и забить, а применять их в работе каждый день.

(Не)очевидность №1. Спрашивайте, что непонятно и выясняйте, пока не поймёте

Часто люди боятся лишний раз переспросить или сказать, что не поняли, чтобы не показаться глупыми. Только что-то не понять или знать не всё — это абсолютно нормально.

Что это за правило такое, что мы должны с первого же раза всё идеально понять (а потом идеально сделать)? Это что-то из школьных времён: чистописание без помарок и страх переспросить, ведь одноклассники засмеют, а учитель будет ругаться.

Во взрослой жизни оно работает по-другому. Если что-то остаётся непонятым, это стопорит общее дело или заставляет делать лишнюю работу. А лишней работы нам не надо :).

3 (не)очевидных совета для эффективного общения по работе: опыт тимлида

Что делать?

Прояснять свои непонятки, пока не станет кристально ясно.

Нет. Молча ушёл и додумал неверно. В итоге переделывает задачу.
Да. Гаврила, я не понимаю, что ты имеешь в виду. Поясни, пожалуйста.

Нет. Сидит на встрече и делает вид, что понимает, о чём речь. В итоге, зря потратил время.
Да. Маша, подскажи, пожалуйста, что измеряет метрика, о которой ты говоришь. Я о такой не слышал.

(Не)очевидность №2. Убеждайтесь, что все всё поняли одинаково

Нередкая ситуация: на встрече один говорит одно, другой другое, имеют они в виду третье, после встречи все запомнили четвёртое, на выходе получается пятое.

Почему так? Чётко сформулировать мысль и словами донести её до другого — непросто (это отдельный софт скилл). Плюс никто не телепат, а картина мира у всех разная. Я не раз наблюдала, как «испорченный телефон» легко происходит даже между двумя людьми в прямом диалоге.
В итоге, лишнее время тратится на выяснения, встречи по второму кругу и переделки задачи.

3 (не)очевидных совета для эффективного общения по работе: опыт тимлида

Что делать?

Прежде, чем бежать выполнять задачу или возмущённо реагировать, всегда, всегда, всегда переспрашивать: «Так ли я понял(а), что…», «То есть ты имеешь в виду, что…», чтобы убедиться, что вы поняли всё именно так, как хотела донести вторая сторона.

Нет. Гаврила, что ты несёшь, какой релиз на прод в пятницу?!

Да. Гаврила, то есть ты имеешь в виду, что релизить на прод надо в пятницу?— Нет-нет, я наоборот сказал, что так не надо.

(Контекст: дизайнер пожаловалась лиду на продакт-менеджера).
Нет. Маша, твой продакт-менеджер постоянно делает фигню, жесть, ща пойду с ним разберусь!!

Да. Маша, верно ли я поняла, что твой продакт-менеджер каждый раз требует отдать задачу раньше срока, который сам же и поставил? — Ой, не, не каждый, я преувеличила. Ну раза 2 так было.

———

Лайфхак для встреч
После встречи рекомендую обязательно писать итоги встречи и рассылать всем участникам (что решили, кто за что ответственен, какие сроки и др.). Так после встречи у всех будет единый источник правды.

Нет. Ушли со встречи и каждый пошёл делать, как понял.

Да. Коллеги, спасибо за встречу. Мы договорились:
1. Делаем то-то, ответственная: Маша, дедлайн: 1 ноября.
2. Делаем то-то, ответственный: Гаврила, оценка на работы: 2 недели. Гаврила, через 2 недели напиши мне, всё ли сделано.
3. Через месяц встречаемся и смотрим на результаты. Я поставлю встречу.

(Не)очевидность №3. Что-то не устраивает — СКАЖИТЕ

Скажите! Вместо того, чтобы терпеть, копить недовольство в себе, а потом наорать на всех и/или уволиться.

В переводе на менеджерский: давайте коллегам обратную связь. Обратная связь — возможно, лучший из доступных способов повлиять на ситуацию.

3 (не)очевидных совета для эффективного общения по работе: опыт тимлида

У коллег заметила 2 самых частых варианта поведения:
1. В топе: не давать обратную связь в принципе.
И надеяться, что ситуация разрешится сама магическим образом 🫠.
2. Давать обратную связь не по правилам.
И получается либо настолько мягко, что считай, вообще не сказал, либо настолько обесценивающе, что получается тот самый shit sandwich, где кроме shit ничего нет.

Да, прямо сказать другому, что не устраивает — сложно. Страшно его разозлить или обидеть. Сказать и не обесценить — тоже требует навыка. Посмотрим на это поближе.

«Не делаю, потому что страшно»
Тут может помочь мысль, что на работе мы все — взрослые люди, делающие работу за деньги. Наша главная задача — эту работу делать в максимально хорошем качестве. И если что-то нам мешает, а значит — влияет на нас и на качество нашей работы, то наша ответственность, как взрослого человека — сказать об этом, а не терпеть молча в надежде, что ситуация вдруг как-то чудом изменится.
А реакция другого — это и ответственность другого. Мы на неё повлиять не можем.

«Делаю не по правилам, а как сердце прикажет»
Тут просто:
1) нагуглить и изучить методику (или подождать моей статьи про это :)
2) практиковаться.

Вот самые базовые правила обратной связи:

1. Говорить про действия, а не про человека

❌ Нет. Гаврила, ты капец тупой, как тебя на работу взяли.
Окей, эмоции эмоциями, а в каких конкретно действиях выражается «тупость»? Конкретизируем.
Да. Гаврила, мы с тобой уже трижды обсуждали, как применять токены цветов в Фигме, но ты продолжаешь ставить просто цвета из палитры без токенов. В чём дело?

2. Говорить с примерами, а не обобщенно

Нет. Гаврила, с тобой невозможно работать!
Почему невозможно? Уточняем, приводим примеры из рабочих ситуаций.
Да. Гаврила, в последних 3-х задачах ты присылал мне правки в день перед дедлайном. Из-за этого мне неделю приходилось работать до 10 вечера.

3. Говорить критику наедине, а похвалу на людях
Нет. Ребят, у нас тут Гаврила провалил задачу.
От того, что человек почувствует себя хуже, ситуация лучше не станет.

Да. Поставили встречу на двоих с Гаврилой и там уже ему говорим, что было сделано не так. Говорим конкретно и с примерами (см. п. 1. и 2.)

Что делать?
Ещё раз — давать обратную связь коллегам о том, что вам неприятно/не нравится/мешает. И давать её корректно.

Что дальше?

А дальше практика. Выберите минимум один из советов и начните применять его в работе. Сначала будет сложно, а потом навык постепенно выработается, и вы прочувствуете профит.

Спасибо за внимание! Буду рада вопросам и дополнениям.

Начать дискуссию