Ребрендинг IT-компании: как мы повысили лояльность сотрудников

Ребрендинг компании – нужен ли он? Некоторые люди считают любые обновления напрасной тратой времени. А мы в Fojin так не думаем, потому что сами провели масштабный (и удачный) ребрендинг для наших сотрудников и клиентов. Дальше рассказываем, как это было.

Ребрендинг IT-компании: как мы повысили лояльность сотрудников

С чего всё началось

Мы IT-компания, которая работает достаточно давно, с 2016 года. За это время несколько раз возникало желание заняться собственным брендом и «сделать всё красиво».

Но, как это часто бывает у молодых компаний, работа на проектах и выстраивание отношений с постоянными клиентами занимали 99% времени, так что на себя попросту не хватало ресурсов, и результат получался соответствующий – хаотичный.

Посмотрите, например, на эволюцию нашего логотипа в 2016-2021, еще со старым названием:

Устаревший логотип и старое название
Устаревший логотип и старое название

Ни один из этих логотипов уже не выглядит современным и оригинальным. Сравните с тем, который мы используем сейчас:

Современный логотип и новое название
Современный логотип и новое название

Время шло, компания развивалась и достигала целей. Год назад произошли структурные изменения, после которых было принято решение обновиться – чтобы новый бренд отражал, кем мы на самом деле являемся как коллектив профессионалов и как люди.

Какие цели мы поставили, начиная ребрендинг:

  • Создать язык бренда

Мы любим наше дело и ценим тех, с кем работаем. Это очевидно, однако нужно было создать неповторимый язык бренда Fojin, который выражается во всем, что мы делаем онлайн и офлайн.

  • Объединить команду

У нас работают люди из разных городов, поэтому новую SMM-стратегию мы построили на том, чтобы рассказывать истории, которые будут по-своему интересны всем – и коллегам из различных отделов, и людям, которые пока не знакомы с нашей компанией.

  • Отразить новую HR-стратегию

Раньше мы более активно искали новые кадры и делали упор на обучение талантливых стажеров. Теперь сосредоточились в первую очередь на мотивировании существующих сотрудников, а также на привлечении к нам специалистов определенной квалификации. Всё это повлияло на темы контента: мы стали чаще рассказывать о работе разных команд, делиться экспертизой и профессиональными достижениями.

  • Сделать бренд современным и привлекательным

Была проделана объемная и разносторонняя работа над визуальным стилем Fojin, а также над стилистикой и тоном коммуникаций. В итоге мы получили запоминающийся образ, в котором дружелюбие и мемы сочетаются с энергичностью и готовностью к челленджам.

  • Повысить лояльность сотрудников

Мы рассчитывали, что качественный апгрейд нашего бренда поможет объединить людей и дать им возможность ассоциировать себя с компанией через различную символику, события, контент и другие элементы айдентики.

С повышением лояльности так и вышло в итоге: спустя год после ребрендинга мы провели исследование сотрудников и увидели интересные результаты. Но об этом чуть позже, а сейчас расскажем о конкретных шагах, которые привели нас туда, где мы находимся сейчас.

Элементы нового бренда и этапы работы

1. Новое название и слоганы

Ребрендинг – это полное переосмысление того, что мы хотим донести с помощью бренда и того, как новый образ будет выглядеть, звучать, восприниматься.

Необходимо было отразить две важные мысли:

  • Главной ценностью компании являются её сотрудники.
  • В компании работают профессионалы, полные энтузиазма и стремления к отличным результатам.

Так возник один из наших слоганов – «‎IT-компания для людей»‎. Другую грань нового позиционирования отражает слоган: «‎Всё, что мы делаем – это топ»‎.

Слоганы компании используются в описании профиля соцсети
Слоганы компании используются в описании профиля соцсети

Слоганы компании используются в описании профиля соцсети

Важной частью ребрендинга стало новое название. Мы выбирали его по следующим критериям: яркое, короткое, запоминающееся.

А уже в готовом логотипе была замечена неожиданная игра слов:

  • Наша компания называется Fojin;
  • Один из фирменных цветов – оранжевый, как лиса\fox;
  • Мы приходим на помощь бизнесу, словно волшебный джинн.

Чуть позднее концепция джинна и лисы воплотится, когда мы начнем работу над фирменным персонажем – маскотом. Об этом будет чуть позже.

2. Логотип и фирменный стиль

Чтобы решить любую проблему, нужно сначала понять ее суть. Мы провели анализ фирменного стиля, который был у нас раньше, и сформулировали основные претензии:

  • В первую очередь, неудачный выбор цветовой гаммы. Ее было трудно использовать при создании корпоративного мерча и различных диджитал-материалов для сайта и соцсетей.
  • Отсутствие единого и современного подхода делало прежний фирменный стиль бледным на фоне конкурентов, а нам хотелось наоборот, выделяться и запоминаться.
  • Такие оттенки красного и синего давно устарели, а наша компания стремится идти в ногу со временем.
Старый и новый логотипы IT-компании
Старый и новый логотипы IT-компании

Чтобы обновить логотип и фирменный стиль, наши дизайнеры полностью отказались от предыдущих решений и создали альтернативную визуальную концепцию.

Новый фирменный стиль компании Fojin базируется на трех основных цветах: оранжевый, черный и белый. Почему именно такой выбор?

Оранжевый ассоциируется со смелостью, свежестью, позитивным настроем – такой посыл мы хотели передать. Черный уравновешивает яркий оранжевый и задает ощущение стабильности, компетентности, уверенности в своем деле. Яркие акценты передают характер и настрой нашей команды.

Ирина, дизайнер фирменного стиля Fojin

Как придумать логотип бренда? В первую очередь необходимо отталкиваться от современных тенденций дизайна, а также учитывать ситуации использования у каждой конкретной компании. Все логотипы известных брендов созданы с учетом этих двух важных факторов.

Новый логотип был создан по следующим принципам: лаконичность, простота, узнаваемость.

Лого содержит в себе две буквы F и J, которые напрямую ассоциируются с названием компании. Стилизованный буквенный логотип универсален для использования на цифровых и любых печатных носителях, а также в интерьере.

Помимо прочего, наш дизайнер Ирина поработала над тем, чтобы все элементы фирменного стиля связывало единство ассоциаций и чтобы таким образом достигалась консистентность. К примеру:

  • Мягкие контуры букв в логотипе напоминают оранжевые линии, которые часто используются в айдентике компании.
  • Оранжево-черно-белая цветовая гамма воплощается в самых разных контекстах, будь то сдержанный стиль корпоративного сайта или неформальный дух наших соцсетей.
Визуальное единство всех элементов фирменного стиля
Визуальное единство всех элементов фирменного стиля

3. Соцсети и SMM-стратегия

На основе наших ценностей, корпоративной культуры и HR-стратегии мы создали соответствующий голос бренда в соцсетях. Кратко его можно охарактеризовать так:

  • Идущий от первого лица, неформальный, часто с шутками и мемами;
  • Передающий индивидуальность сотрудников через интервью, фотографии, истории;
  • Раскрывающий экспертизу и достижения компании в приятной и нескучной форме;
  • Передающий атмосферу внутри коллектива, чтобы привлекать людей с похожими ценностями: энергичность, дружелюбие, ответственность и профессионализм.

Визуальная часть нашей SMM-стратегии использует все те же узнаваемые элементы фирменного стиля: цветовая гамма, графика, маскот и т.д.

Как реализуем новую стратегию для соцсетей: на примере <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Ffojin&postId=653837" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">VK</a>
Как реализуем новую стратегию для соцсетей: на примере VK

4. Маскот и корпоративный мерч

Маскот – персонаж, который помогает взаимодействовать с аудиторией. В нашем случае нужен харизматичный и запоминающийся, но в то же время простой и понятный, чтобы объединить 100+ разных людей.

Создание маскота – командная работа.

Сначала мы поиграли с названием Fojin и идеей джинна как ловкого помощника, который всегда рядом и готов преобразовать бизнес-идею в крутой цифровой продукт.

А дальше активный фидбек от сотрудников показал, что новая айдентика в оранжево-бело-черных тонах ассоциируется у многих с рыжим зверьком.

Лис с хвостиком джинна – маскот компании Fojin
Лис с хвостиком джинна – маскот компании Fojin

Задача была объединить джинна и лиса. С первым всё понятно – решить, какой хвостик будет лучше смотреться. А вот со вторым сложнее – найти референсы, понять архетип и характер, отрисовать разные варианты, найти форму – всё это заняло много времени. Но зато получился отличный персонаж.

Полина, дизайнер и художник, создавшая маскот для Fojin

Нашего зверя неизвестной породы мы решили назвать джинолис. И вскоре совместно выбрали ему имя – Юджин. Он уверенно обосновался в наших сердцах, и увидеть теперь его можно повсюду: футболки, наклейки, открытки сотрудникам, бланки для корпоративных игр и многое другое.

Фирменные открытки и приглашения Fojin
Фирменные открытки и приглашения Fojin

В следующий раз мы подробно расскажем, как создали оригинальный мерч с маскотом. А вы пока можете попробовать угадать его роль/архетип.

Архетип нашего маскота – это...
Герой
Помощник
Друг
Антигерой

5. Корпоративный сайт

Визуальный образ нашего корпоративного сайта можно охарактеризовать так: лаконичный, в меру строгий, полностью выдержанный в фирменном стиле компании. Дизайн основан на чередовании смысловых блоков, оформленных с использованием фирменных цветов – белого, черного и оранжевого.

Изначально у дизайнеров была идея – придумать фирменную линию, которая привлечет внимание и сопроводит направление взгляда пользователя.

Оранжевая линия как часть фирменного стиля
Оранжевая линия как часть фирменного стиля

Но когда начали это использовать на практике, то быстро поняли, что жирная оранжевая линия сильно отвлекает внимание и перегружает сайт. Было решено уменьшить толщину линии, чтобы сделать ее более аккуратной и динамичной. Сейчас на сайте используются оранжевые акценты и тонкие белые линии как элементы фирменного стиля.

Оранжевые акценты и фирменная линия на сайте Fojin
Оранжевые акценты и фирменная линия на сайте Fojin

Приступая к работе над новым сайтом, наши дизайнеры проанализировали актуальные тренды в сфере ИТ и диджитал. Затем выделили те решения, которые наиболее удачно вписываются в новый фирменный стиль компании.

Динамичность и легкая анимация добавляют сайту жизни и дают посетителю возможность погрузиться во взаимодействие. Кстати, мы недавно опубликовали отдельную статью о приемах вовлечения в дизайне – разобрали много реальных примеров, в том числе из опыта нашей компании.

Работа над сайтом еще далека от завершения: запланированы не только новые страницы, но и улучшение существующих. В будущем хотим, чтобы корпоративный сайт демонстрировал ценности компании, экспертизу наших специалистов и успехи клиентских проектов, над которыми мы работаем.

Как сотрудники воспринимают ребрендинг спустя 1 год: итоги анонимного опроса

Каким образом компания может оценить результаты ребрендинга? Напомним, в нашем случае основной целью было повышение вовлеченности сотрудников. Лучший способ узнать их честные мнения – спросить, причем анонимно. Спустя ровно год после начала ребрендинга мы так и поступили.

Результаты опроса показывают, что большинство сотрудников довольны сменой фирменного стиля компании:

87, 2% предпочитают новый логотип

85% нравится оформление и тематика соцсетей (а читают их 81% опрошенных)

91, 5% предпочитают нынешний корпоративный мерч с маскотом

Также мы попросили сотрудников оценить по 10-балльной шкале, насколько они ассоциируют себя с тем образом нашего коллектива, который создан с помощью различных элементов фирменного стиля.

По этим ответам можно судить о вовлеченности сотрудников спустя год после ребрендинга компании. Средняя оценка – 8,6/10, при этом наименьшие цифры (от 1 до 4) выбрали всего 7% опрошенных.

Какие выводы можно сделать на данном этапе? Ребрендинг компании прошел успешно и достиг тех целей, ради которых затевался. Будем продолжать работать по намеченной стратегии.

Кто работает над новым брендом:

  • Бренд-дизайнер;
  • Маркетолог;
  • Копирайтер;
  • UI\UX дизайнер;
  • Проджект-менеджер;
  • Веб-разработчики.

Как мы планируем развивать бренд дальше

Следующий этап в развитии бренда Fojin – расширять аудиторию, и один из шагов к этому был сделан, когда мы начали вести блог на VC. Планируем здесь делиться разнообразным профессиональным опытом:

  • HR-процессы и развитие корпоративной культуры;
  • Опыт в формате «от специалиста – специалисту‎»‎;
  • Кейсы интересных проектов – клиентских (насколько будет возможно в рамках NDA) и наших внутренних.

Как компания мы ставим перед собой довольно амбициозные цели и стремимся, чтобы нас знали не только сотрудники и постоянные клиенты.

Хотите задать вопрос или обсудить сотрудничество? Пишите! hello@fojin.tech

Соцсети VK и Telegram

1313
14 комментариев

Повысить лояльность работников - очень просто. Сделайте их соучредителями или акционерами.

2
Ответить

Спасибо за совет) Вероятно, вы очень хорошо разбираетесь в бизнесе)

Ответить

Ребрендинг это конечно здорово. Но для лояльности сотрудников это на мой взгляд не так важно как достойные условия для работы, уважительное отношение, интересные задачи, стабильность и возможность самовыражения. Если ничего этого нет или это хромает, то ребрендинг не поможет.

2
Ответить

Здесь вы правы) Просто смена названия ничего не меняет. Параллельно со сменой стиля компании, мы начали активно работать над HR-брендом, и новая айдентика сыграла в этом большую роль. А те пункты, которые вы упомянули, лежат в основе нашего отношения к сотрудникам)

Ответить

Вообще ребрендинг вряд ли связан с мотивацией компании) Но оунерам приятно наверное

2
Ответить

Не совсем согласны) Скорее, НЕ ТОЛЬКО ребрендинг влияет на мотивацию и лояльность сотрудников - это безусловно)) Но в нашем случае, ребрендинг действительно помог повысить лояльность людей: им стало приятнее ощущать себя частью компании, она стала "отзываться" людям и новый бренд уже привлекает людей, вайб которых совпадает с нашим, а это важно для продуктивной работы) И это фидбек в неформальной обстановке, а не ответы на HR-опрос))

Ответить

Если бы вы знали, где ваши сотрудники вертели этот ребрендинг и лояльность компании - вы бы расплакались.

Ответить