{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Что такое карточная сортировка и как её использовать в проектировании цифрового продукта

На прошлой неделе мы запустили новый мини-курс, в основу которого легли мастер-классы от наших спикеров – практический опыт в концентрированном виде! Семь экспертов подробно расскажут и покажут, как провести карточную сортировку, спроектировать информационную архитектуру и выстроить СJM, как применять на практике JTBD и настроить GA.

Так, на UX-Марафоне #22, посвящённом информационной архитектуре, Виталий Мазуревич, Product Lead и один из любимых наших спикеров, провёл удалённый мастер-класс по карточной сортировке. Сегодня мы хотим познакомить вас со вступительной, теоретической частью этого мастер-класса.

На примере вымышленного интернет-магазина Виталий показал, как работает один из самых важных инструментов в арсенале любого информационного архитектора, проектировщика или UX-исследователя, какие виды карточной сортировки существуют, а также какими плюсами и минусами обладает каждый из этих видов.

Разделяй и давай названия

Предположим, наша задача – организовать каталог на сайте нашего интернет-магазина. Но по какому принципу мы будем группировать совершенно разные издания? По стране, по автору, по цене, по жанру? Но к какому жанру отнести каждую конкретную книгу и какое название выбрать для каждого жанра? Карточная сортировка позволяет нам спросить наших пользователей, как, по их мнению, должен выглядеть каталог, как назвать его пункты и организовать навигацию.

Что же представляет из себя карточная сортировка? Принцип работы скрыт в самом названии. Мы составляем ряд карточек (в нашем примере это будут карточки с названиями книг) и просим пользователя самостоятельно сгруппировать эти карточки так, как ему представляется логичным и правильным, а затем дать названия полученным группам.

Этот метод позволяет нам решить поставленную задачу не на уровне «мне так кажется», а с точки зрения пользовательского опыта, с точки зрения обратной связи от пользователей.

Допустим, по итогам проведённой карточной сортировки мы получили такой результат:

Таким образом, карточная сортировка, во-первых, позволила нам поделить книги на группы и понять логику, которой руководствуется пользователь. А, во-вторых, она помогла нам дать названия этим группам, которые будут достаточно очевидны для наших будущих покупателей.

Качественная vs количественная

Как и все методы исследования, которыми пользуются UX-аналитики и проектировщики, карточная сортировка может использоваться в качественном и количественном варианте.

Если мы используем качественную карточную сортировку, мы приглашаем мало респондентов и с каждым из них работаем индивидуально. Обычно при этом используются вполне материальные, напечатанные на бумаге карточки. Исследователь лично наблюдает процесс сортировки и может в любой момент уточнить, почему пользователь сгруппировал карточки так, а не иначе, почему назвал ту или иную категорию именно таким образом, и так далее.

При этом подобное исследование обладает двумя главными недостатками всех качественных исследований – оно не обладает статистической значимостью и не позволяет оценить, насколько универсальным является предложенное пользователем решение.

Для количественной интерпретации карточной сортировки существуют специальные инструменты, которые позволяют выслать пользователю некий тест с определённым набором карточек. По мере прохождения этого теста каждый респондент распределяет карточки по группам и дает этим группам названия. Вся информация накапливается в единой базе данных, которая также предоставляется этим сервисом, и вы можете сделать выводы и оценить масштаб проблемы на основании действительно большого объёма данных. Именно с подобным сервисом будет вестись работа в практической части мастер-класса.

В то же время, количественная качественная сортировка имеет и свои недостатки – вы увидете результат (как пользователь рассортировал карточки), но никогда не узнаете, какой логикой он при этом руководствовался. Вы можете только предположить, выдвинуть гипотезу, которую затем нужно будет проверять с помощью качественного исследования.

Открытая, закрытая, обратная

Обычно выделяют три вида карточной сортировки – открытая, закрытая и обратная.

В ходе открытой карточной сортировке респондент, работая с карточками, сам создает структуру и дает название категориям, которые он предлагает. Задача этого вида карточной сортировки – понять логику деления на группы и определиться с названиями.

Закрытой называется карточная сортировка, при которой группы уже созданы заранее, и задача респондента – просто раскидать карточки по заранее созданным группам. Она нужна, чтобы проверить, насколько адекватна логике пользователя созданная нами структура.

В идеале, сначала должна проводиться открытая карточная сортировка, а затем, на основе полученных с её помощь результатов, – закрытая.

Кроме того, существует также обратная карточная сортировка, когда респонденту нужно найти объект или товар в уже готовой структуре. Она используется, как правило, для сложных каталогов и позволяет понять, насколько корректно выстроена навигация и насколько удобным, понятным и быстрым является путь пользователя к конечной цели.

Во второй части мастер-класса Виталий Мазуревич показывает, как с помощью сервиса Optimal Workshop собрать тест по карточной сортировке и организовать тестирование.

Кроме того, в нашем новом мини-курсе собраны ещё шесть пошаговых мастер-классов и докладов, которые помогут:

  • выстроить с нуля информационную архитектуру цифрового продукта (Павел Шерер)
  • описать новый продукт на основе CJM (Катерина Момот)
  • качественно организовать глубинное интервью (Надежда Щетинина)
  • использовать фреймворк JTBD при разработке B2B-продукта (Ирина Денисова)
  • собрать информацию о пользовательском поведении (Дмитрий Ильин)
  • правильно выбрать название для компании или продукта (Сергей Малайкин)

Мы отобрали лучшие доклады практической направленности и со всех конференций UX-Марафона. Забирайте бесценный опыт практиков в доступном формате!

0
1 комментарий
Андрей

Красный текст на зеленом фоне???
Спасибо, очень удобно читать

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда