{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Брифинг-воркшоп часть 2. Перечень вопросов на брифинге и результат воркшопа

Всем привет! Меня зовут Семен Кудряшов, я аккаунт-менеджер рекламного и брендингового агентства Jekyll&Hyde. И это вторая часть материала, посвященная брифингу в формате воркшопа. В этой статье перечислены вопросы воркшопа. Я расскажу, что это за вопросы и для чего мы задаем каждый из них.

Напомню, что мы используем формат воркшопа для брифинга для того, чтобы, во-первых, создать подробный бриф на проект, а во-вторых сплотить и вдохновить всю команду проекта. И со стороны агентства и со стороны клиента.

Если вам лень читать дальше — смотрите видео:

Кратко о правилах брифинга — воркшопа

Каждый вопрос воркшопа мы рассматриваем с трех точек зрения:

  • рынок — как продукт влияет на рынок
  • продукт — что из себя представляет продукт при ответе на вопрос
  • люди — как продукт влияет на людей

Если на вопрос невозможно ответить с точки зрения рынка, например, то это ОК, значит мы этот пункт пропускаем и двигаемся дальше.

Если на какой-то вопрос участники не могут ответить вообще — это тоже ОК, пропускаем вопрос и двигаемся дальше.

Воркшоп проводится в Miro. У каждого участника свой цвет стикера, ответ участника фиксируется на его стикере и крепится на доску. По чему это важно — людям важно видеть результат своих действий.

План воркшопа: список вопросов и правила проведения воркшопа, мы отправляем клиенту за неделю до проведения. Это нужно для того, чтобы внести определенность в процесс.

По сути, воркшоп помогает собрать разрозненные мнения и данные внутри команды клиента в одном файле. Проведение брифинга в таком формате запускает процесс работы над проектом или несколькими проектами.

И нет, тут нет каких-то необычных вопросов, которые вы никогда не видели в брифах. Самое главное — это механика проведения брифинга. Людям сложно заполнять брифы, поэтому мы всячески упрощаем этот процесс, когда предоставляем такой вот сервис.

Еще важная фишка наших брифингов — воркшопов в том, что с нашей стороны работает психолог. Он же фасилитатор. Его задача — помочь высказаться всем участникам процесса. Дать понять, что каждое мнение, высказывание важно и имеет значение. И гасить внезапные споры и конфликты.

Список вопросов для брифинга — воркшопа:

1. Какова история (какие причины) создания вашего бизнеса? С чего он начался и почему? Как и когда?

Этот вопрос должен помочь раскрыть историю основателя бизнеса, историю создания и причины, по которым бизнес появился.

Здесь часто мы слышим чудесные истории успеха от сборки станка в гараже до открытия новой производственной линии.

Этот вопрос помогаем владельцам бизнеса вспомнить, почему они любят этот бизнес и отойти от формального бюрократического описания.

2. Как бренд будет выглядеть через 5-10 лет?

Мы спрашиваем про видение будущего, про то, как бренд будет расти. Здесь важно помочь клиенту от души помечтать и быть максимально амбициозным.

3. Если бренд растет, что должно оставаться неизменным? Что дорого в вашем бизнесе?

Здесь определяем фундамент, на котором стоит бренд. Чаще всего, из ответов на этот вопрос складываются ценности и миссия бренда/бизнеса.

4. Какую репутацию бренда вы хотите построить на том пути, по которому идет ваш бизнес?

Спрашиваем клиента о том, как они хотят, чтобы их воспринимали на рынке, что им дорого как бизнесу.

5. Кто ваш идеальный покупатель и как выглядит его жизнь?

Вопрос “как выглядит его жизнь”, помогает выйти за рамки демографических и географических данных (м/ж, 20-40 лет и т. д.), и подключиться к жизни, которую ведут покупатели. Понимание стиля жизни помогает раскрыть эмоции, которые переживает покупатель и лучше его понять.

6. Какие проблемы вы решаете для своего идеального клиента, и какое влияние оказываете на его жизнь?

Здесь мы обсуждаем, зачем ваш бренд/продукт вообще существует, с какими вызовами и проблемами он помогает справиться. Очень важно выделить влияние на жизнь клиента.

7. Кто уже решает проблемы клиента и как они это делают?

Это вопрос про конкурентную среду. Мы смотрим на конкурентов с точки зрения аудитории — что они делают хорошо и почему к ним идут люди. Или наоборот, где есть какой-то пробел, которым мы можем воспользоваться? Важно не просто понять, кто такие конкуренты, но понять их со стороны аудитории.

8. Почему ваша аудитория выбирает вас, а не ваших конкурентов?

Этот вопрос помогает «примерить ботинка» покупателя и посмотреть на бренд его глазами, чтобы понять, а почему именно наша аудитория выбрала нас. Или, если этого не случилось, то что должно измениться в позиционировании бренда, чтобы занять место на рынке.

9. Что мы хотим, чтобы аудитория поняла о вашем Бренде и как мы можем им помочь?

Вопрос про то, какие сообщения мы будем отправлять своей аудитории, какое мнение о бренде мы будем у них строить? Что аудитория должна понять о нас?

10. Если бы наш бренд был человеком, как бы он говорил с аудиторией?

Этот вопрос про Tone of Voice бренда. И здесь хорошо направлять клиентов в какие-то конкретные примеры. Нам помогает в этом поп-культура, примеры персонажей из фильмов и пр.

Итог

Как итог, обсудив все эти вопросы, мы получаем:

  • полную картину проекта, которая зафиксирована на доске в Миро,
  • получаем сплоченную и вдохновленную команду проекта,
  • и очень подробный бриф, который отражает реальное положение вещей и четко ставит задачи перед агентством.

На этом у меня всё, желаю вам продуктивных брифингов и до скорой встречи!

Подписывайтесь на наш телеграмм-канал, в нем мы делимся своим опытом о работе в креативном бизнесе.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Илья Ланкевич

Нет, к сожалению, ответ на свой вопрос — как уговорить клиента (основателя/руководителя) честно ответить на все эти правильные вопросы, я не получил.
Ещё замечу, что в последовательности вопросов есть логика, но нет провокации и ловушек. Умная(-ый) первокурсница играючи ответит на все вопросы, даже не зная названия бренда.:)

Ответить
Развернуть ветку
Jekyll and Hyde agency
Автор

Илья, не понимаю в чем проблема с честностью. Если человек лжет при ответе на вопросы про свой же бизнес, он получит результат работы, который не сможет применить в своей реальности. А деньги все равно заплатит. В чем выгода лжи?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Хочешь пример вопроса?
Вот:
Ты уже перестал бухать?
Ладно, это шутка. Плохая.
Я приведу пару реальных примеров.
1) Онлайн сервис - агрегатор психпомощи по телефону. Знаешь, что действительно хотел основатель? Быстро продаться. Но говорил он что-то про мир во всем мире и добра в тарелку.
2) 4 салона красоты. Это, кстати, достаточный объем для масштабирования. Что действительно хотел собственник (там муж с женой)? Porsche Panamera. Ага, из кассы бабки вытаскивали, чтобы автокредит платить.
А дальше ты прав, он получит хреновый результат, но обвинит тебя.

Ответить
Развернуть ветку
Jekyll and Hyde agency
Автор

Договор в помощь, как говорится. Если человек хочет одно, декларирует другое и обвиняет в том, что получилось другого человека - ну тут только дисциплина договора работает и хороший юрист на подхвате. Переживать по этому поводу не стоит. Это же не ваши проблемы - их ложь и их реальность.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Со мной лучше на ты.Договор — это очень правильно, очень!Но не в случае ПОНИМАНИЯ целей и задач бизнеса.Я пытаюсь сказать, что everybody lies (C) д-р Хаус). И я очень поддерживаю вашу идею брифовать на воркшопе, но не услышал/не увидел, чем это отличается от опросника.

Ответить
Развернуть ветку
Jekyll and Hyde agency
Автор

Другой тип сервиса, другой уровень доверия. Для нас брифинг - это не анкета с ответами на вопросы, это первый совместный проект с командой клиента. Совместная работа повышает доверие между участниками. Потом работать проще и легче. Нарабатывается партнерская атмосфера.
Но да, от сознательной лжи и дезинформации этот формат брифинга не спасает.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Да-да, конечно. Еще раз скажу, что это очень правильный подход. Очень правильно, чтобы больше людей заказчика и исполнителя между собой были знакомы. Это реально дает плоды.
Я всего лишь о том, что и как спрашивать заказчика.
Ну я например, люблю начитать с вопроса, а что не так с предыдущим решением.

Ответить
Развернуть ветку
Jekyll and Hyde agency
Автор

Хороший вопрос.
Еще добавлю:
- Что вы хотите создать?
- Какую проблему вы пытаетесь решить в своем бизнесе?
- Каких результатов вы надеетесь достичь?
- Вы когда-нибудь пробовали создавать что-то подобное? Как прошло?
- Вы пробовали решить эту проблему другими способами? Как это прошло?
- Что вас беспокоит в связи с проектом?
- Каким был ваш прошлый опыт работы с другими партнерами?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда