7 заповедей фрилансера при работе с заказчиком

За 2 года в работе дизайн-предпринимателя для себя я собрал ряд правил при работе с заказчиком. Эти правила, а лучше даже заповеди, помогают легче работать и больше зарабатывать.

  1. Работай с теми заказчиками, кто вам приятен по первому впечатлению. Если заказчик не приятен как человек, ты будешь жалеть, что вообще взялся за работу, даже если за неё хорошо оплачивают. В конечном счете будешь долго отрабатывать заказ, будут приходить вагоны правок над проектом, + заказчик может оказаться неадекватным по общению и нервам. Обходи таких стороной. Обязательно будут заказчики, с кем будет легко и просто работать.
  2. Говори всегда правду. Я заметил, что если не уходить от ответа, а говорить правду как есть, заказчики начинают относиться с большим уважением и лояльностью, даже если работа ведется не гладко. Вранье чувствуется на невербальном уровне.
  3. Соблюдай сроки и отвечай за свои слова. Для вас выполнение работы в срок и исполнение своих обязательств - главные индикаторы репутации. Именно с таким отношением клиент станет постоянным.
  4. Не становитесь другом для заказчика. Не приводит ни к чему хорошему. Я не говорю про официальность общения, можно общаться и на «ты». Твоя задача - качественно отработать заказ, взять деньги и отзыв. За этот период не должно сложиться никакой дружбы. Максимум приятельские отношения. Последствия дружбы могут быть например такие: тебя будут часто просить, что то исправить бесплатно по дружбе, будут просить скидки, будут показывать свои эмоции, жаловаться итд. Тебе это надо?.
  5. Если клиент что-то просит доработать - всегда говорите ему да, если сможете это сделать. Если эта работа небольшая - сделайте бесплатно, все что больше 10 минут - говорите стоимость этих доработок - ничего наглого в этом нет. Труд должен оплачиваться.
  6. Будь профессионалом. Разговаривай только по делу, если заказчик в ходе разговора отвлекается - направляй его. Задавай заказчику дедлайны, отказывай ему в бредовых идеях, когда это вредит проекту. Приведу пример: с одним из заказчиков я работал 2 недели, и заметил что очень в эти недели просела моя производительность. Ничего не успевал. Я решил посчитать сколько времени я проговорил с ним за 10 рабочих дней - в WhatsApp я насчитал 8 часов, а это целый рабочий день. А всю суть общения и доработок, которые предлагал заказчик по телефону можно было расписать на 1 листе А4.
  7. Общайся по проекту в той форме, которая тебе удобна. Я всегда рекомендую вести все диалоги в мессенджерах и соцсетях. Общение быстрое, оперативное, есть возможность голосовых сообщений. Крайне не люблю общение по проекту по электронной почте, очень долго и неудобно что либо согласовывать. По телефону тем более. Формат первого общения — звонок отличный, даёт познакомиться тебе с клиентом, а ему с тобой. Из первого звонка можно понять стоит работать с ним или нет.
23
14 комментариев

Бросая в воду камешки, следи за кругами ими образуемыми, иначе такое бросание обернется пустой забавой (источник не привожу)

4
Ответить

насчет №6 Разговаривай только по делу, если заказчик в ходе разговора отвлекается - направляй его


это полезный навык при любых обстоятельствах, даже на обычной работе.
для меня работало постоянно "капать" на мозги графиком и содержанием митингов, иначе люди вообще часто об этом не задумываются.


1. перед митингом всегда составить agenda, о чем речь идти будет, в начале митинга можно ее проговорить, если это удобно.

2. не назначать митинг "давай в 6 встретимся". всегда говорите "давай поговорим с 6 до 7". всегда можно сослаться что в 7 у тебя еще один разговор, это нормально. об этом также надо напомнить минут за 15-20 до окончания времени.

3. после митинга всегда засылайте собеседнику minutes - краткое содержание разговора по пунктам.

4. если митинг назначен а вам не очень понятно зачем, то в день митинга заранее скиньте письмо - есть ли у собеседника agenda, или пока обсуждать особо нечего? 

4
Ответить

Про 8 часов очень верно подмечено.
С точки зрения программиста - как можно вообще продуктивно общаться по телефону? Через час или через день вся озвученная информация повисает где-то на небесах... Разговаривать, попутно подрабатывая стенографисткой? Мы в 2020?)))
Поэтому мой пункт НОМЕР ОДИН - телефонное общение под категорическим запретом. Клиенты с мелкими заказами вообще не удостаиваются такой чести))) Сухая арифметика: один час разговора и еще столько же на саму работу - прибыльность нулевая...

2
Ответить

уймись, дурачок

4
Ответить

Поддерживаю. Даже с менеджерами общаюсь только письменно, чтобы можно было ткнуть в их же слова потом или доказать свои. 

2
Ответить

Не ходи по косогору, каблуки протопчешь (источник тот же)

Ответить

Не ешь жёлтый снег!

4
Ответить