«Аутстаф — это процесс и дисциплина, а аутсорс — переговоры и творчество». Hawking Bros о проблемах продуктового аутстафа

Сооснователь Hawking Bros Егор Сизяков рассуждает о продуктовом аутстаффинге и приводит аргументы, почему продуктовая экспертиза должна оставаться на стороне клиента. Это интервью продолжает серию материалов IT Test про аутстаф.

«Аутстаф — это процесс и дисциплина, а аутсорс — переговоры и творчество». Hawking Bros о проблемах продуктового аутстафа

Что происходит в продуктовом аутстаффинге

Продуктовый аутстаффинг, на мой взгляд, еще не устоявшееся понятие, которое сейчас все тестят и считают, что за ним будущее. Я в этом пока до конца не уверен. Если мы говорим про продуктовый аутстаффинг, значит подразумеваем, что продуктовая экспертиза должна находиться на стороне аутстаф-компаний. Но тренды показывают, что клиенты неохотно отдают продуктовую экспертизу на сторону подрядчика, предпочитая держать ее у себя: это надежно, безопасно, увеличивает стоимость компании и ее ценность.

Я считаю, что сейчас идет большое тестирование гипотезы. Причем, разные аутстаф-команды понимают термин по-своему. Кто-то считает, что у них продуктовый аутстаффинг в определенной области, кто-то работает как HR-агентство, кто-то нацелен на большие транзиты и объемы.

Но всё зависит от проектов. Есть проекты, которым больше пойдет на пользу аутсорс и проектная работа, другим подойдет ретейнер или точечное усиление команды. И преимущество заключается в насмотренности. Если вы умеете делать проекты на аутсорсе, в аутстаф можно перейти без проблем. Но из аутстафа в аутсорс — нет. Пример: у меня есть очень хороший менеджер, который всегда занимался аутстафом и перешел на должность менеджера проектов, где есть аутсорс. И я вижу, насколько ему тяжело. Там совсем другая менеджерская работа и отношение к клиентскому сервису. Нужно знать много нюансов, уметь вести переговоры, отстаивать позицию, предлагать и защищать решения.

Аутстаф — это процесс и дисциплина, а аутсорс — переговоры и творчество.

Я по пальцам одной руки могу пересчитать аутстаф-агентства, у которых есть менеджеры с мощной продуктовой экспертизой, готовые помочь поддержать разработчика и любого другого специалиста, которого отправляют на проект, именно продуктовыми знаниями. Ставку всегда делали на компетенции и жесткие скилы разработчиков. Потом начали добавлять больше софт-скилов, а продуктовую экспертизу никто не качал. Нельзя одновременно научить программиста быть и продактом, и разработчиком, и повесить на него лидерские задачи. Но это и не нужно, потому что, на мой взгляд, продуктовая экспертиза всегда была на стороне клиента.

Почему продуктовая экспертиза должна оставаться на стороне клиента

Сейчас верят, что продуктовая экспертиза со стороны клиента пойдет в аутстаф. Я так не думаю. Клиенты будут всё меньше отдавать во внешку. Это будут точечные усиления без долгосрочных контрактов, а продуктовую экспертизу тем более никто не отдаст. Как это возможно, когда всеми знаниями о твоем продукте обладает подрядчик?

«Аутстаф — это процесс и дисциплина, а аутсорс — переговоры и творчество». Hawking Bros о проблемах продуктового аутстафа

Я за то, чтобы продуктовая экспертиза оставалась на стороне клиента. Ибо обладая продуктовой экспертизой, подрядчик несет ответственность за финансовые показатели и прибыльность проекта. Это конфликт интересов: я увеличиваю стоимость продукта, но при этом отвечаю и за качество. Получается, я качаю чужой бизнес, но основную прибыль получает клиент? Это размывает границы ответственности между подрядчиком и заказчиком.

Возможно, рынок моментально перестроится: всё, что происходило в последние годы в аутстаффинге, сойдет на нет, и мы начнем работать по-другому. Но наша айтишная система очень неповоротлива. Я обратил внимание, что идеи, озвученные на IT-конференциях, особенно больших, начинают внедряться через год. Например, на прошлом Владимирском инвестиционном конгрессе я сказал про гиперавтоматизацию, и вот только сейчас начинается процесс ее внедрения. Я думаю, что серьезно об этом заговорят в декабре, поймут, что надо заложить бюджеты на следующие несколько лет. В итоге этот процесс займет от трех лет и более. Поэтому может ли рынок аутстаффинга резко поменяться? Нет, я в это не верю.

В чем могут заключаться преимущества продуктового аутстафа

Клиентам сейчас очень сложно нанять квалифицированные управленческие кадры. Если мы будем выращивать продактов за них, они смогут закрыть эту дыру. Сейчас не хватает людей, которые разбираются в продуктовой разработке и в продуктовом подходе. Это факт.

Компании могут зарабатывать на этом дополнительные деньги. Как ни крути. То есть если раньше мы высаживали команду разработки, то теперь мы высаживаем управление командой разработки, а это не может стоить дешево.

Я вижу также дополнительные преимущества для команд. Если мы будем высаживать их больше, и все вместе взаимодействовать с командой разработки, появится дополнительная коммуникация и, мне кажется, она хорошо отразится на настроениях команды и на корпоративной культуре. Мы будем создавать дополнительную ценность.

Что будет дальше

В ближайший год, на мой взгляд, всё останется, как есть. Но здесь важно понимать, в какую сторону шагнет рынок. Если все-таки — во что я пока не верю — рынок уйдет в сторону конструкторов и готовых решений, то тогда именно продуктовая экспертиза станет решающей.

Об этом писали аналитики Gartner в прошлом году. Они считают, что не будет единого сета, будет много разных подсистем сделанных в No и Low-code, чтобы тестить гипотезы. В результате заказчикам придется поддерживать много разных систем на разных языках и конструкторах. Как это возможно? Получается, нужно иметь много специалистов различного профиля, чтобы это работало. В моей голове экономика не сходится при таком подходе. Но, может быть, в перспективе трех лет аналитики Gartner правы.

«Аутстаф — это процесс и дисциплина, а аутсорс — переговоры и творчество». Hawking Bros о проблемах продуктового аутстафа

Это интервью — продолжение цикла материалов, сделанных с ведущими экспертами IT-сферы. О том, что сейчас представляет собой аутстаффинг и чего ждать от него в ближайшем будущем, уже рассказали Александра Макарова из 65staff (на момент публикации материала в сентябре 2023 года), Константин Мовчан из AGIMA, Сергей Полуэктов из MediaSoft, Инга Морозова из Globus, Виктор Рындин из Wemakefab, Полина Камышанская из SkillStaff и Глеб Корсунов из Holyweb.

Больше экспертных материалов о заказной разработке, дизайне и тестировании в Telegram-канале IT Test.

2828
Начать дискуссию