РПЗ ‒ это звучит гордо. Или трудно? Немного о роли руководителя проекта со стороны заказчика

Руководство интеграциями 1С ‒ сложный процесс, но далеко не всегда в команде компании-заказчика есть свой эксперт по теме. Гораздо чаще руководителем проекта становится менеджер среднего звена, иногда ‒ собственник бизнеса. Если вы узнали себя (и согласны), то эта статья для вас.

РПЗ ‒ это звучит гордо. Или трудно? Немного о роли руководителя проекта со стороны заказчика

Кто такой РПЗ и что он делает

Руководитель проекта внедрения 1С со стороны подрядчика ‒ это специально обученный человек, который знает методологию процесса и его технические аспекты. Он курирует все этапы работы от и до, он ‒ связующее звено между заказчиком работ и исполнителем.

А что делает руководитель проекта со стороны заказчика? Задачек у него тоже немало. Они появляются задолго до заключения договора с интегратором ‒ в момент осознания неизбежности внедрения в компании.

Чем занимается РПЗ на нулевом этапе

Ставит цели. Не понимая, какие нужны перемены и зачем, нельзя сделать учетную систему, которая будет решать бизнес-задачи.

Планирует сроки. Конечно, детальный план работ можно сделать только вместе с подрядчиком. Но зная, когда и какой нужен результат, можно задать нужный темп и распределить ресурсы.

Прикидывает траты. Итоговый бюджет можно составить только вместе с интегратором, опираясь на детальный план работ. Предварительный расчет нужен, чтобы оценить целесообразность вложений. Как долго будет окупаться внедрение, какой экономический эффект даст?

To do лист на этапе предпроекта

Найти бюджет. Первоначально нужно согласовать вложения с руководством компании. Затем внести в финансовый план по месяцам. Это гарантирует бесперебойную оплату услуг подрядчика. В противном случае возможны простои.

Выбрать подрядчика. Некомпетентность исполнителя чревата убытками и тратой времени. Поэтому важно сформулировать четкие критерии соответствия. Например, релевантные кейсы в портфолио, подтвержденные отзывы и рекомендации, отраслевая экспертиза и т.п.

Выбор неподходящего ПО и найм некомпетентного и/или недобросовестного исполнителя ‒ это фундаментальные риски. Зачастую они связаны, а еще они точно сведут на нет все плюсы интеграции. Буквально деньги на ветер. Поэтому выбирайте тщательно. Про тонкости процесса и редфлаги в блоге есть отдельная статья.

Собрать рабочую группу. Нужны сотрудники с необходимыми компетенциями, чтобы контролировать все участки проекта. При этом сам РПЗ должен быть лидером, который лично заинтересован в его успешной реализации, понимает ценность происходящих перемен и способен донести их значимость до остальных членов команды.

Организовать аудит бизнес-процессов. Анализ существующих организационных процедур нужен, чтобы выявить их слабые места и найти точки роста. Можно решить эту задачу своими силами, либо делегировать интегратору в рамках предпроектного обследования.

Оценить риски. До того, как будет готово ТЗ и начнется непосредственно внедрение, важно определить, что может пойти не так и почему. Вероятные риски лучше устранять заранее, чем все переделывать на ходу.

Что делает РПЗ после старта внедрения

Контролирует процесс. Рабочая группа во главе с куратором составляет список требований к системе, обозначает приоритеты, формирует стандарты и критерии успешного завершения каждого блока. Соответствие качества работы установленным параметрам проверяют на регулярных тестированиях.

Пиарит проект. Интеграции, особенно сложные, занимают определенное время. Поэтому РПЗ необходимо регулярно общаться с руководством компании и заинтересованными сторонами, обсуждать текущую ситуацию, прогресс и сложности, собирать обратную связь. Это укрепит понимание ценности проводимой работы.

Борется с саботажем. Линейные сотрудники могут не принимать новую систему из-за страха перед изменениями или недостатка информации. Люди не понимают, чем обусловлены перемены, поэтому отвергают нововведения. Практически всегда это плохо влияет на эффективность работы и приводит к убыткам. Это если коротко, а если нужно подробнее ‒ почитать можно тут.
Чтобы отработать этот негатив, задача РПЗ:

  • Презентовать проект сотрудникам, рассказать о его достоинствах, ввести в курс дела.
  • Организовать обучение;
  • Наладить сбор обратной связи от коллектива;
  • Внедрить техподдержку, обеспечить всех подробными инструкциями.

У нас есть практическое руководство по предотвращению саботажа нововведений и чек-лист, который систематизирует управление внедрением 1С на каждом этапе. Скачать эти полезные материалы можно в нашем телеграм-канале.

РПЗ ‒ это звучит гордо. Или трудно? Немного о роли руководителя проекта со стороны заказчика

Это база. Разбираем основные сложности и заблуждения

Несмотря на разный уровень знаний и практического опыта, в проектной работе есть моменты, которые создают одинаковые сложности для всех РПЗ. А чем сложнее система, которую предстоит создать, тем выше риски ошибок при интеграции. И тем дороже (буквально!) обходится последствия таких неудач. Итак, где РПЗ поджидают ловушки и как их обойти?

Подводные камни договора. Что важно предусмотреть?

Положения договора должны содержать:

  • Детальное описание каждого этапа разработки и внедрения;
  • Конкретные, измеримые характеристики конечного продукта.

Ключевые моменты:

Предмет договора. Укажите конфигурацию и тип лицензирования, а также все специфические требования или дополнительные функции.

Ответственность сторон. Установите санкции для каждой стороны за неисполнение / ненадлежащее исполнение условий договора. Определите порядок возмещения сопутствующих убытков.

Качество работ и приемка. Зафиксируйте критерии функциональности, опишите процедуру приемки работ, тестирования системы, действий при обнаружении ошибок.

Гарантии. Закрепите условия и сроки устранения интегратором недоработок и ошибок в системе, которые обнаружены во время эксплуатации.

Конфиденциальность. Этот пункт необходим, чтобы защитить коммерческую тайну и личные данные, к которым разработчик получит доступ. Распространите положения на все сведения, которыми могут обмениваться стороны. Обязательно зафиксируйте ответственность за нарушение неприкосновенности информации.

Стоимость и порядок оплаты. Кроме базовых вещей нужно уточнить, в каких обстоятельствах возможны дополнительные расходы и как они будут покрыты. Это предотвратит спорные ситуации и переплаты.

Техподдержка. Опишите продолжительность и способы сопровождение готовой системы. Укажите приоритетность задач и сроки реакции на заявки пользователей. В некоторых случаях целесообразно заключить отдельный договор техподдержки по SLA.

Сделайте хорошо, а плохо не делайте. Почему заказчик не должен составлять ТЗ сам

Техническое задание ‒ важнейший документ, который напрямую влияет на конечный результат. Там описано:

  • Что, как и каким способом будет сделано;
  • В какой срок;
  • Какой результат принесет.

Среди заказчиков бытует мнение, что готовить ТЗ на внедрение нужно самостоятельно. Возможно, в каких-то сферах так и есть, но не в случае внедрения 1С. Просто потому что человек без специальных знаний не сможет грамотно его составить.

Документ содержит описание бизнес-процессов, информацию для разработчика по НСИ и справочникам, типам данных и т.д. Поэтому готовит его только эксперт со стороны интегратора, например, аналитик.

РПЗ ‒ это звучит гордо. Или трудно? Немного о роли руководителя проекта со стороны заказчика

Еще техническое задание часто путают с перечнем технических требований. По-простому, список хотелок. Как раз его заказчику составить очень желательно. Например, отделу продаж не хватает каких-то отчетов, производству ‒ инструментов планирования и т.п.

За что такие деньги? Почему внедрение 1С может стоить дорого и как спланировать бюджет

Если сравнивать, сколько стоит внедрение 1С: ERP и, например, более простой конфигурации «Управление нашей фирмой», разница будет кратная. Цена зависит от многих факторов, но всегда включает одни и те же базовые статьи расходов.

В их числе:

  • ПО и пользовательские лицензии. Количество рабочих мест, конфигурация и версия влияют на стоимость. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Как выбрать программу 1С для своего бизнеса».
  • Услуги подрядчика. Цена зависит от сложности и количества задач, квалификации исполнителей.
  • Обучение пользователей. Ключевым пользователям может потребоваться дополнительное обучение на курсах. Линейный персонал в рабочее время будет занят тренингами от поставщика услуг.
  • Техническая поддержка. В зависимости от ситуации, будет нужна подписка на информационно-технические сервисы 1С или дополнительная поддержка от интегратора.
  • Материально-технические ресурсы. Если система будет базироваться на собственных серверах или в облаке, в учет идут расходы на сервисное обслуживание, либо на оплату онлайн-доступа к программе.

Иногда еще одной статьей расходов становится кастомизация. Она нужна, если типовая конфигурация не полностью соответствует бизнес-задачам. Статья про виды доработок 1С и их преимущества, которая поможет разобраться в этой теме.

РПЗ ‒ это звучит гордо. Или трудно? Немного о роли руководителя проекта со стороны заказчика

Все идет по плану. Как не сорвать сроки внедрения

Срок реализации проекта зависит от его сложности. Иногда процесс занимает более года. План-график внедрения 1С формируется еще на подготовительном этапе.

С позиции заказчика важно предусмотреть:

  • Свободное время для участия в проекте у членов рабочей группы. Иначе они не смогут полноценно заниматься задачами;
  • Больше времени на организационные моменты. Согласования и обсуждения всегда затягиваются;
  • Финансирование каждого этапа. Бесперебойная оплата услуг разработчика предотвратит возможные задержки в реализации.

Помните, что успех интеграции зависит от двух факторов: профессионализма подрядчика и внутренней готовности вашей компании к изменениям.

Эти рекомендации помогут не запутаться во всех хитросплетениях и задачах каждого этапа. А если нужна помощь с внедрением 1С, обращайтесь, консультация всегда бесплатная.

33
Начать дискуссию