8 этапов разработки мобильного приложения для iOS и Android

Подробно разбираем каждый этап разработки — от заключения договора до релиза — на примере Siberian.pro.

Перед началом разработки клиенту важно узнать, как будет выстроена работа и в какие сроки, какие ресурсы понадобятся, чтобы создать мобильное приложение — это поможет решить все вопросы на берегу и избежать недопониманий с командой разработчиков.

Мы выстраиваем процесс для каждого клиента индивидуально, но есть шаги, через которые проходят почти все проекты. Расскажу о них подробнее в статье.

Что понадобится для старта работ

Начинать можно с любого этапа — все зависит от того, что у вас есть. Это может быть только идея или уже готовое мобильное приложение, которое нужно улучшить. Наша команда может разработать проект с нуля, доработать приложение или обеспечить его техподдержку и развитие.

Чтобы начать обсуждение, клиенту нужно описать его верхнеуровневые бизнес-требования. Вот что туда входит:

  • задачи, которые нужно решить с помощью приложения;
  • какие бизнес-процессы будут автоматизированы в продукте;
  • с какой системой будет интегрироваться приложение: корпоративным сайтом, CRM, 1C-Бухгалтерией и т. д.;
  • какой планируется бюджет;
  • примеры интерфейсов или визуальных решений, которые нравятся;
  • демо-версия проекта, если приложение уже готово.

Это поможет создать ТЗ, оценить сроки и стоимость работ.

Какие этапы проходит проект

Как только нужная информация собрана и сформирован запрос, время переходить к основным этапам: определить объем работ, подписать договор, собрать команду и начать работать над приложением.

Разберем каждый этап подробнее.

Этап 1. Оценка проекта

Здесь определяется бюджет, сроки и объем работ по проекту. Цель этапа: сформировать документ с целями и задачами, оценить каждую фичу в часах работы и оценить их стоимость, описать технологии, потенциальные риски и ответственность сторон.

Например, так выглядит график этапов работ по каждому направлению:

Какие шаги может включать данный этап:

  • Отдел продаж связывается с заказчиком и формирует окончательный запрос.
  • Команда аналитики описывает все функции, которые нужны клиенту.
  • Разработчики и дизайнеры прописывают, сколько времени понадобится для реализации каждой функции, какие будут использоваться технологии и инструменты.
  • Готовый документ согласовывается с клиентом.

Этап 2. Планирование проекта

Как только мы обсудили с клиентом общие моменты, переходим к конкретике: уточняем юридические моменты, подписываем документы и формируем команду.

Подписание договора

Когда клиент принимает решение о сотрудничестве, подписывается договор. В нем указывается, какие услуги будут оказаны, какие планируются работы и в какие этапы, составляется календарный план и правила отчетности.

Мы в Siberian.pro предлагаем разные варианты сотрудничества.

По формату работы:

  • Аутсорсинг — берем на себя разработку вашего проекта.
  • «Аутстаффинг» — предоставляем своих разработчиков, которые будут работать у вас и выполнять определенные задачи.

По форме оплаты:

  • Fix Price — фиксируем точный объем работ, сроки и стоимость до начала разработки.
  • Time & Material — берем оплату за время, потраченное на разработку.

Мы обсуждаем и документируем подходящий формат в договоре.

Формирование команды

Состав команды зависит от специфики проекта. При разработке игры важны специалисты по анимации и звуку, а создание банковского мобильного приложения невозможно без специалиста по безопасности. Количество участников в каждой роли тоже может быть разным: на десять разработчиков может приходиться один аналитик и один дизайнер или три аналитика и пять дизайнеров.

Обычно на проекте есть следующие роли:

Согласование коммуникаций с клиентом

Здесь подробно обсуждаются способы отчетности и согласований. С помощью каких каналов вести коммуникацию, в какое время команда находится на связи в случае обычных и экстренных ситуаций, как часто предоставлять отчеты о работе, кто несет ответственность за общение и т.д.

Например, мы в Siberian.pro каждую неделю докладываем клиенту статус проекта. Все юридические вопросы решаем по почте, а переписку по проекту ведем в мессенджерах: Slack, Telegram, WhatsApp, Skype, Zoom. Закрывающие документы и оплаты проводим через ЭДО, если он есть у клиента. Для каждого проекта выделяем отдельного аккаунт-менеджера и менеджера проекта. Первый отвечает за взаимоотношения с клиентами, второй — управляет самим проектом и процессом создания продукта.

Этап 3. Аналитика

На этом этапе детально прорабатываются все элементы системы: описываются бизнес-процессы, необходимые функции, требования к безопасности, производительности, масштабируемости и отказоустойчивости. Все это собирается в техническое задание. Подробнее об этапе аналитики рассказываю в статье.

В Siberian.pro аналитик плотно работает с дизайнером для проработки визуальной концепции и с техлидом для описания технических решений. Это позволяет убедиться, что описанные решения реализуемы и не несут рисков для бюджета и сроков.

Этап 4. Дизайн

Дизайн делится на два больших этапа:

1. UX или User eXperience (пользовательский опыт)

Главная задача UX — понять целевого пользователя и создать для него понятный интерфейс. Дизайнер разрабатывает прототипы — примерные изображения экранов, которые показывают общую концепцию приложения и пользовательский путь.

2. UI или User Interface (пользовательский интерфейс)

После согласования прототипов дизайнер детально прорабатывает визуальную концепцию приложения. Результат работы над UI — полноценный дизайн пользовательского интерфейса, благодаря которому приложение узнают с первого взгляда.

Этап 5. Разработка

Tech Lead разработки разбивает каждый блок проекта на задачи. Например, начинает с авторизации и личного кабинета, затем переходит к каталогу товаров, корзине и оплате. Он помогает менеджеру продукта ставить задачи разработчикам, а сам определяет архитектуру и стек технологий, берет на себя часть задач и помогает остальным решать возникающие вопросы.

Как правило, во время разработки всплывают нюансы, которые не были учтены на предыдущих этапах — это нормально. Для этого в работу включаются остальные участники команды, чтобы оперативно вносить правки и отвечать на вопросы по своим блокам задач.

Как мы выстраиваем работу на удаленке и помогаем клиентам сократить стоимость проекта на 40-60%, рассказываю здесь.

Этап 6. Тестирование и багфиксинг

Ни один проект нельзя сделать идеально с первого раза: где-то могут возникнуть ошибки. QA, следуя составленному ранее тест-плану, проверяют блоки проекта один за другим и находят баги.

Как только ошибки исправлены, проект отправляется в регрессионное тестирование — оно помогает убедиться, что новые изменения никак не повлияли на работу других разделов приложения.

Этап 7. Релиз

Когда все ошибки исправлены, приложение отправляется к конечному пользователю. В зависимости от проекта это может быть публикация в сторах, интеграция с другими сервисами компании или релиз новой версии приложения.

Этап 8. Техподдержка и развитие проекта

После релиза работа над продуктом не заканчивается. Приходит обратная связь от пользователей, рано или поздно обнаруживаются ошибки, появляются новые идеи и «хотелки». Процесс стартует заново, начиная с этапа аналитики и оценки.

В статье я описал общие этапы, которые есть в каждом проекте. Сроки и подробности мы обсуждаем с каждым клиентом лично — где-то добавляем дополнительные этапы, в каких-то ситуациях, наоборот, сокращаем сроки и шаги до релиза. Мы уже успели наступить на все возможные грабли, поэтому знаем, что принесет результат, а от чего лучше отказаться в самом начале.

Если у вас есть вопросы по поводу процессов разработки мобильных приложений, пишите в комментариях — обсудим каждый этап.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Беглый самозванец

стильно круто и приятно расписано.
Для тех кто совсем не понимает, становится все ясно.
Я не бот) забыл данные прошлого акка)

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Юрьевна

Соглашусь с предыдущим оратором :)
Очень доступно пошагово описано, как организована работа на проекте. А дизайн заслуживает отдельного плюсика!

Ответить
Развернуть ветку
Daria Karmakova

Спасибо, все четко и структурно, то, что нужно

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Sa

Спасибо. Это действительно полезная информация!

Ответить
Развернуть ветку
Алмаз Изгужин

Спасибо большое!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Беглый самозванец

два раза причем

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Беглый самозванец

вы название аккаунта случанйо скопировал из вордовского файла

Ответить
Развернуть ветку
Igor

Добрый день, к вам можно попасть на стажировку как iOS разработчик?

Ответить
Развернуть ветку
Влад Кармаков
Автор

Здравствуйте! Да, у нас есть программа Интернатуры с возможностью трудоустройства. Напишите, пожалуйста, на почту [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Igor

Написал на указанную вами почту 2 ноября, никто не ответил :-(

Ответить
Развернуть ветку
Влад Кармаков
Автор

Здравствуйте, Игорь. Ответили вам 16 ноября :)

Ответить
Развернуть ветку
Igor

Да всё верно, спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Julia Saudade

К вопросу о разработке. Не знаю откуда, но почему-то у меня в голове отложилось, что якобы цифровые товары Гугл разрешил оплачивать сторонними платежками (та же юкасса) несмотря на выпущенные в 2020 правила и новые санкции...

Подскажите, плиз, так ли это? Есть ли возможность из РФ запустить приложение с подпиской, например?

Ответить
Развернуть ветку
Влад Кармаков
Автор

Добрый день! Да, пользователи смогут оплачивать подписку, например, с помощью eSIM или виртуальной карты.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 14 комментариев
null