{"id":7016,"title":"\u0423\u0433\u0430\u0434\u0430\u0439\u0442\u0435 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430 \u043f\u043e \u0437\u0432\u0443\u043a\u0443 \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0432\u0430\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e\u0441\u044f \u043f\u0438\u0432\u0430 \u0438 \u043f\u0435\u043d\u0438\u044e \u043a\u0438\u0442\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=7016&url=https:\/\/vc.ru\/special\/sound&placeBit=1&hash=6ca24c77fedb0a01bd41595a6fbd498b5375a294c2e3b54a129aa318671b77a3","isPaidAndBannersEnabled":false}
Образование
Eduhund

Люди учат людей. Часть 6. Как готовить учебные материалы

Сделать свой курс не сложнее, чем написать книгу. Сидишь и фигачишь, фигачишь, фигачишь. Иногда пьешь. Волшебной таблетки нет, но есть чужой опыт с которым можно свериться, а то и вытащить оттуда полезные приемчики.

* * *

Продолжаем публиковать выдержки из интервью со специалистами, которые обучают коллег, и наши комментарии по поводу обнаруженных инсайтов. И вот что в этом выпуске:

  • Как все обычно начинается
  • Просто сел и сделал
  • Сколько можно готовиться
  • Лучшие практики

Как все обычно начинается

«К моменту курса у меня была сборная солянка материалов о том, что мы рассказывали друг другу на работе. Было много презентаций и материалов с продуктона. Что-то было из моих докладов на конференциях, что-то из моей практики стартапов в студенчестве».

Рискнем предположить, что похожая база материалов есть у каждого более-менее активного в своем сообществе специалиста. Выступления, статьи, инструкции, наброски… Короче, разные артефакты, свидетельствующие о неодолимом желании человека делиться своей экспертизой с миром.

Плохая новость тут только одна. Использовать эти материалы «в лоб» при создании курса, как правило, не получается. Значит в какой-то момент придется сесть и зафигачить всё от начала и до конца.

Просто сел и сделал

«На базе того, что я тогда делал, я собрал отдельную двухчасовую презентацию. Иногда оказываю услуги своим клиентам, обучаю их менеджеров. Когда мы готовили 5-6 лет назад презентацию, все было ровно также как сейчас! Эта тема все еще актуальна на сегодняшний день. И то, что делаю я — такому вроде как никто и не учит, я искал».

У нас нет оснований не верить респонденту. Действительно, некоторые куски знаний, особенно когда дело касается двухчасовой презентации, остаются актуальными и пять, и десять лет. Но такой случай скорее исключение.

«[...] в какой-то момент нас с коллегами позвали преподавать в университет. [...] Мы разбили все на темы и зафигачили презентаций, которые иногда пополняем новыми кейсами и используем до сих пор. Это не только моя работа, но еще и нескольких человек. Этот курс мы все еще ведем раз в полгода-год».

Плюсы такого энергосберегающего подхода очевидны, а вот про грабли хочется чуть подробнее. Преподаватель — тоже человек. Он узнает новое, переосмысляет старое, получает какой-то опыт в своей специальности и в преподавании. Какое-то время пожить на старых материалах можно, но со временем они устареют. Не столько кейсами, сколько общей структурой изложения.

Кстати, вы обратили внимание на то, что курс, упоминаемый этим респондентом, — коллективная деятельность?

Сколько можно готовиться

«Каждый раз я перерабатываю материалы. В последний раз для каждого занятия я готовила материалы часа по 4-6 на каждую презентацию. И это при том, что у меня были наработки, делала не с нуля. Но я очень хотела выпендриться и сделать очень красиво. Вообще обычно часа 1,5-2 уходит на презентацию, материалы к которой уже есть. И до 6 часов если нужно чем-то дополнить или перекроить последовательность».

Весьма реалистичные цифры, если сравнивать с нашим опытом, и очень показательно как «желание выпендриться» увеличивает время подготовки в несколько раз.

«На подготовку двух лекций я потратила недавно два полноценных рабочих дня. Нужно освежить знания, посмотреть, что и как изменилось, что произошло в мире, пересобрать материал, добавить иллюстраций и оформить. Информация у нас устаревает полностью за год. Но 50-70% информации мне все таки удается переиспользовать. Остальное всегда обновляется»

Есть лайфхак. Не универсальный, но рабочий. Использовать каждое выступление для того, чтобы самому что-то узнать, уложить в голове, научиться. И вот ты уже не 8 часов готовишь занятие для студентов, а 8 часов занимаешься самообразованием, а потом бонусом выходишь на сцену. Иногда это помогает смириться с неизбежной долгой подготовкой к выступлению перед студентами.

Лучшие практики

На сладкое мы оставили самые профессиональные, как нам кажется, схемы работы с учебными материалами. Конечно, это не готовые инструкции, но мы верим, что вдумчивый читатель догадается, что из этого можно утащить себе в копилку.

Подстройка под компанию

«Я считаю, что нужно все таки индивидуально подходить к организации. Я довольно долго готовлюсь к такому обучению, чтобы понять, что именно больше всего хромает у компании».

Такое обучение, фактически, объединено с консалтингом. Выяснить «слабые места» и закрыть их с помощью тренинга. Здесь хорошо видно, как роль преподавателя из носителя знаний трансформировалась в диагноста. Любопытно, что про эту диагностическую функцию преподавателя говорят предательски мало.

«Я заранее запрашиваю типовую форму договора, судебные акты за 3-5 лет, типовые проблемы, вопросы менеджеров. Презентацию формально не меняется, но акценты рассказа — да».

Лайфхаком это не назвать, слишком трудоемко для простого решения. Но на бест практис тянет. Результат диагностики — не отдельная принципиально новая программа, а расстановка акцентов. Т.е. преподаватель задает некоторые рамки, исходя из своей экспертизы, а дальше уже расставляет акценты, опираясь на реальную потребность компании или слабые места студентов.

Рамки курса

«Сложно сказать, сколько бы у меня заняла времени подготовка, если бы не было бэкграунда. Я просто собрала все это в одну большую презентацию, которую дополняла после каждой пары. Я готовилась на одну пару вперед. А в самом начале была только структура о чем я хочу рассказать в целом».

Здесь сразу несколько важных моментов. Первый, безусловно, бэкграунд. Т.е. специалист опирается на свою недюжую экспертизу. Второй — не «просто собрала», а все-таки вначале была структура. Для себя мы называем это «рамка учебного материала», а сам подход — «отгрузка курса с колес». Когда структура существует независимо от наполнения, это здорово экономит время и силы на подготовку и, главное, на переделку.

Давайте делать вместе

«Мне помогает, когда я делаю материалы не одна, а с кем-то. Или могу обсудить, предварительно показать наработки».

Тысячу раз да. Учебные материалы противопоказано создавать в одиночку. Сложно фигачить и удерживать в голове реальный уровень аудитории. Сложно фигачить и думать про то, что студент будет пытаться извлечь из всего практическую пользу. Высок риск сделать идеальное бесполезное, а потом глубоко разочароваться, не обнаружив вокруг восторженной толпы.

На этапе первой версии, набросков — нужен лояльный читатель, который сможет корректно указать на неидеальные места. Еще лучше, когда эксперт отгружает свою экспертизу не сразу конечному потребителю, а через мозг коллеги. Если хотя бы один человек смог осознать и переработать — это уже что-то да значит.

И еще важно иметь смелость выкатить несовершенный курс на аудиторию. Результаты впечатляют. Там где казалось, что мы слишком все переусложнили, студенты идеально справляются с задачами. Там где мы изящно шутили — недоумевают, к чему весь этот балаган. Там где выводили нюансы и тонкости, игнорируют.

Наш опыт

Мы так или иначе были в ситуациях, описанных всеми респондентами. Сейчас пришли к тому, что после серии брейнштормов у учебного модуля появляется рамка. На рамку нанизывается контент — разжеванная теория, примеры, задачи. Первая версия отгружается «с колес», по обратной связи модуль совершенствуется.

Иногда — пересобираем полностью. Звучит внушительно, но при наличии отдельно прописанной структуры это не слишком ресурсоемкое занятие.

А как у вас?

Серия статей «Люди учат людей» написана по мотивам продуктового custdev’а для развития дизайн-задачника.

Предыдущие публикации

Чтобы не пропустить продолжение, подпишитесь на наш блог тут или на телеграм-канал.

{ "author_name": "Eduhund", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 2, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "subsite_label": "education", "id": 178380, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 25 Nov 2020 12:19:24 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Яндекс Курьеры не могут найти адрес

Заказываем продукты в Яндекс Лавке, и каждый раз ПОЛЧАСА объясняем курьеру, который ОЧЕНЬ плохо понимает русский язык (таких сейчас 95%) и НЕ читает комментарии к заказу, как добраться до квартиры!!!

«За гранью ума»: сооснователь YC Пол Грэм о том, почему одного интеллекта недостаточно, чтобы создать что-то новое Статьи редакции

Человеку с детства навязывают, что главное в жизни — быть умным, вот только умные люди далеко не всегда добиваются больших успехов. Об этом программист рассуждает в своём новом эссе.

Пол Грэм Medium
ПСБ запустил личный кабинет для предпринимателей. Там можно следить онлайн за каждым своим терминалом

Сервис предоставляется бесплатно.

Как OTUS стал платформой для самореализации. История преподавателя

Наш преподаватель, специалист по Data Science, решил поделиться своей историей преподавания. Он рассказал, как пришел в эту сферу, с какими трудностями столкнулся на пути к преподаванию и что ему помогает. А еще поделился советами, как поддерживать внимание студентов и сделать занятия полезными и увлекательными.

7 причин начать пользоваться Bright Data Proxy Manager:
Строит магазины без окон, чтобы люди теряли счёт времени и думали о покупках: как IKEA заставляет тратить больше Статьи редакции

Ежегодные продажи компании достигают $50 млрд, большая часть которых приходится на незапланированные покупки посетителей, рассказал журналист The Hustle Трунг Фан.

Покупательница магазина Campaignasia
Cloud CDN: что это такое, как устроено и кому нужно. Разбираем на примере бургеров

Cloud CDN — это сеть быстрой доставки статического контента в формате услуги облачного провайдера. Объяснить, как работает технология, проще всего на примере — сравнить Cloud CDN с популярным продуктом, который выглядит плюс-минус одинаково вне зависимости от того, заказали вы его в Москве, Питере или Нью-Йорке. Знакомьтесь: классический бургер.…

Как re-store обманул меня с предзаказом Apple Watch 7

Иногда, желание приобрести новинку в подарок чуть выше здравого смысла, вот и я 8 октября совершил предзаказ на Apple Watch 7 в re-store.

Яндекс.Еда повышенная стоимость доставки и отказ возврата при неполной доставке

Сегодня заказал в в Яндекс.Еде из Макдоналдса:

Geforce Now. Очереди более 30 минут, лаги и тормоза на платном тарифе

GeForce Now Russia не выдерживает никакой критики как платный сервис. При стоимости 999р/месяц вы получаете очереди из таких же "счастливчиков", постоянные лаги видео и аудиопотоков и неадекватно высокую нагрузку десктопного приложения при запуске игры.

Как не попасть в карьерную ловушку тимлида: личный опыт

Кажется, что тимлиду просто некуда расти: дальше надо либо идти в менеджмент, либо наоборот, становиться узконаправленным разработчиком. По просьбе «Лаборатории Касперского» Евгений Мацюк, который прошел в компании неординарный путь, рассказал о своих карьерных развилках во время и после тимлидства, а также поделился опытом горизонтального роста.

null