Франчайзинг: тренды 2020

«Весна 2020 выдалась непростая…» будут вспоминать франчайзеры и франчайзи через год-два, оглядываясь назад, на происходящее. В ситуации общей растерянности как никогда актуален тот факт, что бизнес успешен, когда собственники понимают тренды и умеют использовать их для собственной выгоды. Франчайзинг – не исключение. Что будет происходит в ближайшие месяцы? Давайте разбираться.

Виктор Ляшевский
Федеральный эксперт по франчайзингу, масштабированию и стратегическому менеджменту. Управляющий партнер ГК "Контрольный пакет"

Происходящее на рынке франчайзинга напрямую зависит от общерыночных трендов. Вот 3 основных:

Тренд 1. Массовый вывод денег с банковских вкладов в другие финансовые инструменты

И до этого хранение денег в банках не было пределом мечтаний российских инвесторов. Мы уже наблюдали небольшой отток денег с вкладов, поскольку средняя процентная ставка составляла всего 6%, что на 2 процентных пункта выше официальной инфляции.

В конце марта президент неожиданно объявил о введении налога на доходы с банковских вкладов на сумму от 1 миллиона рублей. На следующий же день крупные банки зафиксировали резкий рост заявлений от вкладчиков. Конечно, затем последовали разъяснения, что налог будет начислен только 22 году за 21 год. Но людей уже было не остановить: к 15 апреля вкладчики успели вывести 700 миллиардов рублей, а к 20.04 – уже 1 трлн. руб. Причем деньги забирали в основном 10-15% россиян, чьи вклады превышали 1 миллион рублей. То есть на сегодняшней день мы имеем ситуацию, когда, несмотря на кризис, свободных денег на руках у части платежеспособного населения стало ещё больше.

Тренд 2. Массовые сокращения

Из-за объявленного по всей стране режима самоизоляции полностью или частично заморожена работа предприятий во многих отраслях, таких как туризм, общепит, торговля, фитнес, досуг, развлечения и другие. Эти компании не могут работать, не получают прибыль, но при этом должны платить заработную плату своим сотрудникам, аренду, кредиты и другие платежи. Естественно, начались массовые сокращения сотрудников, в том числе работающих «в серую», а это около 13 миллионов человек. По версии Алексея Захарова (президента и основателя портала superjob) даже при снятии режима самоизоляции в начале мая всё равно появится 20-25 миллионов безработных. Павел Мясоедов (директор и партнер компании «Интеллектуальный резерв») более оптимистичен, по его оценкам работу потеряет всего 8 миллионов человек.

Не важно по какому сценарию будет развиваться ситуация, по оптимистическому или по пессимистическому – в любом случае на выходе мы получим массовые увольнения и счет числа безработных будет идти на миллионы.

Причем, по данным hh.ru падение наблюдается по всем должностям и отраслям, а это значит что нас ждет не просто увеличение числа безработных, но и увеличение числа квалифицированных безработных. Как пример, по всей стране закрываются кинотеатры. Все управляющие, маркетологи и эйчары оказываются без работы и без возможности устроиться на данную должность в сфере кинопроката.

Тренд 3. Массовая гибель предприятий

Еще 21 марта Торгово-промышленная палата предупредила, что каждый третий предприниматель может не пережить второй квартал 2020 года. Причины понятны – наложение сразу нескольких негативных факторов: общее кризисное падение спроса, падение спроса из-за введенного режима самоизоляции, требование властей по указу президента сохранять рабочие места и выплаты заработной платы, неработающие в необходимой мере механизмы льготного кредитования. Несмотря на то, что уже большое количество мер поддержки предпринято, их всё ещё не достаточно, чтобы остановить заморозку целых отраслей и массовое закрытие большого количества компаний по всей стране. Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов, считает, что к концу мая могут не открыться 30-40% предприятий, а если самоизоляция продлится до июня – 60%. Наиболее пострадавшие отрасли: общепит, торговля непродовольственными товарами, досуг.

На волне падения этих отраслей и работы офисных сотрудников на удаленке, существенно проседает рынок коммерческой недвижимости. Это происходит по двум причинам:

Причина 1

Многие офисные сотрудники вынужденно переведены на удаленную работу. Компаниям это выгоднее за счет экономии на аренде, и после снятия режима самоизоляции, часть из них оставит своих сотрудников работать в таком же формате и в дальнейшем. Как следствие – ожидается существенная просадка рынка офисной недвижимости - вплоть до 25%.

Причина 2

В текущей ситуации больше всего страдают сферы общепита, развлечений и торговли непродовольственными товарами. Часть из них не сможет открыться после снятия режима самоизоляции и как следствие – освободятся площади под аренду и места в торговых центрах. По оценкам Я. Кузьминова рынок торговой недвижимости просядет на 50%, а офисная на 25%.

Все указанные выше тренды непосредственно влияют на всех нас и на франшизный рынок тоже. Они и порождают основные тенденции на рынке франшиз:

Тренд №1: Увеличится число покупок франшиз.

Как только текущая ситуация стабилизируется (а по прогнозам McKinsey это произойдет в 3-4 квартале 2020 года) люди начнут тратить свои деньги, которые они забрали из банков. Кто-то будет закупать технику, кто-то вложит в недвижимость, а кто-то в покупку франшизы. Оно и понятно – в условиях нестабильной валюты ещё более привлекательными выглядят вложения в ликвидные активы, которые обещают доходность выше, чем у банковских вкладов.

Франшизный рынок имеет свою сезонность, самые высокий спрос на франшизы обычно приходится на весну и осень. Восстановление экономики по времени может совпасть с сезонным ростом франшизного рынка, который вероятнее всего придется на август-октябрь 2020 года. Давайте вспомним, что 2015 и 2016 годы, которые также начались с резкого падения курса рубля, были ознаменованы ростом франшизного рынка на 19-20% в год (по данным РАФ и franshiza.ru), при том, что до этого аналогичный рост составлял всего 9,5% в год.

Существенный рост франшизного рынка в 2020 году можно ожидать в результате наложения следующих факторов:

  • Сочетание большого количества свободных денег у 10-15% самых состоятельных россиян.

  • Совпадение по времени восстановления экономики с высоким сезоном франшизного рынка.

  • Желание пристроить деньги с максимальной доходностью.

Тренд 2: Освободятся рыночные ниши

Мы уже имеем ситуацию, когда люди сокращают свои расходы. Как следствие – предприятия теряют потребителей и закрываются. Закрытие предприятий приводит к освобождению мест в торговых центрах и офисных зданиях, что, скорее всего, повлияет на стоимость аренды. В условиях пониженного спроса она, конечно же, уменьшится. При этом, по версии McKinsey, восстановление экономики начнется во 3-4 квартале 2020 года, а к 1 кварталу 2021 года она должна достигнуть докризисных значений. Соответственно, начиная с 3-4 квартала потребительский спрос также будет восстанавливаться.

Возникнет дисбаланс – потребительский спрос начнет возвращаться к докризисным показателям быстрее, чем восстановится рыночное предложение. Восстановление закрывшихся предприятий (а это около 3 миллионов компаний) будет происходить значительно медленнее восстановления потребительской активности.

Если на эту тенденцию накладывается падение рынка недвижимости, мы получаем сентябрь-ноябрь 2020 года, как очень хорошее время, чтобы запускать франшизные точки. Это время, когда часть конкурентов уже умерли, а спрос как раз пошел в гору.

Тренд №3: Существенно возрастет количество конфликтов между франчайзерами и франчайзи.

Мы видим сокращение рыночного спроса на 90% видов товаров и услуг. Особо драматически спрос сокращается в сферах:

  • общепит – расходы сократят 43% опрошенных РОМИРом,
  • торговля непродовольственными товарами – 20-37%,
  • досуг и развлечения – 51%.

При этом доля общепита и ритейла в общем числе франшизных точек по стране составляет 22 и 24% соответственно. Получается, что в текущей ситуации больше всего пострадают именно отрасли с наибольшим числом франшизных предприятий.

Вслед за сокращением спроса пойдет и сокращение доходов франчайзи, причем наиболее остро оно ударит как раз по сферам, где франчайзинг представлен наиболее широко. Это логично приведет к закрытию или выходу из сетей франчайзи, и, как следствие, к банкротству франчайзеров. Банкротства уже начались и в ближайшие месяцы мы увидим волну схлопывания многих компаний. Как пример - о банкротстве уже заявила компания «Самокат шеринг».

Банкротствам будут предшествовать конфликты между франчайзерами и франчайзи, возможно, весьма громкие, о которых мы все услышим. Почва для конфликтов - требования франчайзи смягчить условия по платежам с одной стороны, и невозможность выполнить эти требования со стороны франчайзера, с другой. Последние не будут готовы корректировать условия по франшизе, не все франчайзеры финансово готовы давать каникулы по роялти, а многие франчайзи, в свою очередь, просто не смогут выжить без таких каникул.

Основные поводы для конфликтов со стороны франчайзи – это недостаточные усилия франчайзера по поддержке во время кризиса, общие депрессивные настроения на пострадавших рынках, желание франчайзеров заработать на франчайзи за счет оказания дополнительных услуг, сокращение объема и качества поддержки от франчайзера.

Неприятно, но ожидаемо, что громкие конфликты могут негативно сказаться на восприятии франшизной формы ведения бизнеса, как не самой надежной и не самой комфортной для потенциальных франчайзи.

Тренд № 4: Возрастут требования к франшизам со стороны новых франчайзи.

Этот тренд ярко выделился в 2019 году, после того, как по рынку массово прошла информация о конфликтах между известными франчайзерами и их франчайзи. Таким стал скандал, когда франчайзи Domino’s pizza обвинили головной офис в завышении цен на продукты, отсутствии маркетинговой поддержки и навязывании платных услуг. Из-за этого конфликта руководство Domino’s pizza ввело негласный запрет на продажу франшизы в регионы. Несколько франчайзи в свою очередь даже подали иск на франчайзера и попытались взыскать около 50 миллионов рублей.

Ещё один яркий пример – это скандал с кофейней Даблби (юр.лицо). Франчайзи из Праги, Берселоны, Дубая и российских точек обвинили руководство в нарушении договоренностей и даже подали заявление о проверке деятельности “Даблби” по статье «Мошенничество». проверка действий Анны Цфасман (экс. гендиректор “Даблби”) и группы лиц по ст. 159 УК РФ («Мошенничество»)

«Сегодня на рынке только 20% реально работающих франшизных концепций» - утверждает Руководитель комитета по франчайзингу «Опоры России» Екатерина Сойак.

Добавим сюда тот факт, что ввиду повышения высококвалифицированной безработицы, среди новых франчайзи процент бывших управленцев и сотрудников станет выше, чем в прошлые годы. Все эти франчайзи, скорее всего, будут требовать более высокого уровня организации от франчайзера, более детально прописанных руководств, а также мощной системы поддержки.

Что в итоге?

  • Потенциальные франчайзи станут более избирательны и осторожны в вопросе выбора подходящей франшизы и франчайзера – будут все более и более детально проверять своих будущих партнеров: разговаривать с их действующими франчайзи, внимательнее изучать их коммерческую информацию и т.п.
  • Требования к франшизам в среднем по рынку сильно возрастут: потенциальные франчайзи будут ожидать более проработанной документации, большей поддержки от франчайзеров, увеличение уровня организации и работы управляющих компаний, большей открытости от франчайзеров, раскрытия коммерческой информации и контактов франчайзи.

Тренд 5: Конверсионный франчайзинг

Во многих сферах компании окажутся в тяжелом положении уже к июлю-августу 2020 года. Больше всего пострадают одиночные точки, у которых нет финансовых запасов, как у филиальных сетей или достаточной поддержки от их франшизных сетей.

Однако, компании из ряда сфер (автомойки, ритейл, автомастерские), скорее всего, в массе удержат свои ключевые ресурсы, которые являются их ключевыми факторами успеха на рынке – недвижимость, подходящую для этого типа бизнеса, оборудование, теплую клиентскую базу и т.п.

Это хорошая почва для роста конверсионных франшиз, которые предложат таким предприятиям преимущества сети и экономию на закупках или персонале, но позволят при этом оставаться самостоятельными предприятиями.

Конверсионная франшиза – это направление франчайзинга, в котором франчайзеры расширяют сеть при помощи других компаний подобного профиля, то есть пускают их под свой франшизный «зонтик».

Тренд 6: Вырастет количество мультифранчайзи

Развитие мультифранчайзинга (формата, при котором один франчайзи держит несколько комплиментарных или близких франшиз) – это в целом давний мировой тренд. В США (по оценке FranData) доля мультифранчайзи составляет 53%, в РФ – 25% (по данным «Франкон»).

В кризисной ситуации мультифранчайзинг – это хороший способ заработать для одних франчайзеров (особенно из наиболее пострадавших отраслей) и достаточно простой способ развернуть сеть для других. При этом мультифранчайзинг достаточно малорисковый путь для франчайзеров, он позволяет подобрать надежного партнера, умеющего работать по франшизной схеме.

Общий вывод из вышесказанного можно сделать такой: рынок франчайзинга, как и другие рынки, в ближайшие полгода-год переживет глубочайший кризис. Многие франшизные сети схлопнутся, пострадают как франчайзеры, так и их франчайзи.

При этом, те, кто удержатся на этом рынке по окончанию кризиса окажутся в более выгодном рыночном положении, чем до кризиса. Это произойдет из-за того, что вследствии закрытия множества компаний на рынке образуются “лакуны”, причем как на рынке конечных потребителей, так и на франшизном рынке. Соответственно, новым франчайзи будет проще находить клиентов, а франчайзерам будет проще расширять свои сети.

Как резюме-рекомендация данной статьи действующим игрокам рынка – ребята, держитесь, нужно перетерпеть и выжить.

Конечно, франчайзерам необходимо сокращать расходы и по возможности максимально усиливать поддержку своих франчайзи, даже если они не могут продавать свои услуги/продукты - старайтесь помогать им сохранить клиентов и долю рынка.

Рекомендация новым игрокам – время выхода рынка из кризиса 3-4 квартал 2020 года, это самое благоприятное время для открытия своего бизнеса, в том числе по франшизе.

Начинайте готовить франшизу на пике кризиса, то есть в июне-июле 2020 года, поскольку по всем тенденциям это будет “самый темный час перед рассветом” и вам как раз хватит времени (2-4 месяца), для того, чтобы создать/упаковать/подобрать свою франшизу.

#франшиза #франчайзинг #бизнес #менеджмент #тренды #тренды2020 #франчайзерстрахифранчайзера #франчайзер #франшизароссия #франшизамалыйбизнес #экономика #стратегия #карантин #бизнеснакарантине #антикризисные_статьи

22
Начать дискуссию