{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Исследование: как «зомби со смартфонами» влияют на поведение толпы Статьи редакции

Невнимательный пешеход способен нарушить стройность целого потока, выяснили японские учёные. Пересказ материала Wired.

Каждый не раз встречался с уткнувшимся в телефон пешеходом: тот за секунду до столкновения поднимает глаза — шаг влево, шаг вправо и так, пока не сдадут нервы. Чтобы показать, как невнимательность одного пешехода подрывает динамику целой толпы, исследователи из Токийского университета и Технологического университета Нагаока провели серию экспериментов.

Каждый раз они пускали два встречных потока из 27 человек, в жёлтых и красных шапках. В обоих — по три смотрящих в смартфон пешехода, всегда в разных частях толпы — передней, центральной или хвостовой. Траекторию и скорость движения фиксировали камеры сверху.

Ученые также провели предварительный эксперимент: в нём за обстановкой следили все. Пешеходы, как и предполагалось, выстраивались в две-три колонны, формируя «полосы» внутри потока. Сверху картина напоминала желто-красный полосатый флаг.

Хисаши Мураками, Токийский университет

В колоннах пешеходы, как правило, следуют за впереди идущими «лидерами»: именно они анализируют действия встречного потока, чтобы вовремя подстроиться и избежать столкновения. Такой когнитивный процесс можно назвать двусторонним прогнозированием.

«Мы с вами идём навстречу друг другу. Я пытаюсь предположить, по какой траектории пойдёте вы, а вы, тем временем, размышляете, как поступлю я, — поясняет Клаудио Феличиани, инженер в области вычислительной техники Токийского университета и соавтор исследования. — В ходе этого двустороннего процесса и формируется модель поведения толпы».

Однако связь разрушается, если одна из сторон увлечена перепиской. Такой пешеход не контролирует ситуацию и продвигается неосознанно, что приводит к неожиданному для позади идущих столкновению и образованию пешеходной «пробки».

Эксперимент только подтвердил гипотезу: участники с телефонами шли впереди и тормозили всех, кто шёл следом. Идущие им навстречу пешеходы не могли установить невербальный контакт, из-за чего разбредались в разные стороны.

Хисаши Мураками, Токийский университет

Однако хаоса не возникало, если «смартфон-зомби» шли в центральной или хвостовой частях потока. Всё потому, что в таком случае отвлечённый пешеход сознательно или бессознательно ориентируется на «лидера». Учитывает ли он действия людей справа и слева от него — неизвестно.

«Полагаю, что да, однако научного подтверждения у нас нет», — заключает Хисаши Мураками, когнитивист Токийского университета и глава исследования. Чтобы понять, на что обращает внимание пешеход, Мураками планирует отслеживать движения глаз с помощью специальных устройств.

Траектории движения: отвлечённые идут впереди (i), в центре (ii); в конце (iii); отвлечённых нет (iv) Хисаши Мураками, Токийский университет

По словам бихевиориста Мехди Муссаида, исследование показывает, как невнимательность одного пешехода влияет на модель поведения целой толпы. Ранее этот аспект игнорировался, отмечает он.

Точно определить, как устроен когнитивный процесс двустороннего прогнозирования, трудно, заключает Юта Нисияма, когнитивист Технологического университета Нагаока. Помимо визуального восприятия, есть нечто ещё — сформировавшийся «когнитивный код для навигации», пишет издание.

На поведение также влияет культура. Эксперимент проводился в Японии, однако в Китае, США или странах Европы модели могут отличаться.

Цель исследования, согласно Мураками, не пристыдить невнимательных пешеходов, а указать на важность двустороннего прогнозирования «и в других самоорганизующихся системах: группах животных и роботов».

Но если пешеход в силах маневрировать, то робот — нет. Потому, как ему обучаться, какой сигнал подавать человеку и в какую сторону отступать, пока непонятно. Возможно, решением станут «поворотники», эффективно использующиеся на дороге, пишет издание.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Месье Никита

Психология толпы прикольная штука. 
Когда-то я работал раздачей флаеров. И поскольку это очень нудная и скучная работа, я быстро начал находить фишки. 
Например, стоишь на узком тротуаре, где люди идут друг за другом. 
Идет очередная цепочка людей в 5-7 человек. Если первые два берут флаер, то почти вся цепочка автоматом берет. И наоборот, если первые два не берут - нет даже смысла предлагать остальным. Но зато можно попробовать сунуть флаер концу цепочки, которая не видела "провала". 
Если получается поймать взгляд человека на 1,5 секунды - он точно берет флаер с вероятностью в 95%. Причем независимо, девушка это или брутального вида мужик. А вот если человек сразу отводит взгляд, почти нет вероятности, что он возьмет флаер. 

Короче, после того, как открыл кучу всяких мелких уловок работодатель не успевал заказывать флаеры. Даже ходил контролить, не выбрасываю ли я их в таком количестве. 

Щас уже так не развернешься, все в телефон тычат взгляд. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Павел Дикарев

Занимательно) а что ещё заметили? Расскажите плз

Ответить
Развернуть ветку
Кондрат Кондратенко

Тот самый случай, когда коммент полезней статьи. И плюсов больше набрал)

(Первые два лайкнули, значит, все читатели лайкнут?)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Беликов

Проблемы современности

Ответить
Развернуть ветку
Александр Нестеров

Не понимаю людей, которые во время ходьбы пялятся в телефон. Особенно печалят такие кадры, переходящие дорогу. Им видимо ни себя не жалко, ни водил.

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин

Обычно те, кто водит и сейчас идёт пешком, расходится левым боком, как на авто при правостороннем движении.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Более того, в общепите обучают соблюдать правостороннее* движение при движении по кухням и проходам. Так удобнее, чтобы все понимали как двигаться.

* - в какую сторону надо двигаться в UK, я не в курсе.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Fedorets

на военных кораблях аналогично - правостороннее движение. чтобы разбегаясь по тревоге не сталкивались лбами

Ответить
Развернуть ветку
Антон Кузьмин

Чет неубедительно. Оба кейса прошли за примерно одинаковое время.

Хотя подсознательно сложно не согласиться с выводами исследования, имхо оно нерепрезентативно.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Федянин

У многих исследований проблемы с валидностью, надежностью и репрезентативностью, но кого это обычно волнует)) 

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Другач

Вот если бы это британские ученые сказали, то без сомнений бы зашло

Ответить
Развернуть ветку
Роман Монич

Читаю во время прогулки.

Ответить
Развернуть ветку
Ильяна Левина

А аудиокниги чем плохи?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Глущенко

Идти в наушниках и не слышать происходящего вокруг? По-моему это даже хуже чем уткнуться в телефон. Там хоть периферическое зрение работает, а в наушниках ты полностью оторван от происходящего вне поля зрения.

Ответить
Развернуть ветку
Max B

А теперь усложним задачу. Добавим в каждую группу по блоггеру с "сельфи-палькой"... ))

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

Надо было не колонны пешеходов изучать, а пешеходов + водителей и выдавать пешеходам телефоны в режиме переписки, а водителям - разговора.
Было бы ближе к реальности и поучительнее, хех.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Пынзарь

И больше жертв 

Ответить
Развернуть ветку
Pablo the Elephant

Я это исследование провожу каждый раз, как выхожу на улицу. Обязательно навстречу прет такой "зависимоувлеченный/ая" не в силах оторвать глаза и посмотреть куда ступает.
Зычное - "на дорогу смотрим" или просто "але", как правило выводит из "телефонного" ступора на некоторое время)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Другач

Я еще бывает останавливаюсь и ожидаю столкновения. Лучше я, чем автобус)

Ответить
Развернуть ветку
Веб Новичек

ну хз , я иду по правилам и мне сильно положить , кто так впереди

Ответить
Развернуть ветку
Арина Селезнева

Однако ещё что забавно, у нас даже в больших городах,если разок посмотреть под ноги каждому в толпе,то можно увидеть стрелки большие и крестики в начале пешеходных переходов, потому что они указывают на формирование толпы, и стараются сразу начальным людям(лидерам) объяснить «ФОРМИРУЙ ТОЛЬКО ПРЯМО ВЕСЬ ЗА СОБРЙ ПОТОК», а из-за телефонов, люди просто подходят к обочине и смотрят в телефон, просто взглянут на светофор сколько осталось до зелёного и все, и формируют идут эти каши в виде толпы, а хотя можно быть бы что на одной стороне посмотреть куда стрелка ведёт, что на другой, и всех сразу формировать. Но у нас приучают к правому движению—на этих обозначениям, но из-за узколобия люди видимо не понимают, и встают в середине или слева «ГДЕ ПОСВОБОДНЕЕ», хотя там где посвободнее — там крест, и от туда идёт встречный поток.

Ответить
Развернуть ветку
Art.Spark

Стартап :
Пешеходный Автопилот.
работает через ваш нейролинк-чип, управляет вашим движением и ножками , и топает прямо на работу, где потом так же в фоне будет крутить гайки.
А вы можете расслабится, и в это время смотреть сериалы.

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда