«Нет такого бизнеса, который бы не смогли уничтожить акционеры» Статьи редакции
Интервью с основателем Wikimart Максимом Фалдиным — о проблемах малого и среднего бизнеса, инвесторах и ошибках.
В своей колонке «Почему самые дорогие компании мира работают не для клиентов» вы сравнили бизнес-модель Uber с инвестиционной пирамидой. Вы не верите в перспективы компаний в сегменте sharing economy?
Я не знаю, что такое sharing economy. Для меня это какая-то непонятная концепция. Есть компания и есть её бизнес-модель. На примере Uber я утверждаю, что бизнес-модель этой компании не работает.
Вам ближе традиционная бизнес-модель с четким покупателем?
Сейчас да, я к этому пришел. Но это мой личный выбор.
«Пришли» — имеете в виду открытие Little Gentrys? Почему именно интернет-магазин детских товаров?
После Wikimart я хотел остаться в электронной коммерции и построить бизнес без прямых инвесторских денег — в отличие от большинства проектов в электронной коммерции и того же Wikimart.
Первостепенной задачей было найти нишу, в которой можно построить прибыльную электронную коммерцию. Тогда я рассматривал несколько сегментов для старта. Но так как проект запускал в кризис, то ориентировался на товары, на которых не принято экономить — это продукты питания и детские товары. Продавать продукты в интернете в России пока не умеют, а товары для детей — научились.
Вы попробовали собрать деньги через краудинвестинговую платформу StartTrack — чтобы не привлекать инвесторских денег?
Мы не пробовали, мы привлекли и продолжаем привлекать. Мы воспользовались StartTrack, потому что нам нужен был оборотный капитал. Через платформу мы собираем деньги на шесть, девять или двенадцать месяцев — ровно на столько, сколько длится сезон.
Полученные средства мы тратим на закупку товара, затем продаем его нашим покупателям, в результате часть прибыли оставляем себе, а остальное отдаем обратно нашим инвесторам. То есть мы работаем только с оборотным капиталом.
Сейчас банки абсолютно не дееспособны из-за очень долгой и непредсказуемой процедуры принятия решения, которая может подводить на каждом этапе. Поэтому мы приняли стратегическое решение использовать прямые займы у населения. Сейчас мы делаем это через StartTrack, а скоро и не только через них.
Чем Little Gentrys отличается от Lamoda или Asos, где тоже продают детскую одежду?
Весь наш товар есть на нашем складе, мы очень тщательно подбираем ассортимент: речь идет не только о брендах, которыми мы торгуем, но и о позициях одного бренда. Поэтому в нашем магазине нет брендов, которые мы представляем полностью или хотя бы наполовину.
Наша бизнес-модель — это lifestyle-ecommerce. То есть мы подбираем товар под lifestyle наших потребителей, а не представляем всё — от патронов до гондонов, как это делает Lamoda или Asos.
Это совсем разные бизнесы: им — чем больше, тем лучше, а мы стремимся совсем не за количеством. Мы не считаем, что нужно предложить потребителю 58 видов резиновых сапог в черном цвете и еще столько же в остальных цветах. Мы считаем, что нужно предложить потребителю две пары сапог, но это будут лучшие модели, которые есть на рынке.
Сколько у вас сейчас заказов в день?
Мы не раскрываем эти цифры.
А средний чек?
Около 12 тысяч рублей.
Как покупатели узнают о Little Gentrys?
Используем все стандартные инструменты онлайн-маркетинга. Мы их существенно переработали под lifestyle: речь идет о своей аналитике, KPI и прочем.
В интервью два года назад вы говорили о планах открыть собственное производство одежды в России. Запустили уже?
В России нет. Но мы запустили производство и выводим на рынок собственную марку строгой нарядной одежды из Великобритании.
Как китайские производители влияют на ваш рынок?
Никак не влияет. Есть три страны, с которыми мы работаем: Италия, Испания, Франция. Сейчас планируем наладить отношения с Португалией и Великобританией.
Китай — это другой ценовой сегмент, разное позиционирование и вообще про разное.
В том же интервью вы говорили, что в России вся белая интернет-торговля убыточная.
Это по-прежнему так. Исключение — нишевые проекты, как Little Gentrys.
То есть Little Gentrys уже прибыльный бизнес?
Операционно мы прибыльны, да.
Как сильно работа в Little Gentrys отличается от того, чем вы занимались в Wikimart?
Перефразирую Толстого: все бизнесы начинаются одинаково, а заканчиваются каждый по-своему.
Первые годы компании похожи, но затем появляются сильные отличия в деталях и стратегии. Little Gentrys — не инвестиционный, а чисто коммерческий кейс. Мы работаем на прибыль и для покупателя. Wikimart — нет.
Проще было запускать интернет-магазин, имея за плечами опыт построения Wikimart и Стэнфордское образование?
Конечно. Сейчас мне делать это очень просто. Это как закончить один институт и поступить на первый курс другого.
Какой тогда интерес?
Интерес — это моя амбиция построить прибыльный ecommerce в России. Только теперь я все делаю для себя: я мажоритарный акционер компании и останусь им.
В декабре вы рассказывали о закрытии Wikimart...
Я говорил даже не о закрытии, я констатировал факт закрытия компании. Её больше нет.
Сайт всё еще работает.
У Enter тоже сайт всё еще работает.
Тем не менее гендиректор Wikimart утверждал, что разговоры о закрытии компании — это просто «пиар».
Не буду комментировать это заявление. Просто скажу, что людям выгодны фантомы.
У меня есть друг, который построил крупнейшую финансовую компанию в России. В 2009 году она обанкротилась. В компании было много топ-менеджеров и им не хватило смелости сказать своим женам, что работы, которая их так долго кормила и делала их успешными, больше нет.
Они продолжали ходить на работу, делать вид, что они заняты, а сами просто сидели в кафе, потому что даже офиса к тому моменту уже не было. Многие так год протянули. Людям нужны фантомы, но это уже к психоаналитику, а не ко мне.
Компанию можно было спасти?
Ничего с точки зрения бизнеса там не случилось. Её просто угробили акционеры. Людям нельзя запретить просрать собственные деньги. Пока нет такого бизнеса, который бы не смогли уничтожить акционеры.
В какой момент вы перестали верить в будущее Wikimart?
Какого-то конкретного момента не было. Я ушел из компании и стал миноритарным акционером. Новое руководство Wikimart предоставило стратегию развития, против которой я долго и активно возмущался. Но, к сожалению, меня никто не слушал. Пришлось пожать плечами и заняться своими делами.
Что бы вы сделали на месте генерального директора в такой ситуации?
Я бы не хотел быть генеральным директором у некомпетентных акционеров.
Какой бы вы совет дали предпринимателям, оказавшимся в аналогичной ситуации?
Нужно как можно быстрее выйти из бизнеса и переключиться на что-то другое. Я сам старался переключиться на рекордной скорости: решение о выходе Tiger было принято в июле 2014 года, в августе мы его утвердили, в сентябре состоялась новая сделка, а в октябре уже было принято решение о том, что я ухожу.
Дальше еще несколько месяцев шло перестроение, потому что когда ты строишь свою компанию семь лет, ты не можешь ее так легко бросить. Конечно, нужно было действовать еще быстрее, но у меня просто не хватило жизненных сил на это.
Почему не захотели строить второй Wikimart? С учетом ошибок и полученного опыта.
Это как раз не интересно. Я больше не хотел строить еще одну инвесторскую пирамиду, при том, что умею привлекать деньги. Но не в деньгах счастье, а в том, как ты их зарабатываешь. Я хочу работать на покупателя, а не на инвестора. Это мой личный выбор.
Wikimart меня многому научил. Например, что копировать бизнес-модели можно и нужно, но локализация должна быть очень глубокой. У Little Gentrys есть два зарубежных конкурента, у которых схожие бизнес-модели: французский Melijoe и английский Childrensalon. Но я очень хорошо знаю, как запустить ecommerce в России.
Нет амбиций выйти на зарубежный рынок?
Нет, таких амбиций у меня нет. У меня есть амбиции строить другие lifestyle-вертикали. До 2020 года я хочу достроить Little Gentrys и вывести на рынок еще одну вертикаль. Так что в России еще очень дел много.
Что посоветуете предпринимателям, которые планируют запускать проект в ecommerce?
Самое главное — выбрать своего покупателя и верно ему служить. Особенное внимание нужно обращать не на стоимость трафика, метрики и прочее, а на возвращаемость покупателей. Это главный ключ в ecommerce-бизнесе.
Да это в любом бизнесе. (Главное, чтобы эти возвраты не по гарантии были :)
В похоронные агентства клиенты никогда не возвращаются.
Клиенты похоронных агентств - родственники усопшего. Могут быть новые покойники в семье.
сам хотел такой коммент написать.
Кто успел тот и съел )))
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
когда нужно пропиарить свой магазин, но обвинять уже особо некого... скука.
Особенное после: "я хотел остаться в электронной коммерции и построить бизнес без прямых инвесторских денег"
и
"Мы не пробовали, мы привлекли и продолжаем привлекать. Мы воспользовались StartTrack, потому что нам нужен был оборотный капитал. Через платформу мы собираем деньги на шесть, девять или двенадцать месяцев — ровно на столько, сколько длится сезон. Полученные средства мы тратим на закупку товара, затем продаем его нашим покупателям, в результате часть прибыли оставляем себе, а остальное отдаем обратно нашим инвесторам."
т.е. ничего особо то не изменилось
Ахиллесова пята Wikimart - вмешательство акционеров и инвесторов в управление компанией. Неудивительно, почему после этого бизнес рухнул с таким грохотом!
Второй фактор - сильная распыленность по номенклатуре, а это стратегическая ошибка!
Судьба Wikimart напоминает судьбу плана Барбаросса...
Вообще этот персонаж уже все доказал. Просто 12 тыс. средний чек на ребенка в интернет -магазине...Вещи на детей лучше примерять "в натуре"...Не верится...
Сыну 6лет, дочери 8мес. Начиная с рождения сына супруга заказывает вещи в интернет магазинах. Вообще проблем никогда не возникало с тем, что "не подошло".
Как то зацепил краем глаза «Секретный миллионер» телеканала «Пятница» с Фалдиным....пользуясь его терминологией скажу, все рушится из-за фантомного образа жизни, других причин нет. Личное потребление и личный комфорт привалируют, не соответствие масштабов финансового результата финансовым хотелкам...вот и все...
вангую, что новый проект в нише детских товаров без трафика не взлетит, тут у кого ассортимент больше, тот и на коне. Это же не эксклюзив типа платьев с претаопорте за мульт. Вот там да, надо лайфстайл блюсти. Но удачи в любом случае конечно!
Начало интервью меня расстроило. Ни одного упоминания о Стэнфорде. Но в середине мои ожидания были удовлетворены.
Что на детях не экономят та еще теория.
За последние два года у нас в районе полно детских позакрывалось.
Раньше значит хватало клиентов.
Два парка аттракционов свернулись. Один почти десять лет круглогодично работал.
Кризис не так прост.
Показательно что открылось на их местах.
Фобнет и фикспрайсы.... Лохотрон и шлак.
Что значит шлак? А где еще бутылку пива за 25р купишь? )))
Возьмем нереальную розничную наценку 10%. Получится цена закупки 25/1.1=22.73 руб. Предположим, что посредников нет и это цена завода. Акцизный сбор с литра в прошлом году был 18 руб. Если ваша бутылка 0,5, то выручка завода включая НДС, расходы на производство и доставку, а также тару - 22.73-18*0,5=13.73 руб. Я бы не стал пить такое пиво)))
http://mosbrewdraft.ru/BeerBottle/BeerBotRusCat_59.html
Не бывает таких маленьких наценок в рознице, это абсурд
Бывает и меньше, если это "товар для привлечения внимания". Спросите Икею :)
Марина, это уже не про бизнес модель, а про маркетинг. При чем тут это?
Сам иногда там чтото покупаю. Не пиво. А по мелочи. Есть конечно выгодный товарец...
Ну я пиво, как правоверный хипстер тоже в основном крафтовое ))) оно к сожалению на порядок больше 25р стоит
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
Когда интересы акционеров противоречат интересам клиентов например.
"Я бы не хотел быть генеральным директором у некомпетентных акционеров."
видно, что человек многое понял )
отличная статья, сам работаю в e-commerce, понимаю о чем речь
Сайт Little Gentrys не работает сейчас. Так и должно быть ? Так хотел посмотреть на свежий подход ((
как он заебал