Почему высшее образование нужно не всем?

Привет! Меня зовут Кирилл, и я руководитель литературного клуба Bedlam в рамках Сигнум. Предлагаю обсудить, в каких отраслях высшее образование утратило свою эффективность и почему одним оно до сих пор нужно, а другим уже точно лучше не тратить время.

Ancient Ruins of Athens (1925) Yoshida Hiroshi
Ancient Ruins of Athens (1925) Yoshida Hiroshi

С самого детства чуть ли не каждый в России сталкивается с надеждой родителей на то, что их чадо поступит в вуз. И это вполне резонно, ведь массовое высшее образование в нашей стране появилось не так уж и давно. Да и в целом все ступени образования для каждого слоя общества — относительно недавнее приобретение стран СНГ: речь именно о глубоком и многогранном изучении не первостепенных дисциплин типа базовой математики и грамматики, а об освоении литературы, физики, химии, биологии и т. п. На заре своего развития это было привилегированной опцией для ограниченного круга лиц.

Высшее образование стало доступным массам, но вообще ни капли не избавилось от золотого ореола, символизирующего принадлежность к высокому сословию. Оно — стабильность, оно же — успех, оно — путь в счастливую жизнь. Да, может, раньше вузы и были эффективным инструментом, позволяющим улучшить качество жизни, но так ли это в XXI веке?

Устарелый подход

В эпоху интернета институт высшего образования буквально изживает себя. После резкого всплеска появления частных негосударственных учреждений высшего образования по всей России начался спад в качественном плане.

Тут дело и в особенностях самого образования: преподаватели не в силах обучать студентов из-за бюрократии, лежащей на них тяжким грузом, хромает и организация учебного процесса — система давно устарела, а на Запад из принципа смотреть не хотят. Подводят и учебные планы, заполненные непонятно чем: студенты жалуются на явно неактуальные дисциплины, которые могут идти целый год! И сам материал занятий, мягко говоря, «с душком»: мир идет вперед, и ценится тенденция к постоянным изменениям, а студенты на обучение новым технологиям и методикам в стенах вуза могут даже не рассчитывать — всё за свой счет уже после выпуска. Кампус учебных заведений зачастую тоже не располагает к самосовершенствованию: нет ни зон отдыха, ни нормальных столовых.

Причастен к спаду и тот факт, что по ряду профессий совсем не нужно просиживать 4−5 лет в аудиториях, чтобы выйти на стабильный заработок и возможности роста. Например: дизайну некоторых отраслях обучают даже за месяц (дизайн сайтов, презентаций), на более серьезных направлениях могут быть полугодовые-годовые курсы (дизайн интерьера, мебели). Найти можно всё. Люди, выпустившиеся с этих направлений в вузе, успевают только злиться: «Да невозможно эти знания получить за месяц (год)! Я целых 4 года всё осваивал (а)!» Нет, вполне можно, люди же выходят после обучения на высокие зарплаты и постоянную клиентскую базу. Наличие диплома больше не показатель в таких специальностях — нужно портфолио.

Не лучше обстоят дела и с выпускниками благородных, жизненно важных профессий, таких как учителя, врачи, инженеры, химики, биологи и другие. Потому что, заканчивая университет, многие сталкиваются с проблемой ненужности, малой заработной платы или адских условий на работе, где ты продаешь свою молодость и здоровье за карьеру, которая не всегда принесет удовольствие и радость в жизни.

А что у программистов? Айтишников? Насколько сильную базу по этим направлениям можно получить в вузах? Или достаточно окончить хорошие курсы или обучаться прямо в компаниях, в которых человек хочет работать?

Что делать...

Я бы рекомендовал молодежи не торопиться с выбором своего будущего и попробовать поработать, попутешествовать, открыть свое дело, найти интересное хобби. Выпускникам не стоит расстраиваться, если ожидания не оправдались, вышка — не показатель успеха. Вся жизнь впереди, никогда не поздно пробовать новое, творить, созидать. Нет ничего плохого в том, чтобы просто плыть по течению этого странного, но увлекательного мира.

Проект Сигнум, участником которого я являюсь, занимается просветительской деятельностью как раз вне стен университетов. Можно посмотреть наши лекции, которые читают ведущие преподаватели вузов страны, и, надеюсь, это поможет определиться, что вам действительно интересно. Здесь мы собрали все действующие у нас на данный момент направления.

Хотите помочь Сигнум развиваться? Это легко сделать, вы можете отправить нам донат. Ваша помощь помогает нам становиться лучше, интереснее и просто существовать. Сделать это можно здесь.

Другие статьи автора:

1515
43 комментария

Под сенью девушек в репостах)))

8

Комментарий недоступен

4

Попутешествуйте, подумайте, откройте пару бизнесов, потом сгоняйте на ретрит, не торопитесь, закройте пару стартапов и займитесь инвестированием. Вам же папа с мамой дадут на это денег, правильно? Зачем учиться годы, зачем получать фундаментальные знания и настраивать свой мозг на способность понимать любую новую информацию? Иди на месячный курс, тяп-ляп, корочку дадут, пойдёшь на тёплое место спикать на митапах.
Фу.
С другой стороны, идите маленькие по этому пути, нам конкуренция не нужна.

7

Зачем учиться годы, зачем получать фундаментальные знания и настраивать свой мозг на способность понимать любую новую информацию?

Затем, что меня лично просто заебало получать эти знания 10 лет школы + 5-6 лет в ВУЗе (итого 15-16 лет). Уже после вашего ахуеного образования которое вы рекомендуете я получил опыта и практический знаний самостоятельно в разы больше чем у душных преподавателей и учителей.

способность понимать любую новую информацию

Эта способность у человека появляется с рождения. А вот школа и вузы со своими методиками в большей степени отбивают как раз эту способность, а точнее желание.

2

Если рассматривать вуз как социальный лифт, то с тем же успехом можно и в армию пойти - тоже социальный лифт :)

А интеллект и эрудицию можно развить спокойно без вуза. И не в курсах дело - в самообразовании.

1

Привет! Я Администратор Аккаунта, я филолог с красным дипломом и кандидат наук по специальности "Теория и история культуры", автор десятков публикаций научного и научно-популярного толка.
Предлагаю не обсуждать ценность высшего образования, т.к. результатом обсуждения с большой вероятностью будут два мнения:
1) ценность отсутствует (с чем я соглашусь, - получив якобы хорошее образование, я, тем не менее, работаю в IT-индустрии аналитиком и менеджером проектов)
2) ценность присутствует (с чем я также соглашусь, т.к., в частности, видел и вижу, насколько положительно влияет на людей знакомства и связи, полученные в процессе получения высшего образования).

7

Мне кажется именно такое обсуждение даёт много пищи дня размышлений. На примере ярых споров сторонников двух лагерей можно довольно просто проследить положительные и отрицательные стороны обсуждаемого вопроса.

Это касается любого материала, где можно оставлять комментарии :)

Главное не становиться в штыки, не принимать ничью сторону, а думать своей головой и делать адекватные выводы.

1