Как просадить десятки миллионов долларов на походы в кино и изменить рынок кинопоказа
Такой тривиальный процесс, как поход в кино, может стать полем для создания суперпопулярного стартапа. Внедрения модели подписки, попытки заработать на больших данных — всё ради того, чтобы покупать билеты в кино стало дешевле и удобнее.
Тема стартапов, технологий и абонементов в кино вкратце поднималась на примере Moviepass в рубрике «Стартап дня». Попробуем посмотреть на неё чуть более широко, используя новые данные.
Как часто вы ходите в кино? Сборы мирового кинопроката в прошлом году выросли до рекордных $40,6 млрд (на Россию пришёлся $1 млрд). Рекорд связан с выходом популярных блокбастеров, увеличением числа залов и экранов, с ростом средней цены билета, но заметной тенденции притока людей в кинотеатры нет.
Пора что-то менять, чтобы конкурировать с другими способами развлечений, и в дополнение к уже стандартным решениям кинотеатров (более удобные кресла, новые технологии изображения и звука, программы лояльности, онлайн- и мобильные сервисы продажи билетов, расширенное меню) жизненно необходимы инновации.
Представим, что в кинотеатрах продаётся подписка. Ежемесячный платёж 250 рублей (средняя цена билета в России), и вы можете посмотреть три, четыре и более фильмов. Интересно? Будете ходить в кино чаще?
Идея для стартапа
Стартап Moviepass появился в Сан-Франциско ещё в 2011 году и несколько лет не слишком успешно экспериментировал с различными форматами и технологиями подписки на билеты в кино, набрав несколько тысяч пользователей. Прорыв случился летом прошлого года, после чего клиентская база рванула и сейчас уже превышает впечатляющие 2 млн.
Напомним, что сервис начал предлагать очень дешёвую подписку на походы в кино — $9,95 в месяц, что на уровне или для некоторых регионов даже ниже цены одного билета. Вы подписываетесь на сервис, получаете специальную карту Mastercard, ставите мобильное приложение, выбираете интересующий фильм, приходите в кино и покупаете билеты, при этом деньги списываются с карты, пополнение которой на сумму покупки делает сам Moviepass.
Вы не поверите, что здесь нет ограничений, и будете правы. Билеты можно купить только на обычные 2D-показы (нет 3D, IMAX, фестивальных показов и так далее), только находясь недалеко от кинотеатра, только на сегодняшний показ, не во все сети кинотеатров, только на одного человека, только на один показ в день. И тем не менее, через Moviepass уже продаётся более 6% билетов.
С точки зрения клиента сервис подписки идеален, если вы живёте в городе, где высокая стоимость билета, и при этом неистово любите кино, смотря фильмы несколько раз в неделю. С точки зрения сервиса идеальным клиентом будет тот, кто живёт в регионе с дешёвыми билетами и ходит в кино не чаще раза в месяц. Сервис говорит, что последних — более 80%.
Покажи мне деньги
Эксперимент Moviepass, безусловно, серьёзно влияет на индустрию кинопоказа, но для самого стартапа результат пока печален. Посмотрим на данные. Крупнейшая в США сеть кинотеатров AMC сообщила, что в апреле клиенты Moviepass в среднем покупали 2,75 билета в их кинотеатры по $12,02, что даёт расходы в $33 (клиент, как вы помните, платит $9,95). В этом случае сервис выплачивает сети полную стоимость билета, фактически субсидируя зрителя.
Масштаб проблемы можно понять и из отчётности компании-владельца сервиса. Сейчас в месяц Moviepass требует финансирования более чем на $20 млн, но с учётом бешеного роста клиентской базы и того, что по подписке люди ходят в кино всё чаще, расходы будут только расти.
Компания привлекала инвестиции и кредитные линии, продолжая прожигать кэш, но устойчивой бизнес-модели пока не появилось. Показательно, что недавно было заявлено об отказе от формата безлимитной ежемесячной подписки, в попытке урезать абонемент до трёх-четырёх фильмов в месяц, но почти сразу компания откатила модель к начальным условиям.
Возможные источники дохода для такого бизнеса понятны: комиссия от кинотеатров с продажи билетов, комиссия с продажи еды и напитков, реклама. Проблема в том, что это пока не работает. Крупнейшие сети в целом не испытывают радости от появления сервиса, не говоря уже о разделении доходов, а крупные рекламодатели задумываются о том, сколько ещё проживёт сервис. Зрители разделяют эти опасения, быстрее подписываются и бегут в кино, чтобы успеть сэкономить.
Ещё одно направление — это зарабатывать на самих фильмах, билеты на которые продаются через Moviepass. Так, неделю назад компания объявила об инвестициях в фильм «Готти» об одном из самых известных американских гангстеров с Джоном Траволтой в главной роли. Сделать фильм, прорекламировать его для огромной базы своих клиентов, продать на него билеты — звучит неплохо и даже похоже на бизнес, но ключевым моментом для сервиса могли быть стать большие данные.
Если вы не платите за продукт, значит, продукт — это вы
Надувание многомиллионного пузыря Moviepass началось после приобретения стартапа компанией Helios and Matheson Analytics. Эта компания занимается технологическими решениями в области анализа больших данных, искусственного интеллекта, бизнес-аналитики, мониторинга социальных медиа и прочего.
Moviepass — не единственный её проект, но самый большой, самый известный, самый перспективный и проблемный. Если создавался стартап людьми из индустрии развлечений, то «полетел», когда за него взялись специалисты по большим данным.
Поведение кинозрителей — это лакомый кусок, например, для студий, которым интересно знать, как и когда люди ходят в кино. Инвестиции в наращивание клиентской базы в этом случае были понятны — контролируя всё большую долю рынка билетов, компания получала всё более ценные данные для анализа и продажи.
Это позволяло снижать цену подписки до минимума. Здесь напрашивается сравнение с бесплатным Facebook, который зарабатывает на продаже своей аудитории рекламодателями, но ещё и с Cambridge Analytica (ирония в том, что крупнейшим инвестором Moviepass был Крис Келли, бывший юрисконсульт и Chief Privacy Officer Facebook).
Какое-то время рынок верил в перспективную связку кино и больших данных, прошлой осенью на пике Helios and Matheson стоила больше $1 млрд. Но эйфория прошла, убытки росли, нужно было размещать новые акции, а Moviepass требовал всё больших вливаний.
Во вторник компания раскрыла информацию о своём печальном финансовом положении — низком остатке денежных средств, дефиците ликвидности, невозможности оценить потребность в дополнительном финансировании и неуверенности с привлечением последнего. Цена акций за пару дней упала в три раза, а стоимость компании рухнула до $50 млн. Единорог как-то не родился.
Светлое будущее подписки
Какими бы ни были варианты дальнейшего развития событий непосредственно для Moviepass — от банкротства до продажи стратегическому инвестору, походы в кино не станут прежними. Подписка заставляет людей потреблять больше, и для рынка кинопоказа это может стать спасением.
Новый стартап Sinemia предлагает всё то, чего не хватает Moviepass. Можно покупать билеты не только для себя, но и для своей половинки, необязательно приходить в сам кинотеатр для покупки — покупайте дистанционно, можно смотреть IMAX и 4DX. И не нужно платить $9,95 — подписка на месяц может стоить от $4,99.
В чём подвох — это всего за один билет. Sinemia имеет турецкие корни, но хочет быть глобальной компанией, сейчас ищет финансирование для расширения не только в США, но и на развивающие рынки. Будут ещё проекты с новыми форматами и стоимостью подписки, но выигрывать от этого будут зрители.
В России можно ждать копирования Moviepass местными венчурными предпринимателями, введения своего сервиса подписки крупными сетями кинотеатров (особенно если у их владельца есть билетный оператор), прихода в этот бизнес операторов связи (напомню, что МТС недавно купил билетные сервисы), интернет-холдингов и финансового бизнеса (например, «Яндекс» и «Сбербанк»).
Ходите в кино!
Гениальный стартап. Платить кинотеатрам вместо клиентов за деньги инвесторов. Моя твоя не понимать.
Откройте отчёт, раздел "расходы на управление", становится яснее :)
И в Moviepass и в Sinemia истории в большей степени про капитализацию и disruption. Но в первом случае неправильно оценили спрос, который рос быстрее ожиданий, и связанную с этим потребность в инвестициях. Во втором случае есть возможность сделать выводы и более адекватную модель.
Все же, у них видимо смещается интерес публики к премьерам _сериалов_, а кино стало такое пластиково-картонное, что его смотрят только подростки, причем один фильм настолько похож на другой, что бежать на премьеру смысла нет.
Есть еще кое-какие предпочтения белых/черных/латиносов - из-за которых пробный шар, Черную Пантеру - побежали смотреть "всем гетто", только потому что там, в кои-то веки - главные герои - черные.
Вопрос здесь (как обычно) в том, смогут ли они монетизировать клиентскую базу. Если все перечисленные в колонке каналы получения доходов сработают, то можно будет говорить о гениальности без иронии.
Ну и стартапы, несущие убытки и тратящие деньги инвесторов на субсидирование клиентов - это реально кого-то удивляет?!=)
Здесь уже даже не тот анекдот когда 90 за 100 дают, здесь в 2.5 раза разница.
Есть сети, которые платят комиссию, есть те, кто делится доходами от продажи еды/напитков. Пока их немного и это мелкие сети кинотеатров.
Нет. Кино для подростков и студентов.
впечатляющие 2 млн.Кого именно, есть половозрастные данные? Как регистрации конвертируются в продажи билетов, не совсем ясно. Регистраций может быть и 50 млн, сделанных и забытых после пары купленных билетов на утренние сеансы - где зритель обнаружит что в кассе дешевле, чем через приложение. И вот еще раз дешевле. И ну нафиг.
В России большинство зрителей возрастом 25-34 лет
http://www.fond-kino.ru/news/kto-ty-rossijskij-kinozritel/
Данных непосредственно по Moviepass нет, но можно посмотреть по первой ссылке в колонке отчет MPAA, там хороший массив данных по кинозрителям (подсказка - это не только подростки и студенты).
Обратите внимание, что это платная подписка, а не просто регистрация в билетном сервисе.
По сути, попытки "подтянуть" побольше пользователей в базы, и заставлять их расставлять рейтинги фильмам (и книгам) - это одни из первых проектов в Internet, интересных и скучных, самых разных.
У IMBD база пользователей огромная, но что они с ней делают? Я не знаю.
Насколько я понял из Вашей заметки, стартапы в этой сфере двигаются по схеме
1. Набрать X млн. пользователей, гарантированно посещающих кино не менее Y раз в месяц.
2. Продавать некие выборки по предпочтениям этих пользователей Голливуду, с тем чтобы например - представить альтернативу проводимым всеми маркетологами социологическим исследованиях и фокус-группам (за участие в которых в Штатах платят вполне внушительные суммы - в онлайне $10-15, в оффлайне - $50 и выше за 2 часа времени ответа на вопросы)
3. В-целом это продолжение тренда Cambridge Analytics - сейчас мы соберем целевую аудиторию в отдельную базу - и будем продавать доступ к этой базе.
Пока, не сработало. Возможно потому, что современные кинопремьеры плотно завязли в "мыле" - в сериальном подходе к выпуску и перевыпуску кинокомиксов - в которых в принципе уже путаешься - что это часть 2, часть 3, или приквел? Ориентировано это на всё более молодую аудиторию, вкусы которой самые разнообразные, и по принципу "надо все попробовать" - т.е. надеяться что два раза сходив в кино на то, и три раза на это, купив брендированную маечку с лого - этот же самый парень или девушка и последующие годы будет ходить на все продолжения и покупать коллекционные издания на DVD - сложно.
Наоборот.
Через год этот зритель пойдет на психологический триллер, через полгода купит и посмотрит 50 оттенков серого-2, над которыми все так смеялись, и все это время будет смотреть 2-3 сериала бесплатно (за просмотр рекламных роликов) - и все это вместе будет образовывать ту культурную среду, позволяющую о чем-то говорить в тусовке - а билет в кино постепенно будет уходить в прошлое - вплоть до рождения собственных детей, которых в 6 лет понадобится отвести на диснеевский мультик.
А может быть и нет, потому что к этому времени технологии домашних кинотеатров все же дойдут до права называть их таковыми.
Идея «абонемента в кино» довольно офигенная. Стартап доказал, что потребители чувствительны к цене.
Но все равно этот бизнес мне напоминает продажи доллара по 90 центов: обороты ого-го, но бизнес-модель чего то не прорисовывается.
Вот, думаю, абонемент на 6 походов в кино на 2 месяца по цене 4х билетов... Я б взял.
Для таких сервисов важно убедить кинотеатры в том, что они помогают повышать заполняемость, частоту посещения кинотеатров и продажи еды/напитков, то есть повышают доходы кинотеатров, кооторыми надо поделиться. Тогда бизнес уже более понятен.
Пока вырисовывается стандарт подписки на месяц с включенными 3 сеансами за цену 70-80% от обычного билета.
Данную идею можно переработать в реально работающий сервис, только возникат другая проблема - техническая реализация
Комментарий удален модератором