Оффтоп Антон Жиянов
6 699

Алиса, всё грустно

Голосовой помощник плохо подходит для умного дома. В причинах разобрались «Интерфейсы без шелухи».

В закладки

Голосовой помощник Яндекса — «Алиса» — работает на смартфонах, в автомобилях и в Яндекс-станции. Алиса обладает «навыками»: человек спрашивает и командует, Алиса отвечает и выполняет.

Есть стандартные навыки («какая сейчас погода»). Можно делать собственные: «включи свет», «проверь почту», «закажи пропуск». В теории выглядит красиво.

У Яндекса целый каталог навыков

Я посмотрел, как «нестандартные» навыки работают на практике. И пришёл к выводу, что для «умного» дома или офиса они совсем не годятся.

1. Нельзя сделать навык только для себя

Есть как бы «приватные» навыки, но приватность заключается только в том, что они скрыты в каталоге. На самом деле — доступны всем. То есть если создать навык, который проверяет почту и зачитывает письма — изучить ваш почтовый ящик сможет любой, кто услышит, как вы обращаетесь к Алисе.

Многообразие настроек приватности

Вряд ли кто-то захочет, чтобы другие люди читали его письма, командовали светом в квартире или тем более банковским счётом ツ

Это было бы поправимо, если бы не следующая проблема:

2. Нет автоматической авторизации

«Алиса» не умеет отличить человека по голосу или привязать навыки к учётной записи. Если хотите настоящей приватности — реализуйте авторизацию самостоятельно.

А поскольку авторизовать по голосу — задача нетривиальная, скорее всего придётся ограничиться секретным словом и привязкой к устройству. Не слишком удобно в повседневном использовании.

3. Нельзя просто так взять и попросить

Нельзя просто сказать «Алиса, включи свет в прихожей». Сначала придётся активировать навык:

— Алиса, запусти навык «умный дом»

И затем уже командовать:

— Включи свет в прихожей

Да быстрее самому включить ツ

Но дело ещё хуже. Фраза для активации должна быть глобально уникальной среди всех существующих в мире навыков. То есть «умный дом» не подойдёт, придётся говорить что-то типа такого:

— Алиса, запусти навык «Умный дом Антона Жиянова». Включи свет в прихожей.

Фраза для активации, она же «активационное имя», должна быть уникальной

И это мне ещё с редкой фамилией повезло. Готовьтесь испытать муки творчества, сравнимые с придумыванием домена или адреса электронной почты.

4. На выходе — вахтёр

Новый навык обязательно проходит модерацию, даже если пользоваться им будете только вы. В чате разработчиков говорят, модераторы имеют склонность отклонять навыки, предназначенные для личного использования.

Модерация занимает 1–3 дня.

⌘ ⌘ ⌘

Собственные навыки Яндекс запустил только в этом году, так что со временем проблемы починят, надеюсь. А пока и Алиса, и Станция — больше игрушки, чем реальные помощники.

#интерфейсы #разработка #алиса

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Антон Жиянов", "author_type": "self", "tags": ["\u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0430","\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0444\u0435\u0439\u0441\u044b","\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d","\u0430\u043b\u0438\u0441\u0430"], "comments": 28, "likes": 56, "favorites": 11, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 44150, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 22 Aug 2018 13:07:00 +0300" }
{ "id": 44150, "author_id": 14724, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/44150\/get","add":"\/comments\/44150\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/44150"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

28 комментариев 28 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
25

Новый навык обязательно проходит модерацию, даже если пользоваться им будете только вы.

Вот это вообще пушка.

Ответить
3

интересная работа у кого-то

Ответить
3

Если я подробно расскажу как и сколько раз я проходил модерацию вышеприведенного навыка, то это будет на целую статью :)
В общей сложности модерация длилась около месяца (!).
Распознавание работает у Алисы криво.
Я сначала хотел назвать навык "Скиллы Алексы".
И вы будете смеяться, но Алиса нифига не распознает эту фразу.

Она распознает ее как "Скилы Алекса", т.е. не понимает ни двойную букву л, ни окончание - в двух словах 2 ошибки!

Ну и потом началась переписка с Платоном Щукиным (псевдоним поддержки Яндекса).

Пришлось переделывать все...

Ответить
0

с Платоном Щукиным (совершеннолетним, Жень)

Ответить
2

Надеялся добавить команду:
- Алиса, все говно.
*включает самый грустный плей-лист*

Но теперь его не примут :(

Ответить
7

Алиса, активируй навык мелофон. Мелофон, покажи будущее. Алиса, скажи мелофону «Мелофон, покажи будущее»

Ответить
0

Интересно, насколько часто Алису достают этим мелофоном?))

Ответить
4

Я думаю, что не реже, чем она слышит 'Who the f... is Alice?' :)

Ответить
5

Все так, модерация вообще выводит из себя, Платон Щукин жжет.
Им бы взять и сделать как в Alexa Echo - все навыки сразу доступны из главного меню, нет, что-то сами все время выдумывают.
С умным домом действительно все неудобно.
И самое интересно - если у вас работает навык в Алисе, то не факт что он будет работать на Яндекс.Станции.
Если в Алисе название навыка по русски отображается, то в Станции это же слово может отображаться на латинице почему-то.

Хотя мы все-таки запилили навык для умного дома:

От лампочки до пылесоса и дрона — как мы научили Алису управлять сотнями устройств
https://habr.com/company/mobile_one/blog/419467/

Ответить
1

Круто! Я правильно понял, что у вас Алиса выступает просто как прокси в Алексу? ツ

Ответить
1

Нет, прокси выступает наш M1 Messenger, он и связывает Алису и Alexa.
Т.е. сделали так что все навыки Alexa Echo можно запускать и на Алисе именно благодаря мессенджеру.

Ответить
0

А если без модерации кто-то скажет "Алиса, уничтожь планету"?

Ответить
0

То все, писец, планеты не будет

Ответить
–12

Я не очень понимаю, как "Алиса, всё грустно" соотносится с вашими персональными представлениями о том, как это должно работать.
Мерзкая вселенная опять не хочет соответствовать вашим ожиданиям?! Вот гадство.

Иначе говоря: управлять лампочками у вас дома - не есть главное предназначение голосового ассистента, кмк.
Я могу ошибаться, но я не видел особых коммитментов на тему того, что Станция должна быть пригодна для тех целей, для которых вы её пытаетесь использовать.

Ответить
17

Я не очень понимаю, как ваш комментарий соотносится со статьёй ツ Я написал о том, что (по моему мнению) у Яндекса есть большие проблемы с кастомными навыками. Какие там у кого коммитменты и насколько мерзка вселенная — не предмет статьи.

Ответить
1

Кастомные навыки != Приватные навыки.
Приватные навыки != Навыки для управления умным домом.

Явный вход и выход из скилла, равно как и модерация - звучит как очевидный плюс для пользователя и почти единственный способ не превратить это всё в помойку.
На мой взгляд проблема в другом - в том, что навыки по дефолту доступны на всех девайсах (ака их нет необходимости включать из каталога).
С другой стороны, это вполне понятный механизм discovery.

Ответить
0

Если говорить менее эмоционально, то мне тоже кажется, что вы пытались использовать молоток, чтобы закручивать болты.

Все претензии сводятся к тому, что сделать навыки для себя - сложнейшая задача. Они доступны всем, авторизации нет, модераторы такие навыки не любят.

Но, похоже Яндекс не для этого и делал навыки, а для того, чтобы владелец бизнеса мог настроить Алису так, чтобы у него заказали пиццу или такси голосом, или попросили прочитать рецепт вслух из большой базы, в котором есть макароны и помидоры, к примеру. И хотя здесь есть тоже вопросы к «активируй навык...», но в остальном всё логично.

Быть может, настолько важные для вас приватные навыки умного дома и появятся позднее, но я бы использовал Алису для связи со внешним миром: у меня нет ни умных лампочек, ни умных пылесосов.

Ответить
3

Управлять лампочками у меня дома - и есть главное предназначение ассистента. Иначе зачем он вообще нужен?

Ответить
3

Собственно Алису сделали не для людей, не для удобства, не для развития, а для единственной цели которую преследует яндекс - зарабатывать деньги. Поэтому Алиса и умеет продавать сервисы яндекса и пиццу из папы джонса, а ваши пожелания на счёт умного дома ей побоку.

Ответить
0

Все ваши пункты о приватности, об авторизации, касаются голосового распознавания личности пользователя. Но вы тут излишне придираетесь и давайте разберемся почему.
1) Ваш голос со временем изменяется. Вчера вы говорили повышенным тоном, сегодня вы говорите более низким голосом, а завтра вообще басите, потому что у вас заболело горло. Конечно последний пункт я выдумал, но вот представьте как вы будете обучать ассистент первым двум пунктам? Говорить разными голосами во время обучения? Нубросьте.
2) Даже если ассистент будет разбираться в тональностях вашей речи и понимать, что она похожа на вашу, все-равно это ничего не значит, что это вы. Как минимум любой другой может повторить вашу тональность, и даже вашу интонацию. Так, я могу запускать сири друга своим голосом, а она настроена на тон друга. А он мою. И не потому что у нас голоса одинаковые, а потому что сымитировать чужой голос, вплоть до интонации не особого труда дело.
Чтобы решить этот пункт, ассистентам необходимо анализировать манеру речи пользователя, то, как хозяин говорит, обращать внимание на мельчайшие детали, то, где ставит ударение в словах, как меняет тональность от слова к слову, потому что такое повторить становится достаточно трудно.
Чтобы научить ассистентов такому есть 4 препятствия:
1) Пока достаточно трудно делать такой сложный анализ
2) В особенности его тяжело делать на коротких фразах типа «Алиса, включи свет в спальне» чтобы с уверенностью на 99% определить кто это говорит
3) Чтобы научить ассистента своей манере речи, пользователю придется обучать его не 5 минут, и не 10, а сиииильно больше.
4) Такое распознавание будет занимать гоооораааздо больше времени

Ну и под конец хочу сказать, что распознавание по голосу вообще не является допустимым показателем личности. Как минимум голос можно записать, чтобы получить приватную информацию, в данном случае почту, как вы обозначили в статье. Может быть вкупе с контекстом типа 3D-снимка лица это будет достаточным для понимания вашей личности, хотя и тут есть вопросы
Уверен, что как минимум несколько пунктов из перечисленных выше являются причиной почему для авторов сейчас это не является задачей первостепенной важности

Ответить
5

Гугл как-то сумел. 5 раз сказал окей Гугл ассистенту, и он стал меня распознавать. Буквально через пару дней я простыл и охрип, но он все равно распознавал. Других людей, на которых я проверял, он отверг при этом

Ответить
0

Когда сделал предзаказ станции, чтобы сделать умный дом, и наткнулся на этот материал... Яндекс, вы же это поправите, правда?

Ответить
2

Честно говоря, я не уверен в том что они поправят.
Ведь по сути Яндекс обкакался со своей Станцией.
Ну как это можно - сделать 2000 штук и потом собирать предзаказы с доставкой аж через 3(!) месяца?
Это что за, ...., маркетинг такой?
Это уровень стартапа на Кикстартере, но никак не корпорациии со стоимостью больше ярда!

Если Alexa Echo сделает русский язык, то она раскатает станцию на раз-два.
По всем параметрам.
Там скиллы для себя по моему вообще не модерируются и сразу выкатываются и вот этого идиотизма за этой дурацкой модерацией вообще нет.
У меня за несколько раз никогда не было модерации меньше чем джва дня.
А если попадала на выходные, то 3.
Это жутко бесит, это показывает наплевательское отношение к девелопперам, а они и являются движущей силой голосового помощника.
В Амазоне все совсем по другому, там делают все чтобы было удобно и понятно.
А здесь модератор написал какую-то херню - например Ответ вебхука не соответствует протоколу и сиди думай что ты там накосячил.
А оказывается просто надо было слово помощь отработать - хелпник сделать.
И это у них называется - Ответ вебхука не соответствует протоколу .
Ну это вообще. Плевать им на все видимо.
Поэтому я бы иллюзий не строил..

Ответить
0

полагаю, что они выпустили свою сырую станцию только для того, чтобы собрать обзоров чётко за неделю до того, как Google запустил свой ассистент на русском языке. Который, к слову, может и не такой юморной, зато умеет всё, что надо

Ответить
0

Я в Болгарии. Открываю навигатор, говорю Алисе точку назначения «Нестинарка» (официальное название улицы и жилого комплекса), а она мне - «не ругайтесь». При этом я находился в городе, где эта улица и есть.

Я в Москве. Взял машину в Яндекс.драйве, а у них там встроены планшеты с Алисой. Еду и говорю Алисе - включи такую-то песню. Она отвечает, что я в пути, за рулём и это небезопасно, этого она делать не будет. Ну ок, чо.

Короче, Алиса - шляпа.

Ответить
0

Вот да, это кто додумался Алису такой гопницей сделать?
Все время свои дурацкие пошутилочки не к месту вставляет.
Такое впечатление что следовали стилю общения теток с базара - ты ей слово - она тебе 10.
Выбешивает :)

Ответить
0

Яндекс заботится о нас, если б Алиса умела все, мы бы вообще ничего не делали, только жиром заплывали)

Ответить

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }