{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Цифровые агенты против таблиц, блокнота и холодных звонков — какими могут быть продавцы страховых полисов

Некоторые коллеги тратят полтора часа на оформление каско. У меня же уходит не более 25 секунд. Рассказываю, как я к этому пришел.

Путь классического агента

Страховая индустрия невероятно инертна, и технологические новинки в ней приживаются с трудом. Почему так происходит, я уже писал в своем блоге на vc.ru (например, здесь или тут). По итогу многие страховые агенты до сих пор ведут клиентов в электронных таблицах и делают записи на бумаге. Растущие требования к скорости и качеству оказания услуг не позволяют таким агентам раскрыть весь свой потенциал. Я работаю в страховой индустрии уже пятнадцать лет, но когда начинал, то лично прочувствовал все эти проблемы.

Проблема первая — нет системы ведения расчетов. Было время, когда все свои контакты и лиды я вел в отдельных конспектах на планшете или телефоне. Но у страховщиков постоянно меняются внутренние процессы. Например, одна компания может начать применять скидку, а другая — её отменить. Все записи быстро теряли актуальность, их приходилось актуализировать вручную, что вызывало сильную головную боль.

Проблема вторая — нет контроля пролонгации. Было трудно уследить, когда полис клиента подходит к концу, чтобы напомнить о необходимости продлить договор. Иногда попросту не хватало времени, чтобы сделать звонок. Палочкой-выручалочкой был куратор в офисе страховой компании, но и он, случалось, подводил.

Проблема третья — отсутствие контроля ведения сделки. Речь про весь цикл: от первого контакта с клиентом до продления договора на следующий период. Не было алгоритма, который бы стандартизировал шаги.

Каждый из этих нюансов может быть не сильно критичен сам по себе, но они имеют тенденцию к накоплению. В итоге агент упирается в стеклянный потолок, так как не может вести больше пары десятков (максимум сотен) клиентов. Он начинает «погибать» под горой бумажной работы. Когда необходимо проконсультировать пять человек — это одна история. Но если за консультацией приходит условная тысяча, то все свободное время уходит на работу, а не отдых, отпуск и семью. Очевидный результат — хроническая усталость, выгорание и другие болячки.

В какой-то момент своей карьеры я понял, что для эффективной работы с обширной клиентской базой, жизненно необходимо автоматизировать бизнес-процессы. Так, я начал с разработки сайта, сейчас развиваю собственную CRM-систему.

This is the Way

Буквально на днях я стал свидетелем дискуссии на одном страховом форуме. Коллеги — я их назвал «консультантами» и «оптимизаторами» — спорили о подходах к агентской работе. Первые готовы прийти на помощь текущим и потенциальным клиентам, предоставляя консультации даже по самым базовым вопросам. Они считают, что такого рода контакт не потеря времени, но еще одна возможность заработать очки в глазах страхователей.

Я понимаю эту точку зрения и считаю, что страховой агент всегда должен быть на связи. Но мне близок второй подход, когда краткие консультации заменяет своеобразная self-help система и база знаний. Клиент может к ней обратиться и самостоятельно найти ответы на свои вопросы. Как заполнить европротокол? Что делать до и после покупки каско? Для этих целей я в свое время запустил подкаст «Экспертиза», канал на YouTube и мобильное приложение, где можно не только заказать страховку, но и найти пошаговый алгоритм действий при страховом случае.

В таком контексте CRM-системы также приобретают первостепенное значение. Они позволяют масштабировать работу агента, упрощают рутину, повышают скорость обслуживания. Все документы хранятся в одном месте, получить к ним доступ можно отовсюду. Инструменты автоматизации следят за статусом сделок, напоминают о сроках продления и необходимости связаться с клиентом.

Дополнительно цифровизация помогает выйти на новый уровень отношений со страховыми компаниями. Интеграция CRM с API страховщиков позволяет автоматически обмениваться данными по расчету стоимости, сравнивать коэффициенты, следить за изменением условий полисов. Больше не нужно изучать такие разные b2b-кабинеты на сайтах СК. Всё это помогает агенту расширить клиентскую базу — и сделать свою же работу легче.

Как создать свою систему

Сразу отмечу, я не считаю, что CRM-система необходима абсолютно всем страховым агентам. Есть люди, для которых эта работа — небольшая подработка, и они взаимодействуют с единственной страховой компанией. Некоторые занимаются этим делом в качестве хобби (да, есть и такие). В таких случаях нет смысла развивать цифровую экосистему, строить собственную систему управления взаимоотношениями с клиентами. Традиционных методов с электронными таблицами, блокнотом и ручкой будет более чем достаточно.

Но если вы рассматриваете страховую индустрию как полноценную профессию, то здесь CRM поможет получить конкурентное преимущество на рынке и зарабатывать больше. Один из самых простых способов начать — купить лицензию на готовый программный продукт и перенести все рабочие процессы на него. На рынке представлено достаточно большое количество подобных решений. Так, вы экономите на разработке собственной системы и не занимаетесь внедрением новых функций самостоятельно.

Фото: Omid Armin

В качестве альтернативы можно воспользоваться услугами специальных агрегаторов для страховых агентов. Они позволяют рассчитать стоимость полиса во всех российских страховых компаниях — достаточно ввести данные клиента. Такие сервисы берут комиссию за оформление полиса и выступают в роли посредника, облегчающего жизнь агенту. Но тут есть нюанс — вся ваша клиентская база оказывается в распоряжении владельцев платформы. Можно сказать, что клиенты становятся «общими». На моей памяти были случаи, когда сервис самостоятельно закрывал сделку в обход агента, и тот ничего не зарабатывал. Здесь могу только рекомендовать внимательно читать условия пользовательского соглашения. В то же время никто не гарантирует, что компания-разработчик со временем не закроет сервис — например, из-за финансовых проблем.

Если вы всё же решите писать собственную CRM-систему, то это самый сложный путь. Но он приносит набольший профит. В этом случае стоит привлечь профессиональных разработчиков и как можно быстрее запускать MVP. Я на своем опыте убедился, что не стоит лишний раз полировать внешний вид. Можно провести аналогию с ремонтом квартиры. Первым делом прокладываем коммуникации и электропроводку, чтобы позже не загубить отделку из-за возгорания или прорыва трубы.

Наконец, стоит помнить об особенностях работы с CRM-системами в текущих условиях. По большей части страховые используют уникальные API-методы, что усложняет интеграции. Некоторые из компаний также до сих опасаются цифровых партнёров, не знают, как с ними работать и не сразу идут на контакт. Тем не менее нужно стремиться в будущее — иначе велик риск остаться позади.

Что еще есть у меня на vc.ru и не только:

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Aleksandra Campbell

продавцы страховых полисов мне напоминают представителей из компании орифлейм

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Интересная мысль. Раскроете содержание, почему так считаете?
Мне не совсем понятен ход мысле.
Всё, что мн известно про орифлейм - продажи косметики по каталогу.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandra Campbell

да как то приходилось поработать в подобной конторе, я имею ввиду по страховке, так что сходство на самом то деле имеется

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Тогда я не удивлен, Александра.
У меня в первые дни работы складывалось ощущение, что вокруг меня менеджеры, у которых главная цель - заработать на бутылку пива вечером. Для меня страхование - была работа, в которой я пытался 15 лет назад чему-то научиться, чтобы самостоятельно заработать на оплату кварплаты самостоятельно.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Зайцева

Страховой бизнес, видимо последний из магикян, в вопросе развития

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Пока им пинчища под зад не отвесишь и своим собственным примером не покажешь - эти пеньки с места не сдвинутся!
Вот только так!

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Комиссии страховщиков в 1 кв. 2023 превысили 101 млрд. Правда выплачены они посредникам-юрлицам. Конечно, банкам в первую очередь. Я наверно присоединюсь к тем, кто говорит, что агент для физиков - это атавизм. А CRM система скорее нужна посредникам-юрлицам, чем страховщикам и агентам. "Я так думаю":).

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Любая бизнес-структура без автоматизации внутренних процессов - обречена. Классический агент - вымирающий класс. Это очевидно.
Или я не прав?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Соглашусь, хотя думаю, у нас разное представление о "классическом агенте".:)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Расскажите..
Мне интересно ваше мнение

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

"Классический агент" — пусть, 100–200 клиентов, один страховщик, доля жизни 20%.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Возможно Вы, Илья, правы. У большинства страховщиков именно такое представление о сути "классического агента".
Это очень удобная схема управления поведением агента, чтобы он просто закапывался в рутине.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда