Модели (публичного) поведения – что это такое и как с ними работать?

Если вы пойдете гуглить «Что такое модели поведения?», вероятно, ответ вы не найдете. Вам его не подскажет даже искусственный интеллект (разве что вас интересуют математические модели). Но понятие это всё чаще встречается в статьях и заметках разных специалистов. Виктория Матущенко – тренер публичных выступлений. Вот ее ликбез о моделях поведения.

В данной статье я в основном опираюсь на личные разработки и исследования в области женского вопроса. Именно построение и управление женскими коллективами, а также управление поведением – мой профессиональный интерес в последние несколько лет. Однако, практические применения моих методик вполне подходят и мужчинам.

В разговоре о большинстве женских заморочек всё начинается с банальных заблуждений: «Нужно быть…

  • мамой;
  • женой, любовницей;
  • подругой, дочерью;
  • руководительницей, лидером;
  • и прочее».

И обязательно при этом быть счастливой.

Как часто в профилях проф страничек мы видим фразу: «Счастливая дочь, жена, мама, владелица бизнеса»? После таких строк я понимаю – уж она точно не счастливая во всем, и с бизнесом у нее все хреново. Почему?

Женщина проявляет привычную модель поведения даже в процессе оформления своего профессионального портфолио, тем самым показывая, что в ее картине мира на первом месте. Да и мужчины также. Над своим поведением можно работать, перерабатывая стихийные (привычные) реакции в оптимальные. Но для начала давайте разберемся, что же такое модель поведения.

Изображение: Unsplash
Изображение: Unsplash

Моделирование поведения = сочетание социальных навыков + наличие, если хотите, высокого интеллекта.

1. Есть один - два типа привычного инстинктивного для человека поведения, не управляемого.

2. Есть отработанное и поставленное поведение – изначально осознанно контролируемое человеком, а впоследствии включаемое на автомате в нужном контексте.

3. Следствие наличия нескольких моделей поведения – умение быстро переключаться между набором своих поведенческих ролей.

Нельзя просто иметь несколько моделей поведения в вакууме. Вся суть наличия нескольких моделей в том, чтобы органично между ними перемещаться, чтобы они сами собой по течению жизненных ситуаций и контекстов включались без внимания носителя этих самых моделей.

У организованных людей модели поведения отработаны через «дрессировку тела» и считываются восторженным окружением. Про таких говорят «успешный», «харизматик», «лидер». Также считывается модель поведения и у неорганизованного человека.

Через пример будет понятнее. Однажды я понаблюдала за поведением девушки, пришедшей поработать в коворкинг. Я засекла время, за которое девушка «включилась» в работу – 1,5 часа. Девушка села за стол, включила компьютер и началось…

Хватает телефон. Смотрит в компьютер. Хватает телефон. Смотрит в компьютер. Заказывает кофе. Хватает телефон. Идет в туалет. Садится за компьютер. Фотографирует себя. Звонит другу, выходит разговаривать на улицу. Возвращается. Садится за компьютер, хватает телефон. Встает и наливает воду, садится за компьютер. Так продолжается 1,5 часа… Она меня удивила своими хаотичными действиями в невротическом режиме каждые 5-10 минут! Потом она наконец «включилась» и работала 1,5 часа. Затем быстро собралась и ушла.

Посчитаем ресурсы. Предположим, девушка добиралась из пункта А до коворкинга 30-60 минут (речь о Санкт-Петербурге). Потом она включалась в работу 1,5 часа. Добиралась обратно в пункт А. То есть минимум 1 час на дорогу + 1,5 часа на «включение». Итого: 2,5 часа прелюдии, чтобы поработать 1,5 часа.

Качество работы оценить мы не можем. Но модель поведения такой девушки мне понятна. Я не взяла бы её в команду моего клуба – не справится. Чтобы работоспособность такой сотрудницы стала приемлемой, мне придется поставить ей три модели поведения вместо одной неоптимальной.

Теперь зайдем с другого ракурса.

Умение отдыхать – это тоже поставленная модель поведения

Вот пример отдыха обывателей, не важно – в отпуске или на выходных. Модель поведения не меняется никогда – поведение остается одинаковым в разных условиях и контекстах. Вспомните, как ведёт себя среднестатистический человек в отпуске. За две недели он решает «окультуриться» и впихивает в себя невпихуемое: череда экскурсий, поток танцев, пойла, секса и обжорства. Это привычная модель поведения, человек не контролирует это. Так сложилось. Что в этом плохого?

Беда в том, что при таком «отдыхе» человек выгорает и не отдыхает – ни в пятницу, ни в субботу, ни в отпуске – сколько бы он не длился.

Как делают люди умные с отработанной моделью поведения? Они умеют отдыхать: не меняют свой образ жизни из-за отпуска, отдыхая дома, они решают задачи.

Умные могут себе позволить полезные привычки. У них нет падения и взлёта из-за выгорания и «депрессии» от скуки. Дела и отдых чередуются всегда, каждый день – не важно, на Багамах ты или в Рязани.

Как это работает? Допустим, вы любите вино. И если каждую пятницу вечерком вы выпиваете бокал вина, тогда в отпуске не «нажираетесь», выпадая из жизни. Если ходите на массаж регулярно, тогда нет нужды делать это раз в год именно на Сейшелах, растягивая процедуру на день, а после «откисая» от процедуры еще сутки.

Большинство людей во взрослой жизни действуют бездумно, как белка в колесе: не обращают внимание на свою жизнь. Каков вкус еды, ее текстура? Качество общения, секса меня устраивает? Как я разговариваю, моя речь становится лучше из года в год? Я испытываю кайф от работы? Эти вопросы задать себе некогда. Суета, суета, суета.

А в отпуске люди наконец останавливаются, появляется такая возможность… И тут есть два варианта: человеку становится дискомфортно, страшно. Он возвращается в комфортную суету, где всю жалость своего существования просто нельзя успеть прочувствовать. Суета, суета. Вроде жизнь бурлит.

Второй путь. Человек погружается от ужаса и бессилия в запои, наркотические трипы, бесконечную череду сексуальных приключений, склоки, шопоголизм, мистику. Всё это, чтобы «заткнуть» дыру бессмысленности.

Отработанное равновесие – это и есть поставленная модель поведения. Как модно говорить – «осознанность». Спорт с тобою даже на лесенках (вместо лифта). Режим и распорядок дня отработан. Рутина делает жизнь эффективнее, не дает переутомиться, помогает распределить нагрузку и помочь организму переключаться между режимами жизни.

Тогда не нужно на выходных, праздниках и при выезде куда-то как сумасшедшему все в себя впихивать после того, как умер к дедлайну. Нет нужды в ограниченных рамках окультуриваться на табунных экскурсиях. Тело движется в ритме работа-отдых-работа-отдых, повышая качество жизни, нарабатывая навыки.

Королева Елизавета ll неделю тренировала себя до коронации. Она надевала тяжелую корону с утра и снимала вечером. Королева в ней ела, вела переговоры, переписку, чтобы только пару часов коронации грациозно посидеть в короне. Телу должно быть комфортно в непривычной обстановке, она должна стать привычной, знакомой. Королева себя натренировала. Вы можете также подчинять себе своё тело, вы можете научить его жить в разных условиях и контекстах.

Изображение: Unsplash
Изображение: Unsplash

Есть миф, что модель поведения = роль. Верно лишь, что и одно и другое тренируется. Привычная модель у большинства – это стихийно сложившийся набор инстинктов и привычек. Иногда я слышу от клиентов «Я вдруг осознал, что живу как автомат». Верно подмечено – у вас одна единственная модель поведения всегда и везде. Но есть большая разница между тем, чтобы жить как робот, ничего не замечая, не включаясь в свои собственные действия. И между тем, чтобы жить в едином ритме каждый день, при этом будучи полностью включенным в свою жизнь. Без перенапряжений и перерасслаблений.

Еще пример: дураки коучи, распределив людей на придуманные типы, начинают врать с профессорским видом о лидерстве. Ха-ха!

Коучи объясняют поведение альфа самцов, чтобы привлечь покупателей тренингов. Вы наверняка слышали: «Окружи себя успешными, повторяй их поведение и ты станешь транслировать успех!». Я вас разочарую.

Итак, объяснение коучей – альфасамцы подражают животным.

Люди покупают машины – огромные и чёрные. Кладут на спинку кресла в кабинете шкуру медведя. Обкладывают себя и своё жилище атрибутами превосходства – от ручек и запонок, до золотых сувениров, оружия и прочей мещанской утвари и безвкусицы. Тем самым ярко демонстрируют… свою неуверенность!

Да-да, ни коучи, ни их клиенты не понимают, что в природе такое поведение происходит не для демонстрации самцами своих гениталий. Такое поведение происходит при привлечении внимания самки для спаривания. Свое превосходство самцы перед дракой показывают по-другому. Но коучи не знают, что обвешиваются мишурой те, кто не ощущает себя уверенно. Это атрибуты слабости, которые призваны скрасить серую сущность для покорения женщин. В природе самцы альфы по иному показывают свою «альфность». Так же и люди.

Модель поведения уверенного человека не нуждается в атрибутике. Он будет в лохмотьях, но его поведение и невербалика будут транслировать, что ему очень комфортно, он неуязвим и все контролирует. Обложиться атрибутами и сыграть не получится. Окружению ясно, когда перед ними лидер. Оно определяет это с первых секунд.

С моделью поведения не рождаются – это все мифы. Модель поведения – это поставленное, отработанное поведение, введенное в привычку. Это тренировка поведения тела, обуздание его инстинктивных реакций и ритмов, контринстинктивное поведение. Нужно самостоятельно моделировать поведение – это помогает жить качественно. Лучше с тренером, но реально и самому. Есть много практик для самотренинга.

Тренировать нужно каждую проблему не оптимального поведения. Для этого я четко вычленяю проблему в реакциях человека – это мини-серии реальной жизни. Затем отрабатываю через упражнения новое поведение. Далее ученик закрепляет навык в реальной жизни.

Для начала работы над собой рекомендую книгу «ОНА вне шаблона». По ней можно начать прорабатывать навыки по определенным проблемам. В книге есть варианты моделирования поведения.

Что можно начать делать прямо сейчас?

Даю вам несколько практик для самостоятельной работы из учебника по тренингу Гиппиуса С.В.

«Нельзя заниматься вниманием или воображением как тако­выми. Можно что-то конкретное рассматривать с опре­деленной целью, во что-то конкретное вслушиваться, ос­ваивать механизм жизненного действия, а в ходе этого освоения ученику понадобятся и сами придут на помощь — и внимание, и воображение, и воля».

С. В. Гиппиус, ГИМНАСТИКА ЧУВСТВ. – M. «Искусство» 1967 г. – С. 54

Рекомендация 1. Навыки остановки привычного бешеного ритма жизни

Вам помогут упражнения для тренировки контроля и включения для внутреннего ритма, через повторение осознанных действий в реальной жизни. Тренировки желательно производить в людном месте. Для включения состояния в реальных жизненных условиях.

Для начала нужно научиться сбивать привычный темп тела, зафиксировать новые ритмы для мышечного аппарата, запускать и останавливать по щелчку новый темпоритм в соответствии законами окружающей жизни.

Упражнение: «КОРОБКА СКОРОСТЕЙ» в реальных условиях

Упражнение рекомендуется делать на людной улице или в парке. Условия должны быть приближены к реальности. Вам должно быть ни удобно, ни комфортно как в реальности, в «предлагаемых обстоятельствах». Остановитесь, сосредоточьте внимание, и приблизительно задайте план действий. Вам нужно пройти видимый вами участок дороги на разных скоростях. 5 раз 10-12 шагов на одной скорости, и 5 раз 10-12 шагов на другой скорости. Итого примерно по 50-60 шагов на 2-х скоростях, попеременно. Какое это примерно расстояние? Сколько метров и шагов до заданной вами визуальной точки? Вы погружаетесь во внимание к действиям. Пройдите ваш путь мысленно.

Теперь приготовьтесь пройти ваш путь. Пой­дете медленно, на первой скорости. Перед движением дайте команду «Вперед!» И медленно идите 10-12 шагов.

Дайте себе команду «Стоп!» и только после этого становитесь.

Меняем задание – вы пойдете быстрее, на второй скорости. Приготовьтесь… Команда «Вперед!». И вы двигаетесь очень быстро 10-12 шагов на названой нами второй скорости.

Дайте себе команду «Стоп!» Остановитесь. Приготовьтесь…

Команда «Вперед!» – двинулись снова на первой скорости, медленно.

Так вы, чередуя скорости, проходите 100-120 шагов. Теперь смотрите – вы дошли, перешли задуманную точку?

«Нужно, чтобы ученик уловил, почувствовал эту внут­реннюю настройку организма, которая производится на­шим сознанием, нашими мышцами с помощью вестибу­лярного аппарата на ускорение или на замедление. Мы имеем здесь дело с организацией действий в простран­стве и во времени. Такие упражнения подготавливают тренировку темпоритма. Как и везде, здесь тоже надо использовать возможность оттренировать механизмы пе­реключения, быстроты реакций».

С. В. Гиппиус, ГИМНАСТИКА ЧУВСТВ. – M. «Искусство» 1967 г. – С. 93-94, 187-190.

Теперь в «копилке ощущений» у вас должны быть две раз­ные настройки на скорость: медленно и быстро.

Обращайте внимание, что дается вам трудно вначале. По тому, как вы начинаете движение после команды «Впе­ред», можно судить, верная ли у вас была до этого настройка, а также насколько быстро происходит переключение с одной настройки на другую.

Упражнение рекомендую делать ежедневно, проходя в один заход описанное выше задание. Для начала можно тренировать дома от стены и до стены, по коридору офиса, пространству магазина. Но закреплять навык в «предлагаемых обстоятельствах» нужно в людном месте. Вам будет жутко неудобно так двигаться на людях. Но ваша задача в том, чтобы существовать по вашему контролю, а не как девушка в коворкинге или толпа окультуривания на отдыхе. Поэтому тренируйтесь сразу в реальных условиях, даже если дискомфортно. Так произойдет рост и вы «кайфанете» о самих себя.

Тренируйте ваш новый жизненный темпоритм.

Рекомендация 2: Первичная работа с помощью упражнений на развитие памяти физических действий

Упражнение для включения в действие «здесь и сейчас». Это своего рода самоаудит моделей поведения для переключения эмоционального состояния.

В профессиональной деятельности важно уметь управлять своим эмоциональным фоном. Управление эмоциями возможно только через переключения действий тела и мыслительного процесса.

Упражнение «МЫСЛЕННАЯ РЕЧЬ» в реальных условиях

1. Приготовьтесь к выполнению упражнений. Заведите будильник, напоминание, когда вы в течение дня сделаете упражнение. Днем, остановив работу. Вечером, идя по улице. Звонок зазвенел, вы должны точно выполнить упражнение.

2. Вспомните сегодняшнее утро, всю цепь малень­ких эпизодов с той минуты, когда вы вышли из дома. Нужно увидеть в воображении весь путь, шаг за шагом. На что вы смотрели по дороге, о чем думали, что де­лали?

Старайтесь увидеть все подробности своих действий, мыслей, наблюдений в той последовательности, а одновременно, чтобы ук­репить видения, бормочите тихонечко вслух: «Вышел из дома. Какое было утро? Серенькое».

На небо по­смотрел – что увидел? Далее куда посмотрел, на что перевел взгляд. Дошел до перекрестка, до привычного угла, что еще?

3. Так продолжайте 2 минуты. Мысленная речь впоследствии, поможет думать в момент действия. Тренировка мысленной речи – начало отработки мысленного и словесного действия.

4. Вспомните самое важное для вас событие вче­рашнего дня. В каждом дне, среди множества мелких эпизодов, можно найти и наиболее важное, определяю­щее вашу дальнейшую жизнь хоть немного. Из каких эпизодов сложилось это событие?

«Тренировка логики и последовательности мысленной речи — работа над приближением к логике и последова­тельности чувств. Мысленной речью можно пользоваться во многих упражнениях, всюду, где отрабатываются внутренние ви­дения и действия с воображаемыми предметами».

С. В. Гиппиус, ГИМНАСТИКА ЧУВСТВ. – M. «Искусство» 1967 г. – С. 112-113

5. Меняйте воспоминания: последний фильм, важная встреча, прошедший уик-энд, созерцание картины, фотографии. Воскрешайте образы в голове.

К данному упражнению я рекомендую привыкнуть и выполнять всю оставшуюся жизнь. Через несколько месяцев вы будете включаться и запускать нужную вам мысль под каждый контекст, ситуацию. Вы будете управлять темпоритмом ваших мыслей и логики по своему желанию.

Рекомендация 3: Закрепление теорией. Выявите место, где вы себе не нравитесь

Для этого вам не нужно искать ответы в себе, не найдете. Ответы ищите в окружении, с помощью опроса. Однако данная рекомендация будет работать только если вы начнете выполнять предыдущие упражнения.

Опросите 30 человек. Задайте вопрос, как они справляются с подобной вашей проблемой. Задавайте вопросы: «Где ты себе НЕ нравишься?», «Как ты это преодолеваешь?» Анализ ответов вас удивит. Таким образом сместив фокус с себя на окружение, вам будет легче выявить свое неоптимальное поведение.

Напишите мне, что у вас получилось. Задайте ваши важные вопросы. Я дам рекомендацию для дальнейшей работы над собой.

Подписывайтесь на телеграм-канал Клуба LivreLady, на котором мы публикуем примеры из своей исследовательской базы, разбираем анонимные письма наших подписчиков с проблемами, проводим интервью с профессионалами из разных областей.

Клуб LivreLady, Виктория Матущенко - тренер моделей поведения, автор книг "Удержать зрителя!", "ОНА вне шаблона".

1111
4 комментария

Очень интересная статья. Если я правильно поняла, то разные модели поведения нужно тренировать?

Недавно в одной книжке мне попался такой фрагмент: "Часто человек, получивший повышение по службе, разительно меняет свое отношение к окружающим. Это случается и со школьником, которого назначили старшим по уборке класса, и с взрослым человеком, ставшим администратором. В таких случаях можно лишь гадать: всегда ли он был таким, скрывая свою надменную сущность, или же переменился в одночасье?" Жуков Д. А., Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей: в 2 т. Т. 1. - М.: Альпина нон-фикшн, 2014, с. 20

Когда при смене социальной роли меняется поведение человека - это ведь тоже смена модели поведения, но получается что она сама меняется без каких-то дополнительных репетиций и тренировок?

3

То есть все харизматики, продуктивные люди - все натренированные? Откуда эти модели берутся у тех, кто с роду никакие тренинги не проходил и актерскими упражнениями не занимался?

3

Коллега, благодарю за полезную статью. Нашла для себя несколько источников, которыми могу пополнить свое исследование. Интересно насколько близко ваше изучение моделей поведения пересекается с моим исследованием привычек.
Кроме того, сейчас провожу немного отстраненное исследование на тему браков и там, как ни странно, тема привычек и привычных моделей взаимодействия и реагирования (а по сути моделей поведения) играет большую роль.
Привычные стереотипные реакции (у психологов - паттерны и якорения) влияющие не только на выбор, но и на взаимодействие с партнером (вне зависимости от контекста).

3

От куда пришёл термин "Модели поведения"?
Это какой-то научный термин?

3