О преемнике в бизнесе: как выйти из операционки и найти нормального CEO

Начну с главного. 99% предпринимателей НЕ умеют и НЕ знают как искать себе преемника. Отойти от операционки, порой хочется до скрежета зубов, а кем и как себя заместить - вопрос со звездочкой. У многих начинается нервная конвульсия только при мысли, что СВОЙ бизнес надо кому-то передать.

О преемнике в бизнесе: как выйти из операционки и найти нормального CEO

С одной стороны, наступает профессиональный перегрев и, понятно, что что-то пора менять. С другой, тема настолько психологически и технически сложная, что непонятно, как к ней приблизиться и с какой стороны действовать.

Наш эмоциональный фон и самоощущение могут звучать примерно так: «не тяну бизнес», «я хреновый управленец», «не хочу больше ничего тащить на себе», «хочу пожить в удовольствие», «нужна свобода», «не драйвит, выдохся» и так далее. В общем, - свободу попугаям! И непреклонное решение - отдать непосильно нажитое в хорошие, заботливые руки.

Почему найти CEO сложно

О преемнике в бизнесе: как выйти из операционки и найти нормального CEO

За мою практику мне поступали десятки десятков обращений с просьбой найти CEO на замену собственника. И в большинстве случаев владельцы импульсивно тарабанили требования к вакансии и соглашались на любые гонорары.

Консалтинг всегда потирает руки на такие заявки. Оно и понятно, - сняли с заказчика бриф и вперед за лучшим гендиром. Когда я только начинала работать с уровнем CEO, еще будучи в рекрутменте, меня это тоже несомненно радовало: интересные high level проекты и отличные гонорары на выходе. Ну сказка.

Но! Статистика «приживаемости» таких вот преемников чертовски низкая, хоть и говорить про это не принято и не очень выгодно. А риски, как мы понимаем, заметные: уйма потраченного времени на передачу информации со стороны первого лица, куча денег за «светлую голову» и окладов за то, что он по сути «адаптировался», разбалансированный, охреневший от нововведений коллектив и так далее.

Казалось бы, тут логично разделить ответственность с рекрутментом, который «втюхал» «бракованного» CEO.

Казалось бы, тут логично разделить ответственность с рекрутментом, который «втюхал» «бракованного» CEO. Однако, поверьте, ответственность консалтинга тут опосредованная. Причины лежат глубже. И, как правило, на 70% они связаны с самим собственником, который может испытывать уйму переживаний, сложности в сепарации с бизнесом, отсутствие понятного образа результата, неявную мотивация на отход и так далее. И в большинстве своём, - всё это имеет минимальное отношение к компетенциям CEO.

И это НОРМАЛЬНО! Ведь бизнес для нас - это нечто большее, чем просто кресло в кабинете, счёт в банке, корпоративный сайт или количество единиц в штатном расписании. Это продолжение нас самих, наше дитя, наша гордость.

И расстаться со всем этим крайне сложно по многим причинам. О части из них я уже рассказывала здесь.

Как быть?

Универсального совета, конечно, нет. Рабочий протокол действий понятен - составить «карту собственника» - определиться, в каком статусе и в каких направлениях владелец хочет присутствовать в бизнесе. На её основе определиться с ролевым профилем преемника, запустить поиск CEO и т.д.

Но, друзья, все мы понимаем, что в этой схеме должно быть учтено множество факторов - от профиля и масштабов бизнеса до личностных особенностей его собственника.

В силу того, что критичность факапов при выходе предпринимателей из операционки зашкаливает, я планирую написать серию постов с инструкциями, как правильно и с минимальными рисками отойти от операционного управления. Как понять себя, определить профиль преемника и зафиксироваться на работу.

Если тема актуальна и откликается, пишите, делитесь опытом, - всё это заложу в материалы.

А также хочу напомнить, что выход из операционки и работа с CEO - это очень близко с выстраиванием партнёрских отношений. А об этом я пишу в своём авторском канале. Буду рада, если информация в нём окажется полезной.

66
4 комментария

Тема продвижения бренда и компании всегда актуальной будет, так что удачи с новыми статьями)

1
Ответить

Очень сложный вопрос вы подняли. Однозначного решения этой проблемы нет, но тот кто хочет, тот всегда найдет

1
Ответить

В малом бизнесе практически никак. Нужен прозрачный финансовый учёт с независимым финдиром и выстраивать систему управления, выращивая кого-то из своих до гендира. Складывается впечатление, что к вам приходят за волшебной таблеткой, которой нет. В средних и крупных конечно иначе.

1
Ответить

Преемник? Ммм.

Ответить