{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Диджитализация, доставка и субсидии от государства — #FARШ о последствиях COVID-19

Генеральный директор сети бургерных #FARШ Сергей Жарков рассказывает о том, как его команда пережила пандемию и планирует выходить из кризиса.

Каким для Вас оказался 2019 год?

В прошлом году акцент в своей работе наша команда ставила на расширение и продвижение франшизы. В этом мы весьма преуспели, открыли много новых ресторанов, причем некоторые из них открываются и сейчас. Несмотря на пандемию, это направление для #FARШ — одно из наиболее приоритетных. Общие финансовые показатели отражают, что мы придерживаемся запланированных целей и остаемся в тонусе.

Как пандемия COVID-19 повлияла на ваш бизнес?

Пострадали все отрасли экономики, и наша компания не исключение. С первых дней объявления ограничительных мер мы перестали обслуживать гостей в ресторанах и сосредоточились на доставке. Мы одними из первых начали использовать сервис от «Ситимобил» и доставлять наши бургеры в пределах МКАД. Также договорились с некоторыми из партнеров и открыли «мини-кухни» по производству бургеров #FARШ . Это позволило нам занять сотрудников работой и позволить им спокойно пережить эти нелегкие времена. Сотрудники бэк-офиса работали на удаленке, продолжая выполнять свои обязанности.

Как вели себя арендаторы? Удалось ли договориться о неуплате арендных ставок на период карантина?

Арендодатели мыслят стратегически, поэтому все дали скидки в меру своих возможностей. И мы очень им признательны за поддержку! Некоторые отменили платежи на неактивный период работы ресторанов, другие — предложили готовить обеды для медработников, оплачивая затем эти обеды. С кем-то у нас изменились условия — до конца 2020 года вместо фиксированной суммы мы высылаем процент с оборота. Есть и такие, с кем переговоры все еще продолжаются.

Получали ли вы какую-либо поддержку от государства?

На сегодня из всех анонсированных мер поддержки мы смогли получить только субсидии на средства дезинфекции. Частично смогли получить субсидии на выплату заработной платы и подали документы на компенсацию затрат на комиссию при продвижении товаров на маркетплейсах. Везде есть свои сложности по сбору документов, и тот факт, что у двух юридических лиц компании есть алкогольная лицензия, не позволил нам воспользоваться субсидиями сразу.

Помогла ли доставка компенсировать финансовые потери от закрытия ресторанов?

Доставка стала нашим основным источником заработка, в таком формате работали почти все собственные заведения #FARШ и партнерские. Именно за счет доставки и оптимизации операционных затрат, в том числе арендных платежей, мы выжили. Но все потери компенсировать не удалось. Пришлось сокращать затраты на содержание офиса, переехать в пространство меньшей площади, отказаться от некоторых запланированных проектов. Но в целом мы довольны результатами и лояльностью наших гостей, которые в столь непростое время делали выбор в нашу пользу.

Насколько изменилась ситуация после отмены карантина и открытия ресторанов? Гости вернулись к привычному режиму посещения сети?

Сейчас мы ощущаем падение потребительского спроса в среднем на 40% по отношению к прошлому году. Часть офисов все еще пуста, а студенты-сотрудники только начинают возвращаться. После открытия произошло перераспределение оборотов в доставке, и в целом изменилось соотношение доставки и оффлайна. По требованиям Роспотребнадзора мы увеличили расстояние между столами, тем самым уменьшив посадку. Но гости все равно пока побаиваются посещать общественные места и соблюдают осторожность. Большим спросом пользуются веранды, но, к сожалению, не все рестораны имеют возможность открыть террасу, поэтому где-то мы гостей не добираем.

Какие потребительские тренды Вы наблюдаете сегодня?

Основное — это, конечно, диджитализация. Карантин заставил наших гостей не просто шагнуть, а буквально вывалиться в новый мир, и мы должны соответствовать этим требованиям. Если раньше гость просто радовался возможности съесть любимый бургер дома, то сейчас, когда доставка есть практически в любом ресторане, нужно придумывать, чем еще мы можем удивить гостя. Кроме того, клиенты становятся более чувствительными к ценам и акциям. И это понятно — финансовое положение многих пошатнулось из-за локдауна. Мы думаем, что ситуация улучшится не раньше декабря, а то и вообще в следующем году. Диджитализация и интерес к акциям — два основных тренда, которые на нас отразились сильнее всего.

Каковы прогнозы по развитию Вашего сегмента на ближайшее будущее?

В нашей нише, скорее всего, некоторые заведения просто закроются. Часть концепций будет перекуплена другими, более финансово стабильными игроками, которые предпочитают смотреть в будущее. Доля доставки будет выше, чем когда бы это ни было. Думаем, что если не будет второй волны пандемии, то рынок общепита восстановится к весне-лету 2021 года, а к осени 2021 года можно будет говорить о дальнейшем росте. По крайней мере, мы очень на это надеемся.

0
1 комментарий
Ольга Павленко

Хорошая едальня своего класса. Когда работала у клиента на Белорусской, частенько обедала именно у них. Будет жаль, если позакрывают часть сети. Доставка сейчас "наше все" - развивайте заМКАДье )) 

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда