Праздник урожая: агробизнес от клубничной фермы до ласточкиных гнёзд

Кто-то медитирует, окучивая картошку и собирая колорадских жуков в огороде, кто-то выращивает гигантские тыквы и арбузы для международных конкурсов, а кто-то (и этот кто-то — предприниматель!) — делает из своего увлечения целый бизнес. В этой статье мы, банк для ИП Хайс, рассмотрели классные примеры агробизнеса, пропитанные верой основателей в своё дело, их желанием сделать мир лучше, попасть в книгу рекордов или просто вырастить безупречный продукт.

Праздник урожая: агробизнес от клубничной фермы до ласточкиных гнёзд

Лавандовая ферма, рождённая в руинах после урагана

В 2018 году ураган Флоренс прошёл через Северную Каролину, США, и уничтожил множество земельных участков. Тогда Southport была пчелиной фермой — но в отличии от урагана, отнёсшего Дороти в Изумрудный город, этот принёс только разруху, стерев с участка большинство ульев, а главное — посадку растений, чьим нектаром они питались.

Праздник урожая: агробизнес от клубничной фермы до ласточкиных гнёзд

Идея создания фермы лаванды возникла из необходимости обеспечить оставшиеся ульи питательным источником нектара, чтобы пчёлы не летали слишком далеко. Исследования показали, что лаванда устойчива к оленям, кроликам и многим вредителям, а самое главное — пчёлы обожают лаванду.

Лаванда быстро растёт, пчёлы процветают, и ферма активно развивается, высаживая поля с сортами лаванды Grosso, Phenomenal и Hidcote Blue. Помимо сбора, ферма предлагает участие в мастер-классах, где можно создать продукты с использованием лаванды, такие как мыло или свечи. На ферме также проводятся пикники и дегустации продуктов с лавандой, например, лимонадов или выпечки.

Southport U-Pick Lavender Farm использует органические практики, сохраняет воду и создаёт условия для сохранения популяции пчёл. А ещё на ней действует классная система U-Pick: гости могут прогуляться по бескрайним фиолетовым полям, где можно самому собрать букет свежей лаванды, заплатив за неограниченный сбор или определенный вес урожая.

Для тех, кто любит поострее, — ферма с перчинкой

В 1980-х годах Эд Карри из Южной Каролины начал исследовать связь между образом жизни, привычками и заболеваниями и начал выращивать перцы у себя дома. К 1990-м годам Эд вырастил 800 кустов острых перцев не только у себя дома в городе Рок-Хилл, но и дома у семьи, друзей и соседей. В начале 2000-х годов жена Эда, Линда, поняла, что спрос на его перцы настолько вырос, что им понадобилась собственная ферма. Их новая, гораздо большая ферма, сейчас выращивает более 100 000 саженцев перца и является одной из крупнейших на восточном побережье США.

Праздник урожая: агробизнес от клубничной фермы до ласточкиных гнёзд

Имея дополнительное пространство для экспериментов, Эд, как безумный учёный, вывел перец, попавший в книгу рекордов Гинесса благодаря своей остроте — Smokin' Ed's Carolina Reaper, который был признан самым острым перцем в мире!

Чтобы создать Carolina Reaper, Карри скрестил перец Naga из Индии и Бангладеш с перцем La Soufriere с острова Сент-Винсент. Этот сорт был признан самым острым в мире в 2013 году, а в 2023 году его новый гибрид Pepper X установил новый рекорд, с остротой в 2,69 миллиона SHU.

Сегодня Эд и его команда экспертов по перцам продолжают выращивать и поставлять самые острые специи мировым производителям продуктов питания. А его компания PuckerButt Pepper Company является крупнейшей органической фермой по выращиванию перца в США. Компания занимается продажей семян, перечного пюре и острых соусов, например, The Last Dab, разработанного для шоу Hot Ones на YouTube.

Подводный сад как провокационная идея

Nemo's Garden — подводный проект, разработанный Серджио Гамберини и Ocean Reef Group в 2012 году, сейчас координируемый Джанни Фонтанези. Его цель — решить глобальные проблемы вроде изменения климата, загрязнения и голода, создавая устойчивое подводное сельское хозяйство. Сад, расположенный в Ноли, в итальянском регионе Лигурия, представляет собой подводные биосферы, где выращиваются травы, овощи и цветы. Проект ориентирован на использование морских ресурсов для адаптации к труднодоступным местам и возрождения рифов.

Праздник урожая: агробизнес от клубничной фермы до ласточкиных гнёзд

Идея пришла к Гамберини, когда он наслаждался отпуском на побережье Итальянской ривьеры. Отдыхая между погружениями, он любил прогуливаться вдоль кромки моря, общаясь с друзьями. Взглянув на море, Гамберини был поражён необычной идеей: почему бы не попробовать выращивать базилик под водой? Как бы странно это ни звучало, эта идея имела смысл, если исходить от любителя дайвинга и инновационно настроенного предпринимателя. Фактически, это позволило бы Гамберини объединить две его страсти: подводное плавание и садоводство. Он сделал несколько телефонных звонков и с помощью своей команды в Ocean Reef Group начал экспериментировать, опуская прозрачные биосферы на глубину 20 футов под поверхность моря и наполняя их воздухом.

Первым растением, которое команда выбрала для выращивания, был зеленый базилик, символ Лигурии и основной ингредиент соуса песто. В 2013 году было обнаружено, что базилик, выращенный под водой, содержал на 20% больше эфирных масел, чем выращенный на суше.

В 2015 году проект был представлен на Expo 2015, что дало толчок его популяризации и привлечению средств. В 2018 году проект пострадал от циклона Зорбас, который уничтожил часть растений, но структура биосфер осталась невредимой. Команда восстановила сад и сделала биосферы более устойчивыми. А в 2020 году, несмотря на пандемию COVID-19, Сад Немо пережил успешный зимний период с рекордным ростом растений.

Целью проекта изначально была провокация, но внезапно она превратилась в нечто более амбициозное! Главная задача сада Немо сегодня — минимизировать вред природе, поэтому установка самодостаточна, использует возобновляемую энергию и экологически чиста. Сад Немо позволяет повторно использовать пресную воду и не нарушает морскую экосистему. Проект был разделён на две фазы: первая, длящаяся четыре года, сосредоточилась на сборе данных и разработке гидропонной системы, а текущая фаза продолжает исследования для возможного использования в косметике, фармацевтике и нутрицевтике.

Ласточкины гнёзда без вреда для птиц

Привычное название «ласточкины гнёзда» на самом деле — дома птиц саланган, принадлежащих к семейству стрижиных. Первая оригинальная экологическая ферма Swiftlets Eco Park, занимающаяся разведением саланган для последующего употребления их гнёзд в пищу, была основана в Малайзии.

Праздник урожая: агробизнес от клубничной фермы до ласточкиных гнёзд

База по разведению саланган расположена в округе Кудат. Кудат также известен как оконечность Борнео, а поэты называют его «краем света» — это самый северный город в штате Сабах в Малайзии. Здесь проживает около 83 тысяч местных жителей, основную часть из которых составляют коренные народы Рунгус. Кудат обладает достаточным пространством и благоприятной экологической средой, что способствует успешному разведению саланган.

Несмотря на то, что Кудат уже многие годы является популярным туристическим направлением, он известен как спокойный прибрежный город, окруженный большими тропическими джунглями и бескрайним синим морем. Сам по себе Кудат — слаборазвитый город, идеально подходящий для обитания саланган, с хорошими климатическими условиями и обильными источниками пищи для птиц.

Саланганы строят свои уникальные гнёзда из слюны. Эти гнёзда, имеющие чашевидную форму, представляют собой редкий и ценный продукт, особенно в странах Азии, где они используются в традиционной кухне и медицине. Гнёзда прикрепляются к стенам пещер или специально построенных домов, где птицы живут и размножаются.

Индустрия производства съедобных птичьих гнёзд является многомиллионным бизнесом, начиная с выращивания и сбора, заканчивая их сортировкой и продажей на внутреннем и международном рынках. Уже в 2001 году в Малайзии насчитывалось около тысячи птичьих домов, выращивающих съедобные гнёзда в масштабе 10 тонн гнёзд в год, тогда как мировой спрос составлял около 200 тонн. Из-за высокого спроса и ограниченного предложения цена на гнёзда постоянно растёт.

«Птичьи дома» представляют собой специальные здания, созданные для того, чтобы привлекать саланганов и обеспечивать им условия для проживания и размножения, аналогичные их естественной среде обитания в пещерах. При проектировании таких домов учитываются поведенческие и экологические потребности птиц, а также требования безопасности. Организация подобной фермы требует особого подхода, чтобы минимизировать влияние на птиц — например, забирать гнёзда не ранее, чем птенцы достигнут взрослости, чтобы не оставить их без дома.

Экономически птичьи гнезда являются чрезвычайно прибыльным продуктом. И хотя вложения в этот бизнес на стартовом этапе немаленькие, при хорошей организации бизнеса фермеры могут продавать 1 кг гнёзд за 6000 ринггитов — 140 тысяч рублей, а собирать с одного птичьего дома — 15-25 кг в год. Кстати, высушенное гнездо весит не более 10 граммов!

Клубничная ферма против аллергии

Настоящий клубничный рай среди глухих лесов Старицкого района своими руками создаёт семья Левиных. Больше 8 лет назад инженер-метролог и тренер по волейболу основали необычную ферму в деревне Григорево.

В 2016 году на семейном совете было принято решение открыть небольшое дело по выращиванию натуральной клубники. На рынках, да и в магазинах этого продукта достаточно много и особых поисков он не требует, но вкус у такой клубники пластиковый, выращивают её на мёртвой почве, искусственно ускоряют рост, зачастую вызывая у потребителей аллергию на химию.

Ягодная ферма расположена в экологически чистом районе Тверской области и окружена лесом, в радиусе 50 км нет ни одного промышленного предприятия, и семейная компания создала органическую экосистему, в которой не нужно вмешательство и которая не будет вредить ягоде.

Ещё в далёком 2013 семья Левиных узнала от знакомых, что под Питером выращивают ягоду. Часть шла на продажу в Питер, что-то даже получалось продавать в Финляндию. Идея понравилась и супруги начали искать информацию в сети. Тем более, что момент пришёлся на период, когда у Левиных появились свои дети и хотелось давать им возможность употреблять только качественные продукты, не вызывающие аллергические реакции. Такой подход распространился и на ферму — продукцию можно даже аллергикам, потому что хозяева не применяют химические вещества, минеральные удобрения и пестициды.

Я и сам с детства испытывал разного рода аллергии — диатез. Поэтому запуск подобного семейного проекта не заставил себя долго ждать. Мы прежде всего хотели попробовать выращивать продукцию для себя, а уж потом, в случае успеха, выходить на коммерческую основу. В 2016 году на своем участке, в деревне Григорево, мы экспериментально посадили 4 сотки клубники пяти разных сортов. Следующие два года наблюдали, изучали, экспериментировали с удобрениями, выращивали. И уже когда получили первые положительные отзывы от друзей и знакомых, задумались о расширении посадок — начали искать участок. Нам сильно повезло. После продолжительных поисков, поездок, осмотров, нам поступило предложение купить участок возле родной нам деревни Григорево — родительского гнездышка. И тут началось самое интересное...

Егор Левин, основатель фермы

Сегодня на ферме используется уникальный защитно-подкормочный раствор, получаемый в специально построенном биореакторе. Этот раствор создан путем расщепления и разложения различной органической массы с помощью разнообразных бактерий и червей, которые размножаются в биореакторе. Процесс получения данного раствора автоматизирован, кроме процесса внесения органики. Семья тщательно следит за погодными условиями и защищает урожай от дождей и заморозков путем укрытия пленкой и специальным материалом.

Основная трудность заключается в сотрудниках. Найти их сложно, но помимо выращивания экологически чистой продукции, ферма занимается социально полезными делами — создаёт рабочие места и привлекает на работу жителей из соседних деревень. Это влияет на процесс развития и расширения фермы. Сегодня во владении Левиных — 40 гектаров земли, из которых на данный момент засажено только семь.

Мы прикладываем большие усилия и тратим большое количество времени для увеличения узнаваемости бренда. Продвижение стараемся выполнять только своими силами, лишь изредка прибегаем к услугам дизайнеров. Используем свои площадки в социальных сетях, аару лет практикуем рекламу на дорожных щитах — результат разный, и не всегда мы им довольны. 50 % клиентов приходит по сарафанному радио, остальные 50 % я бы поделил поровну на людей из соцсетей и из рекламных кампаний Яндекса.

В ближайшее время цель Левиных — найти свой алгоритм выращивания ягоды, когда все процессы налажены и достигается максимальная урожайность. Фермеры не боятся взлётов и падений — ведь без них невозможно создать по настоящему качественный продукт и бренд. А ещё Левины планируют поставить пару домиков для гостей, чтобы у клиентов была возможность приехать, насладиться фермой и посоветовать друзьям.

На клубничной ферме есть альтернативное вышеописанной системе U-Pick предложение — так называемый самосбор. Хозяева приглашают клиентов приехать в гости, отдохнуть на природе, порыбачить в Волге и, конечно, собрать себе пару — или больше — килограммов клубники! На ферме можно приобрести контейнеры для сбора клубники или привезти свои собственные. Вход с безлимитной возможностью насладиться ягодами обойдётся в 300 рублей, а вывоз клубники — по 350 рублей за килограмм.

Если вы прочитали и задумались о том, чтобы завести свою ферму и превратить хобби в бизнес — держите напутствие от Егора Левина!

Прежде всего советую начинающим предпринимателям выращивать продукцию «по совести», ведь её кушают детки и взрослые. В наших руках — здоровье будущего поколения! Если денег совсем немного и вы не готовы брать кредиты, то рекомендую, как и мы, попробовать себя с малых объёмов — минимизировать риски. Ну и будьте открытыми со своими клиентами, не стоит обманывать и вводить в заблуждение - люди это чувствуют.

Верьте в себя, своё хобби и цените своё время — а если превратить увлечение в работу, то точно будете чувствовать, что живёте со смыслом.

Подписывайтесь на канал банка Хайс в телеграме, чтобы каждый день читать интересные предпринимателям истории обо всём на свете и даже минуты отдыха проводить с пользой для кругозора!

22
12 комментариев

Ферма гнезд - даже звучит как-то забавно) Поразительно, как люди находят идеи для бизнеса, еще и прибыльного по итогу, хотя у азиатов наверное это в крови

Ответить

А ещё забавнее, что однажды эти гнёзда придумали употреблять в пищу! Про идеи согласны, уважаем творческий подход!

Ответить

Круто придумали и лавандовую ферму сделать, и одновременно с этим не погубить оставшихся в живых пчел!

Ответить

Да! Двойная выгода.

Ответить

Исследования показали, что лаванда устойчива к оленям, кроликам и многим вредителям, а самое главное — пчёлы обожают лаванду.- а к ураганам? мне кажется нужно было такое исследование проводить

Ответить

Нам нравится ваш тщательный и педантичный подход! Уважаем. Если решите свой бизнес открыть, будем рады видеть в числе наших клиентов :)

Ответить

Ой ну такое. Как идея для бизнеса кажется не прибыльной. Сельхоз не предсказуемая сфера зависящая от погодных условий, урожайности. Риски большие.

Ответить