Банановый хлеб, розовая вода и хлопья для завтрака. Рассказываем о дескрипторах в кофе

Держали в руках пачку кофе из модной кофейни? Наверняка вам бросился в глаза набор странных слов на ней. «Вишня, цветы, карамель». «Арахис, какао, ваниль». Что это? Ароматизаторы? Нет. В пачке только кофе (арабика 100%), никаких добавок.

Это вкусы, которые, предположительно, вы почувствуете в своем напитке, когда заварите. Откуда они в кофе? Это реальная вещь или уловка маркетологов? Пытаюсь разобраться.

Банановый хлеб, розовая вода и хлопья для завтрака. Рассказываем о дескрипторах в кофе

Слова, описывающие вкус и аромат (в английском удобнее — слово flavour затрагивает одновременно и обоняние, и вкус) конкретного кофе, называют «дескрипторы». Иначе говорят — ноты, букет.

У этого кофе букет: маракуйя, специи, винные ноты, какао.
У этого кофе букет: маракуйя, специи, винные ноты, какао.

Зачем нужны дескрипторы?

Вообще, описать вкус кофе задача не из легких. Кофе — сложный продукт с богатым и, в принципе, ни на что не похожим вкусом. Нет единого «вкуса кофе» (если это не молотый кофе из супермаркета). Он разный у разных лотов. Вкус зависит от страны, где кофе выращен, способа обработки (нужно как-то отделить зерно от мякоти, чтобы потом обжарить — это делают разным способами; самые известные — мытый и натуральный) и массы других факторов.

Более того, вкус конкретного зерна все время немного меняется. Зависит от времени, прошедшего с момента обжарки. И меняется даже пока вы пьете — на остывании могут проявляться совсем новые ноты.

Тем не менее надо помочь покупателю сделать выбор. Для этого в первую очередь мы и пишем что-то на пачке.

Чтобы описать вкус, приходится сравнивать кофе с другими привычными вещами (чаще всего съедобными, конечно). При этом важно понимать, что привычное у каждого свое, у всех разный опыт. Кто-то никогда не пробовал маракуйю, кто-то живет на Юге и ест шелковицу каждый день. У кого-то растет жимолость на даче, а другие понятия не имеют, что это такое.

Задача профессионалов — сделать так, чтобы потребитель понимал описание кофе и мог оценить букет во всей полноте. Нужно объяснить, почему эта пачка интересна и уникальна. Дать понять ценность данного конкретного лота.

Легко читаемые дескрипторы — это всегда плюс. Напиток, напоминающий на вкус персиковый нектар или клубничный пломбир, при этом сбалансированный, умеренно крепкий — и не перестающий быть кофе — вряд ли окажется невкусным.

Или представьте: вы пьете кофе, а одновременно как будто пьете компот из сухофруктов (в кофе по-прежнему никаких добавок).

С одной стороны, вкусовое описание дает покупателю примерное понимание того, что ожидать от купленного кофе — будет он ярким, кислотным или же ровным, сбалансированным. С другой стороны, у всех разный вкусовой опыт, а тем более — разные условия заваривания: вода, кофемолка и т.п. Поэтому в домашних условиях обычный потребитель, к сожалению, может не получить те дескрипторы, которые указаны на пачках.

Роман Сорокин, руководитель отдела контроля качества «Джаст кофе», победитель Московского отборочного чемпионата по каптестингу*

Как придумывают, что писать на упаковке?

При вводе каждого нового вида кофе обжарщик подбирает максимально подходящий профиль обжарки и передает его в лабораторию, где группа по контролю качества оценивает его качественные характеристики, одна из которых как раз букет. Те дескрипторы, с которыми согласны все участники группы, и идут в описание.

Здесь все то же самое, что и с вином. Так же, как и с вином, для работы с кофе используют колесо вкусов — универсальный инструмент, помогающий профессионалам из разных стран разговаривать на одном языке. Оно представляет из себя круг, разделенный на сектора. Работают с ним, начиная от центра, от общих дескрипторов (фрукты, цветы), переходя к краям — более конкретным (яблоко, красный апельсин, фиалка). Кроме того, для калибровки рецепторов помогают наборы ароматов. Самый известный — набор ароматов Le Nez du Café *

Дескрипторы на пачке — это то, как мы, обжарщики, облекаем в слова то, что мы почувствовали в нашем кофе. При этом аромат и вкус в своей полноте, конечно, к ним не сводится.

Роман Сорокин, руководитель отдела контроля качества «Джаст кофе», победитель Московского отборочного чемпионата по каптестингу
https://sca.coffee/
https://sca.coffee/

Покупатели бывают недовольны, не обнаружив заявленных дескрипторов в своем напитке. Дело не только в том, что восприятие вкуса очень субъективно и индивидуально. Играет роль также тренировка и опыт.

У разных обжарщиков разный подход к поиску дескрипторов (и вообще к тому, что писать на пачке). Иногда «безумные», до крайности частные дескрипторы оправданы, иногда не очень.

Как нет единого «вкуса кофе», так и нет единого «запаха розы». Oscar Helgstrand, Unsplash.com
Как нет единого «вкуса кофе», так и нет единого «запаха розы». Oscar Helgstrand, Unsplash.com

Возьмем, к примеру, дескриптор «розовая вода». Вот что пишет бариста-исследователь из Ирландии:

«Нашей команде нужно было описать новенькую мытую Эфиопию. Мы быстро сошлись на мандарине и груше — чтобы передать сладость и кислотность — но у этого кофе была еще сильная цветочная нотка, которую было очень сложно обозначить. Роза? Не совсем то. В результате решили написать «розовая вода», чтобы подчеркнуть сладость и тяжеловесность в аромате. Но это условность, компромисс. Да и нет никакого определенного запаха розы — розы пахнут очень по-разному.»

На «Реддите» несколько лет назад был опрос о самом абсурдном описании кофе. Среди прочего, называли следующее: «аромат грушевой карамели с корицей», «банановый хлеб, сахарная вата и Твикс», «розовый лимонад», «ананасовый тарт татен», «клубничная мармеладка Sour Patch Kids», «сухой завтрак Fruity Pebbles». Причем многие из этих дескрипторов пользователи Reddit на самом деле почувствовали в своем кофе!

Откуда берется вся эта (обычно) вкусная еда в кофе?

Все дело в химии. Не будем в нее углубляться, скажем только, что в кофе более 1000 летучих химических соединений.

В зависимости от кучи факторов (сорт, почва, климатические условия, способ обработки и так далее) одни и те же химические соединения бывают представлены в кофе в разной концентрации. Отсюда — разница во вкусе. Обжарка (то есть серия химических реакций) позволяет сделать вкус, заложенный природой, доступным для восприятия — и описания.

Задача обжарщика — подчеркнуть определенные ноты, сделать кофе «читаемым» и интересным.

Роман Сорокин на чемпионате по каптестингу*
Роман Сорокин на чемпионате по каптестингу*

Группы соединений формируются, пока кофе растет, и позже — во время обработки. А превратить их во вкус и аромат помогает обжарка.

Разные группы соединений (фураны, пиразины, пироллы, альдегиды) отвечают за разные группы вкусовых нот. В первую очередь кофе ценят за сладость и кислотность. Но сладость и кислотность бывают очень разные. Сладость шоколада и сладость персика. Кислотность лимона и кислотность вишни. Все это не одно и то же.

Так почему кофе пахнет персиком (или вишней, или шоколадом)? В нем много соединений, которые есть и в персике. Но несравнимо меньше, чем в самом фрукте, — поэтому мы чувствуем лишь нотки, а не полноценный вкус. Иногда эти нотки такие слабые, что их и не почувствуешь без подготовки.

Напоминаем, речь идет о черном кофе. Без молока, без сахара, без сиропа, без ароматизаторов.

Как научиться различать дескрипторы? Обогащать свой вкусовой опыт

Для всего нужна тренировка, даже для обнаружения «дескрипторов» в чашке.

Чтобы развить восприятие вкуса, способность различать ноты и нюансы аромата, самое главное — больше пробовать. Причем не только кофе — фрукты, ягоды, что угодно. Вам может что-то не понравиться (дуриан?), но зато вы познакомитесь с новым вкусом. Пробуйте и пытайтесь думать о том, что вы ощущаете. Пытайтесь выразить вкус словами. Нюхайте цветы, ароматные травы, кожу, дерево.

Банановый хлеб, розовая вода и хлопья для завтрака. Рассказываем о дескрипторах в кофе

Пробуйте разные сочетания, даже странные на первый взгляд — кофе и сыр, кофе и фруктовый мармелад. Они помогают «выпятить» определенные ноты, сделать более яркими.

Полезно также посещать публичные каппинги — кофейные дегустации. Люди пробуют кофе, описывают вкусы и обсуждают, что больше понравилось и почему. (Правда, каппинги во время пандемии вызывают вопросы, так как люди пробуют ложками из одной чашки.)

Как научиться находить дескрипторы в своей чашке? Пить больше разного кофе, вина, есть больше разных продуктов, фруктов и овощей и прислушиваться к своим ощущениям. Стараться понимать тип кислотности, тактильные ощущения, уровень сладости. Пробовать продукты из других стран в путешествиях и сравнивать с привычными. Одним словом, расширять свой вкусовой опыт!

Роман Сорокин, руководитель отдела контроля качества в Джаст Кофе, победитель Московского отборочного чемпионата по каптестингу

Поначалу черный кофе (без сахара и молока) может казаться непривычным, но со временем он способен подарить массу открытий.

Рома советует, как полюбить черный кофе:

«Наверно, стоит начать с того, что сходить в хорошую кофейню и попросить заварить что-нибудь из Африки – Кению, Эфиопию, Бурунди. Такой кофе будет самым фруктовым и непохожим на тот кофе, который вы, скорее всего, пьете дома. Не выпивайте все сразу, а дождитесь, пока кофе остынет, поменяется, раскроется другими оттенками вкуса.»

Зачем это вообще нужно? Зачем различать дескрипторы, если можно бахнуть сиропа? Ради этого ощущения: ты пьешь один продукт, а чувствуешь совершенно другой, причем весьма отчетливо. Это как магия, алхимия.

Однажды вы почувствуете, например, очень яркий вкус персика в своей воронке или фильтре, и мир никогда не будет прежним. С этого момента и начнется ваше кофейное приключение.

Чем глубже человек знакомится со спешелти-кофе, тем более полезным инструментом становятся для него дескрипторы. Чем качественнее кофе он пьет, тем сильнее расширяется «словарный запас» нот и вкусов — и тем интереснее становится искать оттенки и различать нюансы.

Полезная информация

Набор ароматов Le Nez du Café («нос кофе»)

Ассоциация спешелти кофе

Каптестинг — соревнование, в котором участникам необходимо за наименьшее время исключить лишнюю чашку на каждом из восьми этапов, используя свои органы чувств и ложку для пробы кофе.

1515
11 комментариев

Либо это все маркетинговые уловки, либо у меня с обонянием что-то не то (на самом деле, как у собаки нюх). Я пью много разного кофе, много разного вина, ни там, ни там я не чувствую никаких вишен, табака, ванили или ноток дуба. Оно или вкусное или невкусное, и всё 

5
Ответить

а Вы фильтр кофе пьете??
простите, не верю!

Ответить

Не знаю на сколько стоит писать сюда статьи напрямую не привязанные к бизнесу. Но для коллег по цеху конечно + от меня. 
Еще тема для большинства сложная. Как показывает мой опыт работы в чайно-кофейной компании, для большинства спешелти непонятный продукт. Большинство скорее предпочтет робустированную смесь, потому что она напоминает тот самый растворимый. Надеюсь с каждым подобным материалом посвященных стает больше. 

3
Ответить

Статья напрямую относится к маркетингу, дескрипторы могут быть и при продаже облицовочной плитки, все эти "черный мрамор", "антрацит" и т.д.

Кстати, зачем вообще в кофе добавляют эту робусту? При чем издевательски 5%, это такая форма повышения маржинальности? Принципиально никогда их не покупаю.

1
Ответить

О горе-москвичи и другие любители кофе! Если вы в NY скажете баристе "дескриптор" или "спешелти" он вас не поймет. Подумает, что вы идиот. Впрочем, он не ошибается...

3
Ответить

Так вкусно рассказываете, что захотелось выпить чашечку ароматного кофе.

2
Ответить

Семантически и даже по интенту слово "дескриптор" здесь совсем не подходит. Лучше заменить его русским аналогом

2
Ответить