Что я понял про тендеры в диджитал, отправив 146 заявок за год

Полтора года назад, мы решили попробовать свои силы в поисках заказов на различных тендерных площадках. За это время выиграли 31 тендер на общую сумму 2 953 557 ₽.

Что я понял про тендеры в диджитал, отправив 146 заявок за год

Меня зовут Денис, я руководитель в Хорошем дизайне. В статье хочу поделиться опытом и впечатлениями от всего этого процесса.

Ваш опыт и существующая репутация как бы обнуляется

Если на тендер выставлен сколько-нибудь серьезный проект, просто так, без подтверждения опыта в реализации подобных задач, вам его не выиграть. Даже если ваша команда способна реализовать проекты на порядок сложнее. Смотрят в основном на тендерную историю: для кого, что и за сколько вы делали. На основе этого делается вывод, можно вам доверить проект или нет.

Чтобы заработать репутацию и в целом понять, как работает система, мы решили сначала подаваться на относительно небольшие работы. Решение кажется логичным, но в реализации плана есть свои сложности: небольшие тендеры (примерно до 700 т.р.) на мой взгляд, самые популярные. В таких аукционах может участвовать несколько десятков компаний и стоимость снижается до предельно низкой.

Начальная цена разработки 1 095 266 ₽, тендер выиграла компания упав до 62 378 ₽ (снижение на 94,30%), <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fzakupki.gov.ru%2Fepz%2Forder%2Fnotice%2Fea20%2Fview%2Fsupplier-results.html%3FregNumber%3D0373200086724000106&postId=1335279" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">данные по закупке</a> в открытом доступе. Очевидно, такой проект будет для агентства убыточным.
Начальная цена разработки 1 095 266 ₽, тендер выиграла компания упав до 62 378 ₽ (снижение на 94,30%), данные по закупке в открытом доступе. Очевидно, такой проект будет для агентства убыточным.

В какие тендеры мы подавались

Мы классическое диджитал-агентство, поэтому в первую очередь нас интересовали: разработка, поддержка и создание сайтов, графический дизайн, брендинг, реклама и продление разного рода лицензий. Я делал ставку именно на рекламу, но по факту наши победы в тендерах распределились следующим образом:

  • Разработка, поддержка и создание сайтов — 2
  • Графический дизайн, брендинг — 1
  • Лицензии — 27
  • Реклама — 0

Можно найти очень много разных по стоимости тендеров на разработку сайтов, сервисов, порталов и подобных проектов. Мы выбирали только проекты, которые работают на базе 1С-Битрикс, таким образом, сильно сужая поиск. Но даже с таким ограничением, выбор большой. Причем с котировочной стоимостью в диапазоне от нескольких тысяч до десятков миллионов рублей.

Чем меньше стоит проект тем больше конкуренция и тем сильнее в конечном счете падает ставка

Причины очевидны: низкая точка входа, сделать может почти любой студент с оформленным ИП. Чем дороже и сложнее проект, тем ниже конкуренция и падение в цене, как следствие — больше шансов его выиграть.

Но с большими и дорогими проектами, другая сложность. Во-первых, довольно высокие требования к подрядчику (включая подтверждение опыта). Во-вторых, как правило, требуется включить в работу сразу целую команду (от 3 и более человек), а это значит отложить или бросить большую часть текущих проектов.

Покупка, продление лицензий и различных сервисов

Мы успешно продавали лицензии Битрикс, Битрикс24 и Яндекс 360. Тут все работают примерно в одних условиях, чаще всего побеждает тот кто сделает ставку быстрее. Дело, наверное, решается настройкой хорошего бидера, мы такой пока не нашли и все делаем вручную.

Из неприятного, если речь идет о больших суммах или ультра дорогих лицензиях, просто так их не продать, даже если вы выиграли тендер. Например: продать лицензию «Энтерпрайз» может далеко не каждая компания. Вы сначала должны получить соответствующую квалификацию от Битрикс, потом в обязательном порядке согласовать с ними эту сделку. Хотя казалась бы, это такая же продажа, как и все остальные.

В случае с лицензиями Яндекс 360, конкуренция регулируется статусом партнера. Если Яндекс дал вам большую скидку, чем у конкурентов, у вас больше шансов выиграть торги. Но чтобы ее получить нужно: выполнить планы по продажам, пройти дополнительное обучение, получить сертификаты. Маржа на этих сделках минимальная, заработать какие-то ощутимые деньги можно только на больших объемах. Которые, как я писал выше, просто так вам продать не дадут.

С рекламными тендерами, оказалось сложнее всего, хотя я именно на них делал основную ставку

Мы не выиграли ни одного, хотя просмотрели, наверное десятки конкурсов, подавались всего несколько раз, результат — нулевой. Это притом, что мы не первый год этим занимаемся у нас огромный опыт, мы сертифицированное Яндексом агентство и, казалось бы, в базе, есть все для успеха. Основные причинами мне кажутся следующие:

  • Абсолютное большинство технических заданий по рекламе, содержит невыполнимые требования. Завышенная конверсия, неучтенные сезонные колебания, сроки и еще что угодно.
  • Часто в бюджет просто не включают работы по ведению РК, созданию креативов, настройку коллтрекинга и прочих ресурсоемких услуг.
Кто-то невнимательно прочитал <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fzakupki.gov.ru%2Fepz%2Forder%2Fextendedsearch%2Fresults.html%3FsearchString%3D0373100073124000005&postId=1335279" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">документацию</a> и снизился почти на 20%. А речь шла, исключительно о пополнении рекламного кабинета Яндекс директ. По идее падение было возможным, исключительно в рамках агентской коммисии (которая никак не может быть 20%).  
Кто-то невнимательно прочитал документацию и снизился почти на 20%. А речь шла, исключительно о пополнении рекламного кабинета Яндекс директ. По идее падение было возможным, исключительно в рамках агентской коммисии (которая никак не может быть 20%).  

Очень часто коллеги спрашивают «как там с откатами». Отвечаю — никак

За все это время нам никто, никаких прямых или косвенных предложений, связанных с коррупцией и откатами, не делал. Может, это только нам так везет, не знаю.

Ограничение или сужение требований для возможных подрядчиков в тендерной документации

Почти сразу видно, если документация написана под какого-то конкретного поставщика, вариантов манипулировать тут множество, вот несколько самых популярных:

  • требования каких-то странных сертификатов для компании и специалистов в ней, которые никак не влияют на конечный результат и качество работы;
  • невыполнимые сроки, это значит, что скорее всего, подрядчик уже сделал весь объем работ, и его просто нужно провести по документам;
  • требования обязательного присутствия представителей компании в офисе или городе заказчика; требования подтвердить несколькими договорами и актами опыт похожих по типу работ;
  • Балльная система оценки подрядчиков;

Обычно в таких тендерах, падение в цене не является ключевым фактором. Но вот какие-то отдельные требования или все вместе являются обязательными. Не вижу в этом ничего плохого, допустим, в прошлый раз работы сделали хорошо, почему бы не обратиться к тому же подрядчику. Это вполне логично и понятно! Не понятно, почему до сих пор нет нормального инструмента, регулирующего эту историю.

В заданиях по SEO часто ставят не выполнимые или не реальные цели, как обязательные (не беря во внимание например, сезонность). 
В заданиях по SEO часто ставят не выполнимые или не реальные цели, как обязательные (не беря во внимание например, сезонность). 

Про качество проектов, отношение и квалификацию менеджеров со стороны гос. заказчиков

Существует мнение, что все эти гос. проекты нежизнеспособны и делаются «лишь бы сдать». Мы работаем в диджитал с 2006 года в коммерческом секторе, и какой-то принципиальной разницы в этом смысле я не заметил.

Есть как очень крутые и квалифицированные ребята, которые максимально погружены и заинтересованы в результате. Так и откровенно слабые, вообще не понимающие специфики задач и вопросов, связанных с проектом.

Качество технических заданий (ТЗ)

Очень часто ТЗ пишут люди, которые совершенно не погружены в вопрос. Происходит это, потому что подготовкой документов для: покупки питьевой воды, камер наружного наблюдения, корпоративного мерча и доработок внутреннего портала, как правило занимается один и тот же человек. Дальше, как повезет, если он решал подобные задачи, задание будет хорошим, если нет — весьма формальным.

Иногда задание пишется на трех листах при бюджете проекта в пару миллионов. А бывает, что относительно простая задача расписана на 50 листах с избыточной подробностью и очевидными деталями.

О разработке фирменного стиля и логотипа в задании всего три предложения. При этом, это большая, требующая ресурсов работа, которую можно просто не заметить если невнимательно читать. 
О разработке фирменного стиля и логотипа в задании всего три предложения. При этом, это большая, требующая ресурсов работа, которую можно просто не заметить если невнимательно читать. 

Тем не менее, техническое задание — самый важный и ключевой документ в ваших отношениях с заказчиком. Сдавать все работы и подписывать акты, вам придется исключительно по ТЗ. Все требования, прописанные в нем, должны быть соблюдены с максимальной педантичностью (даже если, они кажутся странными).

Если как-то момент в техническом задании вас смущает или кажется неочевидным, запрашивайте разъяснения, на них впоследствии можно будет ссылаться при подписании приемных документов.

«Легкие» тендерные деньги, грозят большим кассовым разрывом

Есть еще один важный момент, который обычно упускают многие ребята, мечтающие о доступе к «государственной кормушке». Часть тендеров является условно платными и делаются как бы в долг:

  • нужно заплатить за возможность участия площадке (тут обычно небольшие суммы);
  • часто требуется обеспечительный взнос, обычно это 5-10 процентов от общей суммы, указанной в договоре.

Допустим, вам повезло — вы выиграли тендер на разработку сайта за 8 млн рублей. Который по договору нужно сделать за 8 месяцев. Как только вы подписываете договор, нужно будет отложить все и активно включиться в работу.

Рабочая группа проекта от 3-5 человек, 2-3 из которой по несколько месяцев будут заняты только этим проектом. Все это время, вам придется этим ребятам платить зарплату, найти деньги для покупки лицензий, сервисов, шрифтов, оплатить услуги сторонних специалистов.

В результате получается такой немаленький «кассовый разрыв» в несколько миллионов, который вполне может потопить плохо стоящую на ногах компанию. Все потому, что обычно оплата производится за проект только после его сдачи, в нашем примере через 8 месяцев. Да, под тендер вам, скорее всего, любой банк даст кредит, но это еще больше увеличит и без того большую расходную часть проекта.

Это, кстати, одна из причин, по которым конкуренция в подобных тендерах значительно меньше. Очень мало агентств могут позволить себе держать в резерве рабочую команду под гипотетический выигрыш в тендере.

Выводы

  • Тендеры это отдельный, весьма специфический канал продаж. По ряду причин зайти «новичку» в него довольно сложно, но, кажется, вполне возможно.
  • Если не падать в минус и не выигрывать любой ценой, быстро наработать необходимый опыт не получится.
  • Вашими конкурентами по тендерам будут в основном компании, о которых вы ранее никогда не слышали.
99
Начать дискуссию