Как зарабатывают социальные предприниматели
Социальное предпринимательство — больше чем просто бизнес. Это способ изменить мир, делая то, что действительно важно. Как здесь добиться успеха? Какие навыки нужны, чтобы не только выжить, но и преуспеть в социальном бизнесе?
Несколько историй социальных предпринимателей. Создатели социального бизнеса рассказали, как составлялся бизнес-план и так ли уж необходим для результата детально проработанный маркетинг, поделились тем, как они считают доходы и расходы, совмещают бизнес и социальную направленность и сохраняют устойчивость.
Финансовый успех или общественная польза?
«Перед запуском проекта у меня уже был опыт предпринимательской деятельности, поэтому на начальном этапе подготовить бизнес-план для меня проблемы не составило. Я сразу учел основные статьи доходов и расходов. На основании этого вывел стоимость абонемента. Так получилась бизнес-модель, максимально простая для начала, но этого оказалось достаточно», — говорит руководитель АНО ФК «Молния-31» Николай Струев.
«Молния-31» — это социальная инициатива, в основе которой искреннее желание приобщить к футболу как можно больше детей, молодёжи и взрослых жителей Старого Оскола. Занять свою нишу организации помог анализ работы конкурентов и его грамотная адаптация к собственной деятельности.
«Важно сразу понимать, в каком масштабе будет работать бизнес: в крупном городе, небольшом населённом пункте или в сельской местности. Исходя из этого, следует формировать стратегии продвижения, — объясняет Николай. — Часто предприниматели думают, что достаточно купить рекламу в соцсетях, и у них не будет отбоя от клиентов. Но это не так. Например, свои две первые группы я набрал благодаря личным визитам в школы и проведению открытых тренировок. А дальше, благодаря рекомендациям, проект стал разрастаться. Да, безусловно, у нас есть группа в ВК, сайт, мы выкладываем периодически отчёты о мероприятиях и так далее, но я считаю, что ничто не заменит личной коммуникации».
Сегодня «Молния-31» — это соревнования, фестивали и футбольные матчи, в том числе и благотворительные, организация бесплатных секций в спортивных и образовательных учреждениях города и многое другое.
При этом удается успешно совмещать бизнес и социальную направленность. Посчитать успехи последней позволяет метод SROI. Освоить и применить его на практике «Молнии-31» помог Фонд «Наше будущее», специалисты которого подсказали, какие показатели брать за основу, и как лучше посчитать результат.
«Метод SROI позволяет понять, какое социальное воздействие несёт проект. Денежное выражение рассчитывается по специальным формулам. Совместно с Фондом «Наше будущее» мы подготовили отчёт о деятельности нашей организации за 2023 год и смогли оценить возвратно-социальные инвестиции. Результат мы “приземлили” на нашу Белгородскую землю и посчитали в наших ценах. В итоге выяснилось, что каждый вложенный рубль инвестиции приносит общественную пользу, эквивалентную 3,09 рублей. То есть инвестиции в моём социальном бизнесе в три раза увеличивают пользу для наших стейкхолдеров — детей, родителей и государства», — рассказывает Николай.
Маркетинг VS гранты
«Чаще всего у социальных предприятий уже есть продуманное УТП, крепкое понимание целевых групп и сторителлинг. Для продвижения — это основательная база, чем, конечно, было бы странно не пользоваться», — говорит соосновательница социального проекта MILOK Юлия Мохова. Проект помогает людям «серебряного возраста» заработать деньги своим трудом, а именно — вязанием модных вещей.
Вот несколько ключевых моментов, которые, по мнению Юлии, помогают развеять миф об ориентированности социальных предпринимателей на гранты:
- Устойчивая бизнес-модель
Множество успешных социальных предприятий получают доход, который позволяет не только покрывать затраты, но и развиваться. Они могут функционировать независимо от грантов, и это делает их более устойчивыми в долгосрочной перспективе.
- Социальная миссия как основа
Социальные предприятия не просто получают гранты для выполнения своих программ. Они разрабатывают инновационные решения, которые можно масштабировать, и подходы, которые способствуют позитивным социальным изменениям.
- Диверсификация источников дохода
Социальные предприятия зачастую используют такие методы, как краудфандинг, членские взносы, спонсорство и партнерства с частными компаниями. Это позволяет находить новые возможности для финансирования своих инициатив.
- Инновации и предпринимательский подход
Для успешной работы необходимо исследование рынка, анализ потребностей целевой аудитории и разработка уникальных предложений. Эти меры позволяют не только привлекать финансирование, но и создавать устойчивые долгосрочные решения.
За два с половиной года работы MILOK принес порядка 1 млн руб дохода. Сегодня это стабильный коллектив из сорока пожилых женщин, чьи изделия пользуются большим спросом.
«Таким образом, социальный бизнес — это далеко не только отработка грантов, но и мощный инструмент для создания устойчивых решений социальных проблем. Социальные предприятия могут быть прибыльными, инновационными и влиять на общество, что делает их важными игроками в современном экономическом ландшафте», — резюмирует Юлия.
Пастила как ингредиент успеха
Социальное предпринимательство не только помогает смягчить или решить многие социальные проблемы, но зачастую существенно меняет окружающую реальность. Например, преобразует инфраструктуру районов и городов.
Музейно-творческий кластер «Коломенский посад» — один из самых успешных проектов, поддержанных Фондом «Наше будущее». Шесть музеев, три гастрономических объекта, международные фестивали, возрождение исторического производства и порядка 50 сертифицированных исторических рецептов.
Первая партия музейной пастилы в 2009 году составила всего 300 коробочек. Сегодня каждый месяц для её производства закупается восемь тонн яблок, из которых производится около 800 килограммов продукта. Лакомство продается не только в Коломне. Ограниченные серии выпускаются специально для Государственной Третьяковской галереи, Музея-заповедника «Кижи», Музея театрального и музыкального искусства. По запросу для дипломатического корпуса России изготавливаются подарочные наборы.
«Часть объектов музейного кластера “Коломенский посад” дотационные и работают в ноль, — рассказывает генеральный директор АНО «Коломенский Посад» Наталья Никитина. — Покрывать расходы удается благодаря экономическим флагманам, таким как “Коломенский калач” и “Коломенская пастила”. Производства позволяют нам распределять средства на социально важные проекты. Например, мы поддерживаем современных художников и литераторов, реализуя с 2011 года первую в России грантовую арт-резиденцию, — говорит Наталья. — По-моему, только в этом году, спустя 12 лет, мы смогли выйти в ноль и начать немного зарабатывать в музее “Арткоммуналка”, до этого мы из собственного оборота выделяли заработанные средства на реализацию этой программы».
Наталья и её соратники мечтают создать сообщество и объединить творцов, социальных и культурных предпринимателей города и вместе инициировать новые проекты, привлекая к ним финансирование. Для этого был создан Фонд друзей Коломны. Собранные средства пойдут в том числе и на реставрацию предметов, зданий и малых архитектурных форм исторического и культурного наследия города.
Нужная ненужная
«Думаю, что здесь важен скорее не столько бизнес-план, сколько четкое видение и понимание, сколько средств необходимо для благотворительных программ Фонда, — говорит PR-менеджер Благотворительного фонда «Второе дыхание» Даниил Жданов. — Мы самостоятельно оплачиваем аренду Центра сортировки, логистические отправки в регионы и многие другие расходы. В прошлом году мы подсчитывали, что одна зимняя отправка тёплой одежды обходится Фонду в среднем в 23 000 рублей. По подсчетам того же года, за один только месяц в среднем мы отправляем около 14 рейсов в различные регионы страны».
«Второе дыхание» — одна из крупнейших в России некоммерческих организаций, принимающих ненужные вещи для людей из социально незащищенных групп.
«За всю историю Фонда мы отправили вещевую помощь в 33 региона России. Иногда мы покрываем расходы на благотворительные программы за счет пожертвований наших сторонников через фандрайзинговые акции. Сейчас, например, у нас идет акция “10 тонн вещей под ёлку”: мы собираем 465 тысяч рублей на сбор и отправку тёплой одежды в 15 районов Костромской области, — объясняет Даниил. — Есть и корпоративные пожертвования от бизнеса. Например, этим летом благодаря пожертвованию от Raven Russia Фонд приобрел штабелёр, который позволил улучшить работу Центра сортировки».
Инфраструктура сбора б/у одежды насчитывает более 709 собственных и партнерских контейнеров и пунктов приема в 70 городах России. Одежду можно сдать в ТЦ, бизнес-центрах, общественных пространствах, ЖК, а также услугу вывоза из дома. У «Второго дыхания» есть собственные благотворительные магазины в Москве и Красноармейске и общественная мастерская, где проводятся бесплатные мастер-классы по апсайклингу.
Всего с 2015 года Фонд собрал, перераспределил и переработал более 6652 тонн одежды, более 464 000 человек в трудной жизненной ситуации из 33 регионов получили вещевую помощь, более 1966 тонн текстиля были направлены на переработку.
Социальное предпринимательство может выигрывать у крупного бизнеса в социальном капитале и кредите доверия со стороны общества, считают во «Втором дыхании». Например, в День пожилого человека Фонд запустил ежегодную благотворительную акцию «Куртка бабушке зимой» в коллаборации с модным брендом одежды YOU WANNA.
«Мы провели фотосъемку, нарядив бабушек в модные вещи бренда. А потом YOU WANNA передал нам порядка 70 кг пуховиков и теплых свитеров на благотворительность. Мы выстраиваем маркетинг с бизнесом в рамках коллабораций, показывая, что можем дополнять друг друга. Мне кажется, что это наиболее эффективно, потому что с обычными слоганами очень сложно прорваться через “баннерную слепоту” на фоне других рекламных кампаний крупных игроков рынка», — отмечает Даниил.
Сегодня «Второе дыхание» поддерживают более 600 партнёров, среди которых — Lamoda, LOVE REPUBLIC, Sela, Спортмастер, Henderson, Вкусвилл. Сотрудничает Фонд и с госструктурами. Это и различные гранты, и частная инициатива, когда «Второе дыхание» совместно с департаментом природопользования устанавливают экоточки.
«Государство не может быть экспертом во всём, но может активно сотрудничать с экспертами сразу из разных областей. Например, социальными предпринимателями, у которых больше опыта в какой-то конкретной сфере, — подчеркивает Даниил. — Объединившись, мы улучшаем жизнь граждан внутри страны».
Бездомные продавцы журналов, вороны, собирающие окурки на улицах города, обувь из старых шин — идеи для подростковых комиксов? Не совсем! Это — бизнес-модели действующих предприятий. Их креативные идеи позволяют не только получать прибыль, но и приносить пользу миру
Ожерелье из пробок от сливочного пива — уже не только выдумка британской писательницы, но и потенциальный товар апсайкл-бренда. Такие компании создают одежду, украшения или аксессуары из старых вещей, тем самым превращая «мусор» в уникальные, модные вещи. Это и забота об экологии, и важная просветительская миссия: потребители учатся беречь и ценить…
Детское образование — одно из приоритетных направлений развития социального бизнеса: именно в этом сегменте стартовали многие известные сегодня социальные предприятия. Что нас ждет в «детских» проектах в 2025-м?
Социальный предприниматель из Белгородской области искренне рассказывает об ошибках, которые совершил, и о том, что помогает преодолеть трудности
Китайские банки неохотно принимают платежи из российских банков — боятся попасть под ограничения. В первую очередь, это касается переводов из банков, которые попали под санкции, оплат за санкционные товары и товары двойного назначения. По регламенту китайские банки в праве удерживать перевод на проверке в течение 40 дней, и даже после этого платеж…
Рассказываем про самые интересные и "денежные" официальные конкурсы, где можно получить грант социальному предпринимателю.
Мне кажется, что использование видео на медицинских сайтах очень эффективно. Это помогает сделать информацию более доступной и понятной
очень хороший совет, спасибо!