Эффективные инструменты нематериальной мотивации персонала: с чего начать бизнесу

Денежное вознаграждение, соответствующее квалификации сотрудника, плюс система дополнительного премирования — основа мотивации. Однако в определенный момент материальное стимулирование достигает пределов эффективности. Практика показывает, что рост зарплаты повышает отдачу сотрудника в краткосрочной перспективе. Через некоторое время материальный стимул воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Это опасно для бизнеса и неэффективно для команды. Когда базовые потребности закрыты, возникают трудности с мотивацией на выполнение работы.

На помощь приходит нематериальная мотивация — поощрение за качественно выполненную работу и высокую результативность без привлечения материального стимулирования. Данный вид мотивации основан на удовлетворении потребностей сотрудников в похвале и признании, помогает достичь высоких результатов и сплотить команду.

Наталья Плешакова, бизнес-тренер и эксперт по построению команд, рассказала редакции РШУ, на какие способы нематериальной мотивации стоит обратить внимание в первую очередь.

Эффективные инструменты нематериальной мотивации персонала: с чего начать бизнесу

1. Поощрение творческих идей

Каждый предприниматель хочет иметь самостоятельную и инициативную команду. К сожалению, таковыми не рождаются. Помимо этого, коллективные установки диктуют, что риск ошибки слишком велик. Задача руководителя — научить сотрудников генерировать идеи в атмосфере доверия и отсутствия взаимного осуждения.

Что делать

Ответ на поверхности: необходимо демонстрировать уважение к сотрудникам, отмечать их вклад в общую работу, создавать понимание того, что от результата их труда зависит эффективность деятельности компании. Проведение еженедельных встреч, где каждый может делиться своими идеями, создание специального тг-канала для обмена предложениями о выполнении той или иной задачи помогут активизировать работу команды, найти новые решения для повышения результативности.

Важно! Рекомендуется хвалить сотрудников в присутствии коллег, а не с глазу на глаз.

2. Поощрение личного и профессионального развития

Руководитель — первый человек, который должен быть заинтересован в профессиональном развитии работников. Если они не учатся самостоятельно, а руководство компании не создает условия для обучения, то можно забыть о вовлеченности и сверхрезультатах.

Что делать

Поощрение личного и профессионального развития можно осуществить через организацию тренингов и семинаров, обучение за счет компании, предоставление возможности участия в конференциях и корпоративных мероприятиях. С командой высококвалифицированных специалистов можно достичь выдающихся результатов

Важно! Команды, которые чувствуют, что их личное и профессиональное развитие важно для компании, работают продуктивнее.

3. Поощрение достижений

Приоритетный аспект мотивации — признание достижений каждого сотрудника. Специалистам важно, чтобы их труд ценился в компании. Каждый сотрудник должен понимать, что нужно сделать и какой результат показать, чтобы быть замеченным.

Что делать

Для поощрения наиболее успешных членов команды рекомендуется создать систему оценки или рейтинга. Необходимо регулярно проводить контрольные срезы результативности работы, чтобы выделить лучших по ключевым критериям («больше всех продаж», «самый крупный клиент», «выполнение плана»). Результаты можно размещать на доске рекордов компании и отмечать лучших на ежемесячных собраниях.

Важно! Система оценки профессионализма сотрудников должна быть честной и прозрачной.

4. Гибкий график работы или дополнительный оплачиваемый выходной

Эффективный метод нематериальной мотивации, который хорошо стимулирует, помогает работать с максимальной отдачей и насыщает энергией — гибкий график работы или дополнительный выходной. Это мотивирует сотрудников выполнять задачи оперативно и качественно, чтобы иметь свободное время на личную жизнь в дополнительное свободной время.

Что делать

Правильно выстроить стратегию управления персоналом. Не стоит забывать, что члены команды — обычные люди с понятными запросами. Что может быть прекраснее выходного дня? Только дополнительный день отдыха или возможность уйти домой пораньше. Если позволяет режим работы компании, то можно разрешить сотрудникам работать дистанционно или создать индивидуальный гибкий график работы. Факт, который, вероятно, вызовет удивление, но это не выдумка: работники, которые чувствуют, что их личную жизнь уважают, работают более эффективно.

Важно! Необходима предварительная договоренность об условиях графика работы и сроках использования дней отдыха, чтобы избежать конфликтов.

5. Новые сложные задачи и интересные проекты

Сотрудники, которым руководство доверяет интересные проекты, чувствуют себя значимыми, активнее вовлекаются в процессы. Поэтому необходимо предоставить возможность работать над интересными проектами тем, кого это мотивирует, кому важно вносить значимый вклад в общее дело.

Что делать

Возможность работать над интересными проектами должна предоставляться сотрудникам в соответствии с их компетенциями и профессиональными интересами.

Важно! Распределение заданий необходимо осуществлять с учетом желания сотрудников и ожидаемого результата.

6. Наставничество и обучение новичков

Этот метод мотивации для продвинутых. Для успешной реализации нужна учебная база и четкое понимание, что делает наставник и какой должен быть результат обучения.

Новички, которые имеют возможность учиться у более опытных коллег, быстрее и эффективнее адаптируются к новым обязанностям. Сотрудник, который знает свое дело на уровне PRO, но устал от рутинных дел, может активизироваться, получив поручение поработать наставником.

Что делать

Нужна программа обучения и опытные сотрудники в роли наставников. Не все опытные работники становятся наставниками, поэтому уместно предварительное тестирование на предмет готовности обучать. Наставничество не отменяет выполнение основных задач, поэтому нужно продумать заранее, как совмещать дополнительные функции с основной деятельностью.

Важно! Наставничество должно осуществляться системно, а не от случая к случаю.

Важность нематериальной мотивации заключается в том, что она позволяет создать атмосферу — желанную корпоративную культуру, в которой каждый сотрудник чувствует себя важным и ценным для компании.

Это, в свою очередь, приводит к увеличению продуктивности и эффективности, а также к росту качества клиентского сервиса. Нематериальные методы мотивации в долгосрочной перспективе способствуют удержанию талантливых сотрудников и усилению внутреннего HR-бренда.

2 комментария

Классно работает горизонтальная ротация сотрудника. Перевод его / ее в новый вид деятельности. Причем важно отмечать, что это своего рода акт доверия. Руководитель верит, что сотрудник будет успешен в новой сфере + приобретет новые навыки )

Ответить

Не достигает, если начальник мозги не ипёт. Вот у нас сейчас в России есть Совкомбанк. Платят они примерно на 10-15% выше остальных. Но при этом у них прям требование что бы сотрудник шёл на должностные преступления. Например, использовал персональные данные клиента для заведения повторной заявки. В Азове, например, так на одну женщину 9 заявок отправили. Что бы сотрудник молча пихал дополнительные услуги и тд. Но текучки нет. Потому что материальное вознаграждение выше среднего.

Ответить