Как поймать (и не потерять) баланс работы и личной жизни

Изображение: Shutterstock
Изображение: Shutterstock

Продвигаться выше и выше по карьерной лестнице или уделять время отношениям, здоровью и хобби?

А нужно ли выбирать? Ведь эксперты подтверждают: только равновесие между этими сферами позволяет быть успешным как в работе, так и в личной жизни. Однако поймать и удержать work-life balance непросто. Как это сделать, расскажет Елена Левина, ведущий менеджер по персоналу группы «Рексофт».

Елена Левина
ведущий менеджер по персоналу группы «Рексофт»

Что такое work-life balance

Концепция work-life balance зародилась не так давно, лишь в конце XX века. До этого времени трудовое законодательство предусматривало гораздо более высокую продолжительность рабочего дня и интенсивность работы.

Вплоть до середины XIX века рабочие промышленных предприятий трудились по 70-100 часов в неделю. В 1817 году английский предприниматель Роберт Оуэн сформулировал правило 8/8/8: восемь часов – труд, восемь часов – отдых, восемь часов – сон. По США, Латинской Америке и Европе, включая Россию, прокатилась волна забастовок с требованиями пересмотреть нормы трудового дня и режим отдыха. Наконец в XX веке восьмичасовой рабочий день был признан нормой, а право на отдых закреплено в конституциях разных стран.

XXI век принёс с собой новые технологии, а с ними – новые форматы занятости: удалённую работу, гибридную занятость, фриланс. Особенно эти тенденции усилились в «постковидную» эпоху. Теперь, когда у нас есть инструменты для работы из любой точки мира: видеоконференции, мессенджеры для мгновенного обмена сообщениями – управлять своей занятостью стало гораздо проще. Кроме того, компании предлагают расширенные социальные пакеты, включая так называемый well-being (психологическую поддержку, оплату фитнеса и программы для здоровья).

Казалось бы, проблема поиска баланса работы и личной жизни решена. Однако соцсети и культура достигаторства постоянно подстёгивают нас быть «быстрее-выше-сильнее», оставаться на связи 24/7 и успевать ещё больше. Границы между работой и отдыхом размываются, вызывая ощущение опустошенности и постоянного напряжения.

Как понять, что в моей жизни не хватает баланса?

Попробуйте пройти небольшой тест: отметьте утверждения, которые описывают ваше поведение.

  • Я регулярно задерживаюсь на работе/ перерабатываю.
  • У меня нет времени на хобби.
  • Я не занимаюсь спортом, потому что не могу найти силы и время.
  • У меня возникают проблемы в отношениях с близкими из-за занятости.
  • По выходным я предпочитаю оставаться дома и быть в одиночестве.
  • Я часто ощущаю бессмысленность своей работы.
  • Меня мучают головные боли, боль в животе и спине, нарушения сна.
  • За последнее время я стал(а) забывчивее и раздражительнее.

Посчитайте, сколько баллов вы набрали. Если от 0 до 4, то вам не стоит беспокоиться. От 4 до 6 – обратите внимание на баланс между работой и личной жизнью. Если вы набрали 7 или 8 баллов, тогда рекомендуем вам всерьёз заняться этим вопросом, а, возможно, даже обратиться к специалисту.

Почему баланс важен?

  1. Нарушение баланса между работой и личной жизнью напрямую отражается на здоровье. По данным научного журнала Lancet, люди, работающие более 55 часов в неделю, имеют повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе инфарктов. Исследования также подтверждают связь между переработками и депрессией. Кроме того, согласно опросу портала HeadHunter, более 80% работников сталкиваются с симптомами профессионального выгорания: усталостью, раздражительностью, чувством собственной несостоятельности и неуверенности. Каждый пятый участник опроса отметил, что ощущает стресс и напряжение не только эмоционально, но и физически, жалуясь на бессонницу и головные боли
  2. Дисбаланс приводит к сложностям в отношениях с близкими. Встречи с друзьями становятся реже, для семьи удаётся выкроить всё меньше времени. Страдает не только количество, но и качество общения, ведь мысли о работе не отпускают ни на минуту и не дают полноценно переключиться на одну волну.
  3. Ограничения мешают креативности и полноценности жизни. Чтобы генерировать нестандартные решения, полноценный отдых совершенно необходим. Свободное время позволяет путешествовать, учиться, заводить новые знакомства, а значит развиваться как личность и расширять свой кругозор. И наоборот, вечный замкнутый круг «работа-дом-работа» лишает энергии для творчества и получения нового опыта.

Как «поймать баланс»? Топ-5 рекомендаций

  1. Сделайте своё физическое и психическое здоровье ключевым приоритетом. В состоянии апатии и подавленности хочется вычеркнуть из своего расписания любые намёки на физическую активность и обходить спортзал стороной. Однако научные исследования показывают, что даже 20-минутная тренировка улучшает способность организма справляться со стрессом: в частности, упражнения влияют на нейротрансмиттеры в мозге, такие как дофамин и серотонин, отвечающие за настроение и поведение. Впрочем, порой уровень усталости и тревоги настолько высок или продолжителен, что последствия оказываются более серьёзными и требуют обращения к специалисту. Будьте внимательны и не пропустите сигналы, которые посылает вам ваш организм.
  2. Планируйте отдых. Казалось бы, слово «планирование» касается только рабочих процессов и не применимо к свободному времени. Тем не менее, именно рациональный подход к отдыху позволяет полноценно расслабиться и зарядиться энергией. Бронируйте 15-минутные перерывы в календаре в течение дня, чтобы немного отвлечься и отойти подальше от рабочего ноутбука (можно даже сделать мини-зарядку). А если есть такая возможность, то выйдите прогуляться в паузах между созвонами. Отдельного планирования заслуживает время после работы и в выходные. Не надейтесь, что отдых организуется сам. Напишите заранее список активностей, которые заряжают вас энергией, и старайтесь наполнять ими своё свободное время. Помните про ежегодный отпуск: хотя в потоке задач иногда хочется проигнорировать накопленные дни отдыха, этого делать не стоит. Даже если в ваши планы не входят путешествия, на недельку забыть про рабочую суету – всегда хорошая идея.
  3. Устанавливайте границы и выходите из сети. Одно из последствий «удалёнки» - невозможность отделить личное время от рабочего. Кажется, нет ничего страшного в том, чтобы ответить на сообщение в 19:30 или поскроллить почту субботним вечером. Однако постоянная включённость в рабочие процессы утомляет и приводит к выгоранию. Как быть? Установите фиксированный график присутствия в социальных сетях и договоритесь с коллегами, в какое время вы находитесь на связи, а когда беспокоите друг друга только в случае форс-мажоров/Ещё одна любопытная инициатива – это «цифровой детокс». Попробуйте в качестве эксперимента выбрать выходной день, в течение которого не будете притрагиваться к любым устройствам с доступом в Интернет (только не забудьте предупредить близких, чтобы не волновались). Проведите сутки в «аналоговом мире»: например, на диване с книгой, на прогулке или в музее. Вы удивитесь, насколько разгрузится ваше сознание.
  4. Управляйте своим перфекционизмом. «Сделать хорошо» и «сделать идеально» - разные вещи, согласитесь? Совсем не обязательно доводить выполнение любой задачи до совершенства или переживать о том, что можно было справиться и лучше. Порой достаточно лишь закрыть поставленные задачи, освободив энергию и время.
  5. Поддерживайте отношения. О том, что человеку в день нужно минимум 4 объятия, кажется, знают многие. А знаете ли вы, что даже одного дружеского разговора в день хватает, чтобы чувствовать себя лучше? Проводите больше времени с друзьями и семьёй, не жертвуйте им ради работы. Важно не только количество общения, но и качество, поэтому после окончания рабочего дня выключайте работу в своей голове и уведомления в своём телефоне.

Как «Рексофт» помогает сотрудникам находить баланс?

Мы убеждены, что, чтобы успешно справляться с рабочими обязанностями, каждому важно чувствовать себя отдохнувшим, бодрым и реализованным в разных жизненных сферах. Поэтому в «Рексофт» активно развивается направление well-being. Под этим термином мы понимаем комплекс мероприятий, нацеленный на поддержку физического, эмоционального и психологического благополучия сотрудников. Что входит в это направление?

  1. Поддержка хобби и увлечений сотрудников. Наши коллеги – многосторонне развитые люди с разнообразными интересами. Планируя корпоративные мероприятия, мы стараемся дать сотрудникам возможность рассказать о своих увлечениях и, возможно, заинтересовать других. Например, накануне Нового года мы проводили радиоэфир, где ребята делились своими хобби. Так мы узнали, что среди нас есть талантливый фотограф, мастер восточных единоборств, а также выведали секреты создания успешного подкаста.
  2. Забота о здоровье. Забота о здоровье, а также отличном физическом и психическом самочувствии сотрудников – один из наших приоритетов. Поэтому мы предлагаем сотрудникам социальный пакет, включающий в себя программу добровольного медицинского страхования (ДМС). Она позволяет обращаться к врачам различного профиля и своевременно получать качественную медицинскую помощь. Кроме того, мы поддерживаем партнёрские отношения с фитнес-клубами и всегда рады предложить коллегам скидки на приобретение спортивных абонементов. Летом на открытой веранде офисе в Санкт-Петербурге у нас периодически проходят занятия по йоге, которые проводят наши же коллеги, увлекающиеся этой практикой. А еще недавно были командные соревнования по ходьбе, когда мы неделю записывали треки своих прогулок.

  3. Комфортная рабочая среда. Будучи компанией сферы высоких технологий, мы не привязаны к месту работы. Так что каждый выбирает себе удобный формат. Можно работать удалённо и оборудовать рабочее место дома. Можно приходить в офисы в своём городе, ведь в них комфортно, красиво и удобно. Дополнительный бонус работы из офиса: возможность пообщаться с коллегами и выпить кофе со сладким на кухне. Наконец, есть опция работать в гибридном режиме: встречи с командой проводить в офисе, а текущие задачи решать из дома (особенно когда за окном снег и ехать никуда не хочется).

  4. Обратная связь и непрерывный поиск идей. Ключевым элементом нашей корпоративной культуры является открытость – так называемая «Политика открытых дверей». Мы всегда рады выслушать коллег и помочь претворить их идеи в жизнь. Для тех, кто стесняется высказаться лично, дважды в год мы проводим опрос вовлечённости, который позволяет оценить удовлетворённость коллег работой и выделить зоны для улучшений. Открытость к любому мнению и поддержка инициатив способствуют рождению по-настоящему классных проектов, в том числе в сфере well-being. Так, из идеи заниматься спортом вместе с коллегами перед началом рабочего дня выросла фитнес-группа в Санкт-Петербурге. Ребята с удовольствием занимаются прямо на террасе нашего офиса, пока это позволяла капризная петербургская погода.

Поиск «золотой середины» между двумя крайностями – сложная задача. И даже найдя равновесие, стоит помнить, насколько оно изменчиво. Расставляйте приоритеты и границы, не забывайте о правильном отдыхе и заботьтесь о себе – и у вас обязательно получится ловить его вновь и вновь.

Начать дискуссию