Кейс: Как нематериальная мотивация повысила производительность персонала

Мотивация персонала 
Мотивация персонала 

Ваши сотрудники с удовольствием идут на работу? Или только ради того, чтобы получить заработную плату в конце месяца? В понедельник уже ждут пятницу? В течение рабочего дня “кислые” лица?

На желание работать влияет много факторов, в том числе личные установки, убеждения, “свое” ли место в профессиональном плане занимает человек, насколько грамотно выстроена система мотивации персонала, верно ли распределен функционал и другие. Корпоративная культура также играет важную роль в системе ценностей и приоритетов сотрудников.

Согласитесь, на работе проводим чуть ли не большую часть жизни, поэтому хочется просыпаться утром и знать, что ждут коллеги, команда, клиенты, партнеры, интересные задачи и вызовы, новые победы и достижения.

Гармоничная, комфортная атмосфера, основанная на взаимоуважении, поддержке будет царить в тех компаниях, где работодатели относятся к сотрудникам, прежде всего, как к людям.

Человеку для спокойной жизни нужны стабильность, достойная заработная плата, справедливая система поощрения на основе понятных KPI, доброе слово, искренняя улыбка, признание коллектива, комфортные условия труда.

Что будет без системы мотивации? Как в диком лесу, выживает сильнейший?

Тогда не избежать конфликтных ситуаций, переработок, эмоционального выгорания команды. Результат - низкая мотивация, производительность персонала. Отсутствие желания работать, добиваться результатов, вкладываться в успех компании. Зачем, если собственники и управленцы не заботятся о своих сотрудниках?

Какой путь выбрать: масштабироваться в комфортной рабочей атмосфере или постоянно бороться с текучкой кадров, решать вам.

На консультациях клиенты задают вопрос: какая система мотивации работает лучше, материальная или нематериальная?

Комплексная, но не скачанная в Интернете, а индивидуально разработанная на основе результатов оценки персонала, с учетом специфики бизнеса и корпоративной культуры компании.

Деньги всегда стимулировали людей, но часто - эффект временный. Сложно закрепить надолго интерес и преданность компании. Людям нужно что-то большее: признание результатов, усилий, поддержка в трудные моменты, понимание, простые человеческие ценности, возможность обучения, развития, перспективы профессионального роста.

Однозначно, никто не говорил, что работать с людьми просто, но усилия окупятся в разы, если с должным вниманием подойти к вопросу мотивации персонала.

Кейс из практики: как разработка и внедрение системы нематериальной мотивации помогла повысить производительность персонала.

Компанию клиента раздирали финансовые трудности, поэтому основными целями были:

  • экономия бюджета;
  • повышение мотивации сотрудников и производительности труда;
  • укрепление командного духа;
  • улучшение коммуникаций между филиалами.

На основе детального анализа бизнес-процессов, я со своей командой разработала, прописала рекомендации и помогла с организацией бюджетных мотивационных мероприятий по следующим направлениям:

1. Тимбилдинг-мероприятия:

  • деловые игры - практические кейсы, приближенные к реальным рабочим ситуациям;
  • спортивные соревнования на открытом воздухе: футбол, волейбол, бег на разные дистанции;
  • совместные мастер-классы: кулинарные - турнир по приготовлению лучшего плова в казане на природе; рукоделие для женщин - каждая смогла выбрать любимую технику и предоставить свое изделие на выставку работ.

2. Признание и награды лучших работников:

  • ежеквартальные церемонии награждения лучших сотрудников по результатам выполнения KPI;
  • виртуальная "доска почета" с фотографиями и достижениями сотрудников;
  • письма благодарности от руководства.

3. Профессиональное развитие коллектива:

  • внутренние тренинги, семинары по развитию нужных навыков;
  • менторская программа, наставничество;
  • участие сотрудников в профессиональных конференциях, форумах в крупных городах нашей страны.

4. Гибкость и баланс между работой и личной жизнью:

  • гибкий график работы, учитывающий “личные обстоятельства” сотрудников;
  • возможность удаленной работы;
  • дополнительные дни отпуска или выходные за результативную работу.

5. Корпоративная культура, общение:

  • регулярные встречи с руководством для обсуждения текущих дел, планов на будущее;
  • создание корпоративных клубов по интересам (книги, спорт, волонтерство);
  • организация внутренних социальных сетей, чатов для общения.

6. Здоровье, благополучие сотрудников:

  • взяли в штат массажиста, который спасал сотрудников от последствий сидячей работы;
  • семинары по здоровому образу жизни, стресс-менеджменту;
  • раз в год обязательные медицинские осмотры, консультации главных специалистов.

7. Улучшение рабочего пространства:

  • обустройство удобных зон для отдыха, кофе брейков и обеденного перерыва;
  • обновление офисного оборудования, мебели на более современные;
  • возможность персонализировать рабочее место.

8. Социальная ответственность и волонтерство:

  • организация корпоративных волонтерских акций;
  • поддержка благотворительных проектов, предложенных сотрудниками;
  • участие в экологических инициативах.

9. Культурные и развлекательные мероприятия:

  • совместные походы в театр, кино, на концерты;
  • организация корпоративных вечеринок, посвященных общероссийским праздникам, дню рождения компании;
  • экскурсии, совместные путешествия.

10. Идеи и инновации:

  • внедрение системы предложений для улучшения бизнес-процессов;
  • конкурсы на лучшие идеи с возможностью их реализации;
  • регулярные мозговые штурмы для генерации новых проектов.

Коллектив оживился, перезагрузился, обогатился новыми знаниями, стал “креативить” крутые идеи. Повысилась эффективность коммуникаций между подразделениями и совместных решений рабочих задач.

Порадовали цифровые показатели результатов внедрения мероприятий: объем производства вырос на 15%, продаж - на 35%.

Важно научиться создавать особую атмосферу взаимодействия, где материальные стимулы эффективно сочетаются с нематериальными. Деньги могут быть мощным мотиватором, но именно нематериальные аспекты играют решающую роль в создании ценности и удовлетворения от работы.

Поделюсь еще одним кейсом из практики, как реанимировали персонал, который не хотел работать и выполнял задачи для галочки.

Обратился клиент:

Сотрудники вечно ноют. То не выспались, то не хватает солнечных дней в году, то, наконец-то лето, хотим в отпуск или на шашлыки. О какой продуктивной работе может быть речь, если мысли вообще не в ту сторону. Как мотивировать персонал работать на результат? При этом продемонстрировать понимание, что баланс между работой и личной жизнью тоже важен.

Кто ж не любит лето: солнце, море, отпуск и босиком по горячему песку на закате за руку с любимым человеком или в веселой компании друзей. Но заработная плата сама в карман не упадёт.

Поэтому вместе с собственниками и ключевыми управленцами провели подробный анализ бизнес-процессов, оценку персонала методом ассессмент-центра. На основе результатов, инструкций “по применению” по каждому сотруднику, разработали ряд мероприятий.

Хотите поменять остановку? Ок, помогли организовать выездные деловые игры. Не бюджетный, но достаточно эффективный инструмент для укрепления рабочего духа и повышения мотивации персонала.

В результате команда перезагрузилась, повысилась эффективность бизнес-процессов, желание работать на результат. Потому что “кто хорошо работает, тот ходит в отпуск с заслуженной премией” и “корпоративные выходные подальше от работы”.

Такие нехитрые решения помогут укрепить комфортную атмосферу в коллективе. Подчеркнут важность общих усилий ради развития компании, человеческого отношения к людям и соблюдения баланса между работой и личной жизнью.

Делитесь идеями, как зарядить коллектив, когда за окном лето и все мысли о море?

Елена Уварова
Стратегический бизнес-партнёр в сферах HR, маркетинг, продажи.

e-mail: uelena@hrbiz. ru

Читайте также:

77
4 комментария

Печеньки вместо денег. Отлично!

1

Не вместо, в плюсе))

Однозначно да! Эти кейсы помогут укрепить персонал, а так же повысить работоспособность и эффективность команды. Хорошая работа!

1