{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Кейс: как мы перевели сотрудников на удаленку без потери KPI

Для повышения привлекательности заголовка следовало бы прибавить “за один день”. Но наша цель - поделиться реальным опытом. Поэтому говорим как есть: мы не стали делать резких шагов и сомнительных экспериментов в без того сложный период. И вам не советуем. Удаленку в своем переводческом агентстве мы внедряли поэтапно, поскольку считаем это важным правилом эффективного перехода на новую форму работы. Так и сформулируем первый принцип:

Сначала тестируем, затем внедряем

Иными словами - прежде чем делать нововведения в рамках всей компании, начните с одного отдела. Обкатайте алгоритмы, почувствуйте слабые места. Причем для теста лучше выбрать наиболее подготовленный отдел, в котором, возможно, уже были подобные ситуации, либо половина сотрудников и так работает из дому. Тогда и риски меньше, и эксперимент пройдет быстрее. В нашем случае “первый пошел” отдел маркетинга. А вслед за ним на удаленку перешло все переводческое агентство, которое он обслуживал.

Но до того, как вы перейдете к практике, нужно определиться с теорией, понять ключевые принципы удаленной работы и представить, как ваше бюро сможет играть по этим правилам.

Коронакризис многих заставил примерить новую модель бизнес-процессов. Но мало кто знает, что не все люди способны к удаленному формату работы. Около 30% офисных работников сознательно или подсознательно сопротивляются переводу на дом, либо их эффективность в новых условиях значительно падает.

Зачастую руководители, столкнувшиеся с необходимостью быстрой перестройки, пытаются "продать" эту идею сотрудникам, которые морально не готовы. При этом подчеркиваются такие "плюсы", как экономия времени и денег на дорогу, комфорт, домашнее питание, больше общения с семьей... Опыт показывает, что это неправильно!

Важно не уговорить сотрудника работать из дому, и не поставить перед фактом, а найти тех, кто готов и будет так работать. Прочих же придется либо заменить, либо тщательно организовать и контролировать.

Определяем степень готовности

Готовности как бизнес-процессов, так и людей. С кого начать? Конечно, с себя как с руководителя. А также с ТОП-менеджеров, если они у вас есть. Ну, а затем следует сделать полный список сотрудников и поговорить с каждым, определяя, насколько он готов работать из дому. Для этого используем простой чек-лист из двух пунктов:

  • Наличие рабочего места. Это должно быть именно отдельное пространство с удобными столом и стулом, мощным компьютером, быстрым интернетом, хорошими наушниками и гарнитурой. Если удаленная работа ассоциируется у кого-то с диваном, мягким пледом и ноутбуком на коленках - это представление нужно менять! На удаленке очень важна внутренняя мобилизованность, поэтому никаких расслабляющих атрибутов.
- Я смотрю, не очень-то ты работаешь на удаленке, Наташ...

Настоятельно не рекомендуется работать в спальне - уж лучше кухня или чердак. Если же семейные обстоятельства не позволяют организовать рабочее место, где не будет маленьких детей, домашних питомцев и прочих отвлекающих факторов - этот вопрос надо решать, и решать заранее. Варианты могут быть разными: если вы не готовы расстаться с сотрудником, можно предоставить ему отдельный кабинет в опустевшем офисе и обеспечить транспорт в условиях карантина. Некоторые компании предпочитают перевезти к сотруднику домой его рабочий стол и компьютер. А иногда не останавливаются и перед тем, чтобы снять ценному сотруднику отдельную однокомнатную квартиру - и такой ход оказывается экономически оправданным.

В любом случае, проконтролируйте этот вопрос: не надейтесь, что работник как-то разрулит все сам, а издержки этого разруливания не скажутся на его эффективности.

Перед переводом на удаленку мы попросили каждого из своих сотрудников сделать фото рабочего места в квартире. Вполне достаточная мера, чтобы выявить, где требуются улучшения.

  • Психологическая готовность. Переход на удаленку - это в большей степени переключение настроя, восприятия, чем смена реального положения дел. Ведь, работая в большом офисе, мы точно так же общаемся в мессенджерах и, бывает, не видим друг друга неделями. Однако встречи в курилке, совместные кофе-брейки, прохождение по коридору и обмен приветствиями - для многих имеют большое значение. Смена одежды на рабочую, присутствие в офисе с 9.00 до 18.00, деловая атмосфера, да и просто осознание, что ты на виду и кто-то из присутствующих может заглянуть в твой монитор - важные дисциплинирующие факторы, без которых некоторые просто не могут “собрать себя” и работать нормально. Никакие отчеты и дедлайны тут не помогут - всегда найдется тысяча причин, почему не было доделано то или это.

Что делать, если вы не можете расстаться с “морально не готовыми” к удаленке?

С одной стороны - придется ввести дополнительные меры контроля. К примеру, можно установить на рабочий компьютер программу, которая периодически делает скрины экрана, и эта программа обязательно должна быть активирована в рабочее время, иначе оно не засчитывается. Также бывает полезен таск-трекер, фиксирующий время на выполнение той или иной задачи.

С другой стороны, и это главное - постарайтесь создать атмосферу офиса прямо в том месте, откуда работает каждый сотрудник.

Это предполагает следующие правила:

  • Обязательный чек-ин и чек-аут в чате в начале рабочего дня и по его окончании.
  • В рабочее время сотрудник должен быть всегда на связи - как в мессенджере, так и в телефонном режиме. Делайте контрольные прозвоны, задавайте вопросы.
  • Систематические видео-совещания. В рамках каждого отдела внутренние групповые созвоны в Skype или Zoom следует делать ежедневно (коротенькие стендапы по 10-15 минут). На уровне руководителей отделов совещания с директором могут длиться до полутора часов, и проводят их как минимум раз в неделю.
  • Нельзя работать в халате и тапочках! Переодеваемся в рабочую одежду в начале дня, и только после выключения корпоративного чата сменяем ее на домашнюю.
  • Виртуальные курилки и кофе-брейки. Необходимо сохранять не только деловые, но и чисто человеческие связи в коллективе. У нас в “Алисе” есть традиция пятничных чаепитий, которые мы успешно перенесли в онлайн-режим.

Удаленка - не фриланс! Многие не до конца понимают разницу между этими понятиями. А она велика, поскольку на удаленке есть фиксированные рабочие часы, когда ты присутствуешь на месте, решаешь задачи и взаимодействуешь с коллегами. Меняется только твое местоположение.

Назначаем координатора

Это человек, к которому можно обратиться с техническими проблемами (дома отключили интернет, не работает Zoom и тому подобное). Таких проблем не избежать, и чем быстрее они будут решаться - тем лучше.

Определяем понятные и измеримые KPI

У каждого сотрудника они свои. Есть разные принципы формирования KPI в зависимости от специфики работы.

Некоторые считают, что показатели эффективности должны быть максимально простыми и как можно меньше завязаны на других людей - тогда не будет сорванных задач по принципу “это не я, это они”. С другой стороны - KPI, завязанные на подчиненных и на смежников, обеспечивают своевременный сигнал тревоги, если во взаимодействии сотрудников и отделов что-то идет не так, т.е. снабжают вас “датчиками”, фиксирующими внутренние проблемы.

Оба подхода имеют право быть. Но в любом случае, у вас должны быть триггеры контроля: показатели, которые измеряют результат сотрудника. И ритмично настроенный рабочий процесс, который можно легко мониторить.

Создаем отдел контроля качества

Как правило, с переходом на удаленку отчетов становится больше, и их нужно кому-то проверять. Недостаточно просто заполненных таблиц и проставленных галочек: кто-то должен убедиться, что все данные в них соответствуют действительности. Повесить проверку отчетов на руководителей отделов - не всегда хорошая идея, т.к. эта несложная операционная работа занимает довольно много времени в ущерб их основным функциям.

Документ с правилами коммуникации

Каким мессенджером пользуемся, в каком формате проводим видео-совещания, где берем нужную информацию, куда складываем новые файлы, в каких документах на гугл-диске составляем отчеты - все это должно быть прописано, всем доступно и понятно. Такой документ поможет избежать не только лишних вопросов и разъяснений, но и сократит время на переписку и созвоны. Некоторые обожают висеть на коллах по полчаса и более без всякой необходимости, тратя не только свое время, но и время коллег. Время на чаты и созвоны необходимо регламентировать.

Разбираемся с законодательством

Имеется в виду трудовое законодательство, регламентирующее удаленную работу. Стоит продумать вопросы, которые могут возникнуть со службами охраны труда, с налоговой. Об этом лучше позаботиться заранее.

Что ж, это все теория, а на практике? Как бы там ни было, большинство компаний все же вынуждены констатировать: после перехода на удаленку суммарная эффективность сотрудников немного снижается. Не драматично, но все же. Усложнение коммуникаций и адаптация к новому режиму не проходят бесследно. Пока процесс не будет отлажен - руководителям придется больше говорить на планерках и писать в чатах, это создает риск скатиться в микроменеджмент. Да и в дальнейшем контролировать сотрудников на расстоянии ничуть не проще. А некоторые попросту не способны работать в таком режиме. Статистика утверждает, что при переводе на удаленку “отваливается” около 30% сотрудников.

С гордостью можем сказать, что в нашей команде этого удалось избежать. Более того: во время карантина мы сумели нанять и вывести на работу удаленно еще двух новых сотрудников. Во многом помогла “Алиcа ТМS”, система, разработанная нами же с учетом наших бизнес-процессов. По сути, в организации workflow ничего менять не пришлось: мы и раньше работали на одной облачной платформе, где у каждого был свой логин, пароль и личный кабинет, в котором он получал задачи.

Распределение задач в рабочем кабинете “Алиса ТMS”

Время чек-ина и чек-аута, а также логи активности в течение дня в кабинете фиксируются автоматически.

Также предусмотрен чат по каждому проекту, где могут общаться менеджер, переводчик, редактор и другие участники процесса. Это помогает не только коммуницировать, но и фиксировать историю выполнения заказа.

Чат по проектам “Алиса ТMS”

Обеспечить каждому сотруднику доступ к нужным данным, в то же время не перегружая “чужой” информацией из других отделов, нам помогает гибкая настройка прав доступа. На данный момент в “Алисе” более 48 настроек прав доступа, это позволяет оптимально распределить между менеджерами как клиентскую базу, так и исполнителей.

Настройки доступа “Алиса ТMS” 

Маркетологи видят свою часть: воронку лидов и источники, из которых они пришли.

Маркетинговая воронка “Алиса ТMS”

Продажники работают с заявками, обрабатывая поступившие лиды и доводя их до статуса заказов. При этом они видят, на какой стадии выполнения находится тот или иной заказ, прошла ли оплата и т.п.

Продажи “Алиса ТMS”

Таким образом обеспечивается целостный и непрерывный workflow, к которому каждый из участников команды может подключиться на своем уровне из любого места и в любое время. Именно это помогло нам сохранить эффективность сотрудников после перевода в удаленный режим.

А теперь несколько маленьких лайфхаков из практического опыта, которыми мы хотим поделиться.

  • Ритм работы. На удаленке очень важно его сохранить. В этом помогает и ритм совещаний, о котором говорилось выше, и отслеживание ритма показателей. Регулярно просматриваются и анализируются такие отчеты:

Финансовый отчет

Отчет по заявкам

Эффективность каждого менеджера

Эффективность штатных исполнителей

Кроме того, держать ритм помогают регулярные внутрикорпоративные события. Мы завели традицию каждый четверг проводить обучающие семинары для сотрудников: изучаем правила эффективного тайм-менеджмента, технологии продаж, переговоров с клиентами. Словом, совмещаем приятное с полезным: поддерживаем связь и в то же время повышаем квалификацию.

А еще у нас налажен периодический постинг новостей компании, прямо в системе:

  • Единое рабочее ПО. Если вы не работаете в “Алиса ТМS” - вам стоит выбрать пакет программ, который вы будете использовать. Здесь важно не переусердствовать с оптимизацией: одна платформа не способна объять необъятное и вместить все нужные функции. Узкая специализация отдельных сервисов бывает намного эффективнее. Мы рекомендуем такую связку инструментов: BMS (Business Management System)+почта+мессенджер+гугл документы+софт для видеоконференций. Бухгалтерии наверняка понадобится еще и 1С.

Важно, чтобы инструмент был одним на всех. Во избежание ситуаций, когда кто-то искал сотрудника в Телеграмме, а он в это время ждал ответ на приглашение в Скайпе - определите единый мессенджер и единый видеосервис (рекомендуем Zoom). И обязательно разберитесь со временем обеденного перерыва, а также с часовыми поясами, иначе накладок не избежать.

  • Формат совещаний. Любые созвоны всегда проводите с видео. Обязательно записывайте все совещания и конференции. На ежедневных стенд-апах внутри отделов не советуем разбирать возникшие проблемы: достаточно, чтобы каждый сотрудник коротко отчитался 1) что было сделано за вчерашний день, 2) что не удалось и почему, 3) что планируется на сегодня. “Разбор полетов” лучше проводить отдельно, не занимая время тех членов команды, которые не имеют к этому отношения.

По возможности устраивайте иногда и встречи вживую, особенно если удаленка для вас - не временное решение, а способ нанять в команду лучших специалистов независимо от места их жительства.

  • Мотивация. Имейте в виду, что на удаленной работе заметно возрастает важность финансовой мотивации. Если раньше люди, приходя в офис, воспринимали это как важную составляющую своей социальной жизни (возможность пообщаться с коллегами, “выгулять” наряды, а заодно пробежаться по магазинам и выпить латте в корпоративной столовой) - то теперь все эти факторы нивелируются. Мотивация сводится к сумме, которая в конце месяца приходит на банковскую карту. Так что урезать зарплаты - не лучшее решение даже в условиях финансового кризиса.
  • Не сидим в 4-х стенах! Удаленка - отнюдь не призыв “не выходи из комнаты” по Бродскому. Периодически напоминайте сотрудникам об этом, поощряйте занятия спортом, активный отдых и прогулки. Мир, сжатый до четырех стен, куда тебе ежедневно доставляют пиццу, чреват не только социальными, но и медицинскими проблемами.
  • Усталость и выгорание. Парадокс: на удаленке они могут не снижаться, а наоборот, увеличиваться. Многие с удивлением отмечают, что дома они работают за компьютером дольше и устают заметнее. Выполняя, в общем-то, прежний объем задач.

Дело, во-первых, в снижении интенсивности: домашний формат расслабляет. Во-вторых, в отсутствии поводов “переключиться”, а также в невозможности сменить обстановку. Нет четкого разграничение рабочего и нерабочего пространства, это играет с нашей психикой злую шутку.

Именно поэтому мы советовали не работать в спальне, не сидеть в домашней одежде, и уж тем более не заниматься выполнением задач при включенном плеере или телевизоре. Обеспечьте тишину и деловую атмосферу на рабочем месте. Обеденный перерыв, кофе-брейки и прочие офисные ритуалы желательно соблюдать в полной мере. В это время следует не открывать Ютьюб или Фейсбук, а вставать из-за компьютера, по возможности выходить на улицу.

  • Будьте готовы к издержкам. Это и покупка рабочих столов/кресел тем, у кого их нет дома, и обеспечение хорошей гарнитурой с шумоподавлением (во время рабочего звонка голоса детей или лай собаки на заднем плане воспринимаются, мягко говоря, непрофессионально). Также возможны издержки на организацию корпоративных мероприятий в реале, на отдел контроля качества. Но главное и практически неизбежное - это издержки на несостыкованные бизнес-процессы.
  • На удаленку перейдут не все. К примеру, бухгалтерия, работающая с бумажными документами, все же потребует не только виртуального взаимодействия. Если значительный объем заказов приносят “клиенты с улицы” - кого-то нужно оставить и за приемной стойкой. Но так или иначе - количество людей в офисе можно свести к миниму.

В общих чертах это все. А как прошел переход на удаленку в вашей команде? Поделитесь в комментариях!

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Andrew Simon

Хотелось бы поподробнее про финансовую мотивацию. Мы, обитатели раздела Карьера на vc, уже лучше всех знаем, что деньги плохой мотиватор.

Ответить
Развернуть ветку
Alisa TMS
Автор

Речь шла о том, чтобы по возможности не сбрасывать это со счетов.  А в целом - у каждого человека свои ценности. Тут следует определить тип личности и понять, что важно именно для данного сотрудника. Молодым и амбициозным отлично заходят всякие бейджики, флажки, звания "сотрудник недели", переход на новую ступень в карте развития. Желательно не только объявлять все это в корпоративном чате, но и подкреплять и какими-то материальными плюшками, вроде абонемента в спортзал или проходки в любимый ночной клуб. Людям постарше лучше предлагать или денежную премию, или дополнительные дни оплачиваемого отпуска, или новую должность в перспективе, или какой-то интересный вояж за счет фирмы. Оплата участия в хорошем профессиональном тренинге, конференции подходит обычно всем.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Каким образом подбирать размер денежной премии и частоту её выплат? Как привязывать к результатам, чтобы она мотивировала а не демотивировала?

Ответить
Развернуть ветку
Alisa TMS
Автор

Если речь не о бонусной системе начисления зарплаты, а именно о разовых премиях за достижения - то мы ее подбираем исходя из ставки. Нормальная, не "смешная" премия должна быть не менее 10% от обычной зарплаты.

Ответить
Развернуть ветку
Юля Субботина

"Делайте контрольные прозвоны," а почему не достаточно того, с то он на связи в корпоративном чате и воаремя реагирует на задачи и письма?

Ответить
Развернуть ветку
Alisa TMS
Автор

По наблюдениям, "быть в рабочем процессе" и "быть на связи в чате и почте" - это разные вещи :) Каждые полчаса звонить не надо, конечно, но не без этого.

Ответить
Развернуть ветку
Юля Субботина

Смотря что подрзумевать под рабочим процессом.
Если у сотрудника есть задачи и сроки их выполнения, не очевидно, какая цель контроля того, чем он занят в конкретное время.
Если во время звонка он не занят исполнением прямых обязанностей, это ведь не значит, что он не выполнит работу в установленные сроки. Мы ведь нанимаем сотрудника ради определённого результата, а не ради процессов.
А контроль ради контроля... Ну так себе идея, моё мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Alisa TMS
Автор

Напомню про контекст: "Что делать, если вы не можете расстаться с “морально не готовыми” к удаленке?" Если ваши сотрудники все выполняют в установленные сроки - я вас поздравляю. Это идеальная ситуация. Мы говорим о неидеальной :)  Дополнительные меры контроля нужны тогда, когда вы не уверены, что все пойдет гладко при резкой смене формата работы. И если вы не хотите бороться с последствиями только после того, как важная задача уже сорвана.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда