Куда вы делись, продавцы?

Когда меняется рынок, рекрутеры ощущают это одни из первых. Мы чувствуем эти изменения на кончиках пальцев, буквально перелистывая страницы работных сайтов в поисках резюме того самого кандидата, видим, какие позиции нарождаются, какие угасают. Обсудили с ведущим консультантом MarksMan Анастасией Кочетковой тенденции рынка труда и напряженную ситуацию в продажах.

Еще 2-3 года назад наша компания одномоментно имела в портфеле, как минимум 5-7 позиций продавцов ИТ-решений. Позиции и компании-клиенты менялись, но число этих вакансий в портфеле было постоянным, как и неизменно высокий спрос на позиции account manager или sales manager. Тогда продавцы были чем-то вроде золотого слитка, за которым охотились все компании. Они знали себе цену, успешные кандидаты всегда были на виду.

Для примера, только в 2022 г. мы успешно закрыли более 15 коммерческих позиций, это: коммерческие директора и директора по продажам в ИТ и ИБ-компании, руководители отделов продаж, индустриальные сейлзы, продавцы решений и услуг для вендоров и интеграторов.

В 2023 году рынок пересобрался и спрос на эти роли снизился.

С начала 2024 года мы наблюдаем устойчивый рост рекрутмент-запросов на поиск таких кандидатов, но где же, те самые успешные и яркие продавцы?

Мы с коллегами проанализировали рынок и выделили несколько трендов.

Куда вы делись, продавцы?

Самых классных и успешных сейлзов из ушедших международных вендоров быстро перехватили крупные российские ИТ-компании, которые имели:

  • востребованные (импортозамещающие) решения и услуги в портфеле,
  • финансовые и социальные условия, если не релевантные, то хотя бы сопоставимые с тем, что предлагали международные компании своим аккаунтам.

Эти кандидаты всё еще там и не планируют выходить на рынок в ближайшее время. Многие из них работают с крупными сделками и дорогостоящими комплексными проектами, цикл продаж которых составляет 1-3 года. Сейчас они только начали получать свои первые бонусы за проведенные сделки.

Куда вы делись, продавцы?

Вторая часть аккаунт-менеджеров всё-таки переехала в другие страны за своими международными работодателями. В большей степени это коснулось продавцов решений или solutions sales, их опыт и знание продукта/технологии оказались востребованными и за пределами РФ.

Мы видели много примеров таких переездов. Такие компании, как Microsoft, SAP и другие предлагали весьма щедрые релокационные пакеты для своих сотрудников и их семей при переезде в другую страну. Это решение оказалось непростым для многих, но если сотрудники решались на такой шаг, то в их планах было задержаться там хотя бы на 2-3 года. Сейчас мы видим примеры возвращения после такой релокации, но пока они единичны.

Также стоит отметить, что для индустриальных продавцов или аккаунт-директоров релокация была менее характерна. Их экспертиза, в первую очередь, ценна знанием конкретной индустрии и конкретных клиентов на российском рынке, наличием так называемой «записной книжки». Эти знания мало пригодны в другой стране, поэтому их эмиграцию мы видим намного реже.

Куда вы делись, продавцы?

Оставшаяся часть продавцов имела разные карьерные треки: от ухода на фриланс проекты (этот вариант как раз более характерен для сейлзов с «записными книжками», их личные знакомства помогают продавать и без крупной компании «за спиной») до кардинальной смены профессии.

Также не стоит исключать и смену продукта: раньше продавали ИТ-решения, сейчас стали продавать что-то иное.

Кстати, рынок уже наблюдал такие изменения, например в 2014 году, когда автомобильная отрасль пришла в упадок, самые быстрые и гибкие (!важнейший фактор успеха в условиях изменяющегося рынка) продавцы начали переходить из сферы авто в другие индустрии: недвижимость или технологии – были самыми популярными переходами.

Куда вы делись, продавцы?

На этот вопрос нет единственно верного решения. Но мы всё чаще наблюдаем ситуацию на рынке, когда стало не модно продавать решения, стало модно их создавать.

Коммерция – это часть, которая всегда тесно связана с маркетингом и продуктом. Маркетинг задает движение, продукт создает решение, продажи реализовывают. Продавцы первые получают фидбек по продукту от пользователей, понимают, какие потребности есть у клиента, какие недостатки они выявили в процессе использования. Поэтому переход в область создания продукта выглядит очень органичным, особенно если человек обладает гибким мышлением и способностью осваивать новые навыки.

Переход из продаж в маркетинг также не является чем-то уникальным. Эту сферу «бывшие продавцы» осваивают всё чаще.

Куда вы делись, продавцы?

После небольшого затишья по сейлз-позициям, мы начинаем получать в работу новые вакансии. Пока большинство из них — это продажи решений в государственный сектор. Здесь рынок очень нуждается в «новой крови», тут явно не работают старые подходы.

Всё чаще возникают запросы на сейлзов консалтингового типа, которые умеют работать с неструктурированными запросами от клиентов и могут правильно их квалифицировать. Важно уметь собирать проекты из нескольких решений/продуктов, тем самым максимально закрывать потребность клиента.

Подведём итог

За последние два года качественных продавцов на рынке, действительно, стало меньше по разным причинам. Спрос со стороны клиентов на них также уменьшился в объеме, но сейчас он начинает восстанавливаться.

Чтобы продавцу «оставаться в обойме», нужно уметь подстраиваться под изменяющиеся условия рынка, осваивать новые навыки и подходы или находить новые области для себя.

А компаниям, которые хотят привлекать лучших, нужно определяться на входе, какой набор профессиональных качеств продавца им первоначально необходим. Важно не смешивать три роли в одной: account manager / solution sales / РОП или Коммерческий директор, быть готовым платить за сильного продавца или вкладывать ресурсы в обучение молодых, но перспективных специалистов.

Итак, сезон охоты на продавцов открыт! Посмотрим, что он принесёт нам в этом году.

Ещё больше о том, что происходит на рынке труда, читайте в нашем Телеграме;

Чтобы не пропускать наши исследования и статьи, следите за анонсами в канале Marksman. Человеческий капитал;

Много полезного для тех, кто нанимает людей, мы пишем в нашем экспертном блоге.

22
11
Начать дискуссию