«Приходят в компанию, а уходят от руководителя»: 11 проявлений негатива, которых стоит избегать в рабочей коммуникации

«Приходят в компанию, а уходят от руководителя»: 11 проявлений негатива, которых стоит избегать в рабочей коммуникации

Большинство работодателей считает, что заработная плата — самый веский аргумент при принятии оффера. Но не меньшее значение имеют другие нюансы. И это не социальный пакет или соблюдение трудового кодекса, предлагаемые от щедрот с барской души. Ключевой фактор — внутренняя атмосфера, от которой и зависит желание устроиться на новую работу.

На рынке труда существуют расхождения в ожиданиях от компаний и соискателей. Первые полагают, что самое главное — это бренд, деньги и карьера, вторые же чаще смотрят на внутреннюю культуру и совокупный комфорт работы. Например, на возможность удалёнки, которую последнее время многие стали отменять.

Несовпадение в представлениях вызывает у компаний задержки в закрытии вакансий, а у соискателей муки выбора.

Ещё бизнес часто не задумывается о поведении своих руководителей. Кто-то полагает, что если много платит, то может обращаться подчинёнными как угодно, потому что за забором очередь стоит. Жизнь показывает, что это обычно не так, но отрицательный опыт малого кого учит.

Давайте посмотрим, какой негатив может проявляться на работе и чего стоит избегать, если вы хотите создать здоровую команду на долгосрочный период.

Шкала конфликтного поведения людей по степени возрастания негатива

«Приходят в компанию, а уходят от руководителя»: 11 проявлений негатива, которых стоит избегать в рабочей коммуникации

Расположил все плохие проявления в общении в порядке роста деструктивности:

☠ Невербальный негатив

☠ Троллинг

☠ Токсичность

☠ Пассивная агрессия

☠ Хамство

☠ Оскорбления

☠ Мат

☠ Крик

☠ Угрозы

☠ Вредительство

☠ Физическое воздействие

1. Невербальный негатив

Это всё, что не озвучено явно — мимика, жесты, позы тела, взгляды, эмоции, тембр и громкость голоса. Довольно большой и богатый спектр, чтобы выразить почти любые чувства. Не все такое умеют считывать, так как не обладают достаточной степенью эмпатии или просто равнодушны к собеседникам. На мой взгляд, это на самом деле ключевой маркер поведения, который даёт больше информации, чем слова.

Обычно невербалику замечают только те люди, которые интересуются психологией и склонны к рефлексии. Так что если вы до сих пор ничего не знали про это, время прочесть пару статей по теме и разобраться в ней хоть немного. Поможет не только в работе, но и в общении с семьёй и окружением.

2. Троллинг

Троллинг — это различные шуточные подколы или фотожабы на что-либо. Не все понимают, как на них реагировать, в том числе, например, на злобные комменты к текстам в социальных сетях. В последнее время люди привыкли к таким действиям и уже даже выработали какой-то иммунитет — не обращают внимания. Но тролли бывают разные и мастера манипуляций в тонком стиле способны довести неподготовленного человека до остервенения. Не умеете спорить — не беритесь, пожалейте свои нервы. Не кормите троллей. Игнорируйте их или баньте.

3. Токсичность

Пожалуй, самое затасканное понятие, которое часто неверно понимают. Токсичность — это не «плохое поведение», а действия, которые отравляют окружение при контакте. К примеру, собеседник вполне себе вежлив, но капля сарказма тут, усмешка там и вот уже с ним нет желания говорить даже в чате, не то, что в реале. Корпоративное равнодушие к сотрудникам тоже можно воспринимать как токсичность, если компания не соблюдает свои обещания или в команде возникают нездоровые отношения, на проблемы с которыми руководитель никак не реагирует. Главный минус бездействия — со временем загнивать начинает всё вокруг и потом для исправления внутреннего климата приходится предпринимать экстраординарные меры в виде жёсткой чистки.

4. Пассивная агрессия

Как ни странно, иногда самый действенный метод для того чтобы пробить тупость людей) Не советую злоупотреблять, но в некоторых случаях можно использовать, чтобы разрулить ситуацию без доведения до открытого конфликта — это лучше, чем допустить драку. В рабочих отношениях будет вызывать раздражение, но если директор не хочет решать какие-то трудности менеджмента, то именно такое отношение он и получит в результате. Тут уже надо суетиться собственнику, например, нанимать консалтеров для анализа коммуникаций и бизнес-процессов компании. Ещё пассивная агрессия плоха тем, что если такие вопросы не снимать, то рано или поздно ситуация перейдёт в активную фазу, и это не понравится всем.

5. Хамство

Одна из самых старых форм выражения эмоций, которую на фоне остального негатива почти уже не обращают внимания, так как просто привыкли и очерствели от окружающего. Один послал на другого, тот в ответ сказал то же самое — все «довольные» разошлись. В коллективе же такое поведение медленно разъедает команду, люди перестают доверять друг другу и просто общаться. Там где результат труда собирается из вклада каждого сотрудника это приводит к срывам сроков реализации проектов, потому что без коммуникации они не могут сойтись. Люди должны доверять друг другу, а для этого нужно уважать коллег, начальников и подчинённых.

6. Оскорбления

Продолжение предыдущего пункта через усиление эмоции. С одной стороны — естественная реакция на бесячие моменты, с другой всё же стоит немного держать берега. Ну, тут в целом личное дело каждого. Я последнее время обычно игнорирую такое, потому что не хочется ругаться и портить дальше настроение. Всё зависит от контекста: если дело касается работы или важных моментов, то стоит как-то отвечать. В целом нужно просто принять, что любые ваши действия или слова всегда могут кого-то раздражать при минимуме причин. Почитайте, к примеру, комменты к популярным статьям на VC или Хабре.

7. Мат

Периодически читаю, что людям не нравится, как на работе начальство матерится. Почему-то принято думать, что это самое плохое из того, что может угнетать и негативно влиять на бизнес-процессы, хотя на самом деле это только деструктивная тональность речи. На самом деле есть много других вещей, которые гораздо хуже. Особенно если учесть, что многие матом просто разговаривают и не вносят в него какой-то особый подтекст.

Одно дело, когда кого-то ругают таким образом, другое — использование в критической ситуации в виде «хлыста». Или в литературе. Как ни удивительно, чем больше свободы в матершине у разных жёстких сообществ, тем реже люди реально ругаются. Мат — инструмент кризиса, если его использовать мимоходом, он просто теряет свои усиливающие свойства и превращается в фоновый шум.

К мату готовы не все, поэтому если в компании это норма, то нужно понимать, что кто-то не захочет терпеть и может уйти. Тут о приемлемости каждый решает самостоятельно.

Иногда материться не то чтобы допустимо, но где-то это может стать частью эмоциональной разрядки. А вот если начальник орёт на вас матом и оскорбляет — время задуматься о дальнейшем сотрудничестве. Различайте эти ситуации, они разные.

8. Крик

Такая реакция в последние годы встречается довольно редко, так как в основном все пишут в мессенджерах. Там можно конечно КАПСОМ хреначить, если что, но это уже смотрится как дурной тон. В реальной жизни крик больше демонстрирует бессилие, чем может оказать как-то воздействие, хотя это сильно зависит от отдельной ситуации. Как и мат, он может быть действенным аргументом для каких-нибудь рабочих на стройке, потому что там это почти норма, но даже в этом случае не стоит им злоупотреблять, чтобы не получить лопатой по голове в тёмном переулке. На каких-то созвонах или совещаниях громкие вопли неуместны, потому что толку от них нет никакого. Не раз наблюдал, как люди кричат друг на друга в спорных ситуациях, вместо того чтобы кратко озвучить что надо исправить и спокойно разойтись по делам.

9. Угрозы

Довольно редкие проявления, которые сегодня все воспринимают слабо. Опять же из-за расплывчатости и безликости общения в сети. Смысла в угрозах почти нет, а вот прилететь за это может. Тут всё тоже сильно зависит от обстановки. Частое использование такого нагнетания только ослабляет позицию. У меня как-то был руководитель, который орал и угрожал уволить всех сотрудников команды за возможные (!) мифические косяки. В первый раз все стреманулись и замерли, во второй расстроились, а дальше перестали всерьёз воспринимать. Ну и в итоге потом все просто свалили подальше от такого самодура.

10. Вредительство

Встречается довольно редко и это уже за гранью. У меня не было таких ситуаций, но читал много историй, как разные айтишники что-то удаляли в системах работодателей в отместку за прокидывание с зарплатой или откровенный обман с условиями работы. Сотрудникам тут стоит помнить, что такие действия могут плохо кончиться чисто юридически, а работодателям знать, что всяких там бухгалтеров, юристов, сисадминов или рекламщиков увольнять нужно корректно и аккуратно. Не стоит гадить, потому что в ответ на необдуманные действия высока вероятность закономерно хлебнуть помоев.

Вообще вся система менеджмента и бизнес-процессов должна быть выстроена даже не против вредительства, а по логике защиты от дурака. Директор должен разбираться и контролировать все слабые места, понимать политику информационной и технической безопасности, чтобы сайт компании не падал при уходе админа, который загружает контент, работая на удалёнке из другой страны.

11. Физическое воздействие

Эта хрень тоже к счастью меня миновала, хотя сеть полна различными дикими историями. В одной компании директор любил бросать на совещаниях в своих сотрудников дыроколами, в другой однажды охрана избила сммщика за то, что он написал в инете что-то не то. Как-то в СМИ читал, как клиент в гневе пиарщицу с лестницы скинул... Такое, конечно, бывает редко, но кто знает, что может быть у кого-то в башке?

Вот размышлял ещё как-то про разные проблемы ведения бизнеса помимо трудностей в коммуникации с персоналом и о том, почему их сложно решить.

Тут любопытный пример по политику, но в бизнесе всё ровно то же самое. И больше всего меня удивляет, что руководители компаний очень редко следуют такой логике. А нужно при этом понимать ещё некоторые нюансы.

1 Есть два типа бизнеса — осознанный и «по залёту», как его иногда называют. В первом случае всё нужно делать правильно, потому что требуется реализовать придуманную систему, во втором — чтобы докрутиться до момента выхода на прибыль. Ну или закрыться, если не получилось. Мотивы разные, но цель одна.

2 Почти никто не понимает, что нельзя бизнес делать только ради денег. В основе должна быть идея — закрытие маркетинговой боли или ниши на каком-то рынке или его сегменте. Компания её решает и получает прибыль.

3 Менеджмент и управление людьми — два разных навыка. Одно дело — работа с программами и документами, другое руководство командой. Этого вообще никто не осознаёт, что довольно много говорит про скиллы топов. А ещё, что лидерство, о котором часто упоминают в этом контексте — это не навык, а сущность личности. Можно не хотеть никого осознанно вести за собой, кстати, и быть успешным.

4 Ну и последний момент — про структурное мышление. Никто этому нигде не учит, а суть заметки как раз о нём. Любая система — это чёткая иерархия во всём: в мыслях, бизнес-процессах, грейдах, документах. Пока директор всё это не настроит сам лично или руками подчинённых, ничего и не будет развиваться.

5 Про риски уже не вижу смысла что-то писать, даже крупные бренды не занимаются антикризисными мерами или делают это плохо. Почему-то для того, чтобы все засуетились нужно чтобы кто-то умер — животное в транспорте или человек от глыбы льда на голову. Либо должен случиться какой-то пожар или катастрофа — тогда все начинают бегать и принимать законы. Но этого энтузиазма тоже хватает ненадолго.

Какие выводы?

🍀 Управлять чем-то сложно и этому надо специально учиться долгое время. Причём не по традиционным программам, так как они слабо отражают реальность. Лучше уж книгу про ТРИЗ прочесть.

🧩 Весь «секрет» бизнеса в том чтобы вести его осознанно и системно, не только ради денег, а ещё для собственного развития. Тогда предпринимательская деятельность будет максимально успешной.

Но люди в среднем не хотят ждать, а горизонт планирования в экономических условиях России на фоне событий последних лет ужался с одного года до 3-6 месяцев. Поэтому имеем вокруг то, что есть.

«Приходят в компанию, а уходят от руководителя»: 11 проявлений негатива, которых стоит избегать в рабочей коммуникации

Короче, малоадекватных людей хватает, потому что не все умеют нормально общаться. Частично на это влияет анонимность, которая создаёт иллюзию безнаказанности за слова или действия: «Что ты мне сделаешь? Я в другом городе».

Специфику отношений надо учитывать при любом взаимодействия в инете. В личных социальных сетях лучше игнорить весь негатив, иначе тупо времени не хватит на что-то другое. На работе же такие моменты критичнее, тем более, если сначала компания казалась нормальной, а потом через месяц начали вылезать разные косяки и звоночки.

У некоторых работодателей после подписания договора прям пелена сдержанности спадает, и они «расправляют плечи», потому что больше нет необходимости в вежливости и можно не скрывать свою сущность. Сначала такие персонажи переходят на оскорбления и мат, потом требуют нереалистичных действий и когда получают закономерный отлуп, начинают орать и угрожать невыплатой зарплаты. На попытки построения диалога шипят из своих нор и токсично троллят либо распространяют какие-то грязные сплетни и слухи в руководстве.

Возможно, в каких-то местах в связке с коррупционными и мутными схемами к такому все постепенно привыкают, но по мне так это ведёт только к тотальному выгоранию сотрудников и деградации организации. Хороший пример тут всякие силовые структуры или корпорации, в которых продление больших контрактов зависит от успехов менеджеров. Периодически там попадаются странные люди, которые не понимают, как решать вопросы и поэтому рандомно спихивают их на подчинённых. В таких случаях приходится экстренно думать о том, как всё это разрулить и начать искать новую работу. Или решать для себя, сколько такое поведение придётся терпеть и как минимизировать все траблы от чайка-менеджмента эффективных специалистов.

Советую мониторить отзывы в сети перед трудоустройством или напрямую задавать вопросы эйчарам. И если они в ответ будут смущаться — задумывайтесь об их реакции. Один раз коллега признался, что директор толкал его на уголовные преступления, чтобы только навредить мне из-за разногласий по работе.

Вообще мне не доставляет никакого удовольствия копаться в каком-то треше, да и ещё классифицировать его. Но, к сожалению, периодически коммуникация даже в реале оставляет желать лучшего. В сети же вероятность ошибки ещё больше, так как собеседник может что-то неправильно понять или обидеться на весьма невинные слова. Поэтому стоит быть снисходительнее к чьему-то странному поведению и не ждать изначально ничего хорошего от незнакомых людей.

Последние несколько лет компании уделяют особое внимание своим корпоративным брендам и в частности — Employer Value Proposition (EVP), ценностному предложению работодателя. Довольно часто все официальные действия при этом прямо противоположны реальной репутации бизнеса. Крупные банки, ритейлеры, маркетплейсы, операторы связи и другие корпорации декларируют какие они молодцы и заливают всё рекламой, а конечные пользователи плюются от скотского отношения к себе на клиентском уровне. Кроме того, несмотря на «рынок соискателя» в некоторых сегментах вроде IT, эйчары не стесняются на финальном этапе оффера снижать обещанную зарплату на 30+% после прохождения 3-4 этапов собеседования и ещё удивляются отказам)

Рынок труда сейчас довольно разнородный, всё что, что я описываю, случается и с маленькими организациями, и с большими. Для поиска хороших сотрудников нужно потратить много денег и времени, так стоит ли ими разбрасываться? Очевидный ответ — нет, но культура отношений в большинстве компаний всё равно находится на низком уровне. И это притом, что повышение в зарплате обычно происходит только через увольнение и переход на новое место. Работодатели это хорошо понимают, но крайне редко проявляют чуткость к людям, что порой вызывает у меня максимальное удивление, ведь с точки зрения рентабельности гораздо выгоднее удерживать сотрудников, чем постоянно искать новых.

Я веду Телеграм-канал про маркетинг, бизнес, менеджмент и всё такое. Если было интересно — подписывайтесь) Вот тут подробнее обо мне плюс список лучших постов.

И вот ещё одна моя статья про то, как стоит строить отношения с людьми, чтобы потом не было мучительно стыдно за бессмысленно-совершённые действия)

55
Начать дискуссию