Всё о людях: рекрутинг, лидерство и психология в IT

Дайджест статей про то, как выстраивать HR-процессы в компании, собирать успешную команду и развивать будущих руководителей.

Всё о людях: рекрутинг, лидерство и психология в IT

Вот уже почти два года мы каждую неделю пишем на VC о самых разных аспектах работы ИТ-интегратора, комментируем горячие новости индустрии, делимся личными историями и опытом выстраивания оптимальных бизнес-процессов. Декабрь — время подведения итогов, а наша третья статья-дайджест — целиком про HR.

Рекрутинг и тенденции

К 2024 году бизнес окончательно сделал ставку на российские технологии, и некоторые ИТ-специалисты стали задумываться о переквалификации в разработчиков 1С. Мы подробно разобрали ситуацию («Рынок 1С глазами рекрутера: спрос на специалистов, самооценка и перспективы») и пришли к выводу, что на текущий момент направление 1С предлагает больше возможностей для трудоустройства начинающих программистов, чем в среднем по рынку. Сегодня сфера 1С сулит сложные интересные проекты по автоматизации крупнейших компаний страны.

Хорошо, допустим, человек решился сменить специализацию и освоить новый технологический стек. А как к таким «свитчерам» относятся рекрутеры и работодатели? Не будем ручаться за все профессии в мире, но можем уверенно сказать про нашу сферу: к айтишникам, которые приобретают дополнительные навыки и смежные специальности работодатель всегда настроен очень положительно. Впрочем, прежде, чем бросаться в незнакомые воды, стоит убедиться в своей мотивации. Чтобы не разочароваться в сделанном выборе, задайте себе ряд вопросов (чек-лист — в конце этой статьи: «Ветер перемен: свитчеры в IT»).

Другая технологическая примета времени, помимо перехода на отечественный стек, — это проникновение искусственного интеллекта практически во все сферы нашей жизни, в частности — в сферу HR. О том, какие технологии сегодня используются при подборе сотрудников, менеджер по персоналу ALP Group рассказала в статье «”Я на ящерке сижу лет 10”: как ИИ помогает рекрутерам, но упускает крутых техлидов». Мы верим, что чат-бот — не замена, а, скорее, друг HR-специалиста. Искусственный интеллект поможет оптимизировать первичный контакт с соискателем, облегчит работу с поисковыми ресурсами и упростит процесс устройства кандидата на новом месте, но не заменит человека. На рынке с нехваткой высококвалифицированных кадров HR-специалист должен обладать харизмой и находить к каждому свой человеческий подход.

Наблюдая за ИТ-индустрией, мы заметили еще один важный тренд — переход с «продуктоцентричности» на «клиентоцентричность», или клиентоориентированность. Главный драйвер этого перехода — появление огромного количества новых технологических компаний и постоянно растущий уровень конкуренции на рынке. Хорошо знакомое, например, для компаний отрасли HoReCa, в IT понятие клиентоориентированности раньше воспринималось как абстракция. Сегодня же это — важный софт-скил и реальное преимущество на рынке, особенно при работе с крупными заказчиками, которые отличаются специфичными бизнес-процессами и потребностью в нетиповых решениях. Из каких составляющих складывается клиентоориентированный подход, рассказали здесь: «Как не упустить заказчика: клиентоориентированность в IT».

Последний интересный HR-тренд уходящего года — заметный рост количества вакансий корпоративных психологов. Строго говоря, психолог в штате компании — далеко не новшество. Даже в советские времена на крупных производствах работали психологи. Правда, тогда у них была несколько иная задача: они в основном помогали составлять психологические портреты сотрудников. В США штатные психологи начали активно появляться где-то в начале 2000-х годов. А сегодня в России, как и во всем мире, мы наблюдаем новый всплеск этой тенденции. Для чего крупным ИТ-компаниям психологии? Нужны ли они в любой компании? С чем реально могут помочь? И должны ли руководители ходить на регулярные сеансы? Ответам на эти и другие вопросы мы посвятили не одну, а сразу две статьи (1 и 2).

Управление и профессиональный рост

Идеальная команда подобрана, а как ей управлять, как не закостенеть и продолжать развиваться вместе? В статье «Дилемма руководителя: хороший, плохой, злой» руководитель проектов ALP Group рассказал, как ему удается соблюдать хрупкий баланс между авторитетностью и лояльностью. Спойлер: всё сложно :)

Другая проблема, хорошо знакомая любому менеджеру, — это вопрос делегирования. Если подойти к делу грамотно, то делегирование задач может стать ценным стратегическим инструментом для достижения целей проекта и раскрытия полного потенциала команды. Но эффективное делегирование — это навык, который совершенствуется со временем. Подробнее: «Сделай сам: какие задачи лучше не делегировать».

С другой стороны, делегирование расширяет возможности членов команды и способствует их профессиональному росту. Так, выделенный по направлению тимлид сможет прокачать свои навыки и в будущем занять место руководителя на другом проекте внедрения или развития какой-либо информационной системы. О других способах «взращивания» талантливых кадров можно почитать здесь: «Хороший руководитель: как развивать будущих лидеров в компании».

Мы вообще уверены, что в любой ИТ-компании должен быть свой комплексный подход к развитию специалистов — полноценная культура наставничества и профессионального роста, которая помогает раскрывать таланты, адаптировать сотрудников и достигать успеха в сфере технологий.

А какие еще публикации по теме HR в IT вы читали в этом году? Поделитесь ссылками в комментариях ⬇

11
11
Начать дискуссию