Wildberries: как новые KPI становятся рисками для HR-репутации
15 сентября сотрудники Wildberries создали петицию с требованием пересмотреть новую систему мотивации и ввести график перерывов. За две недели обращение набрало порядка 40 тысяч подписей, а сами работники заявили о возможности забастовки. Давайте разберемся, как вводить KPI так, чтобы не превратить их в HR-скандал.
Небольшая предыстория: 1 июля 2021 года маркетплейс ввел новую систему оплаты труда и мотивации для сотрудников пунктов самовывоза. Ключевое значение в ней имеет скорость приемки товара: чем быстрее обрабатываются позиции, тем выше оплата труда.
Работников новые KPI не устроили. Основная претензия — слишком высокие требования, переработки и неравномерное поступление заказов. Как пишут в петиции, сотрудник часто одновременно выполняет функции кассира и кладовщика. В результате в зарплатах за август часть людей недосчиталась десятков тысяч рублей.
Стоит отдать должное WB: он не отказался от ответов и сдержанно прокомментировал конфликт. Маркетплейс сообщил, что большинство менеджеров ПВЗ получили повышенную премию. А кто работает медленно — тот и получает меньше.
Возникает интересная ситуация. C одной стороны, крупные бренды несут впереди себя тимбилдинг, онбординг и корпоративную культуру. С другой, HR-репутация по-прежнему разбивается о жесткую бетонную стену финансовой мотивации. Все по заветам пирамиды потребностей Маслоу.
Забастовки не редкость для российских компаний. Несколько примеров:
2021 год. Появились сообщения о забастовке членов экипажей «Аэрофлота». Причина — большая нагрузка и низкие ставки. Авиакомпания в результате повысила зарплату бортпроводникам.
2020 год. Курьеры Delivery Club устроили забастовку с требованием изменить систему мотивации. Компания пересмотрела назначение штрафов и запланировала ограничить вес заказов из продуктовых магазинов.
2019 год. Курьеры Ozon объявили забастовку в ответ на сбои в расчете вознаграждений. Маркетплейс признал претензии и погасил долг.
Бренды сталкиваются с ситуацией, когда оптимизировать бизнес необходимо, но это встречает яростное сопротивление коллектива. Можно не реагировать, но это чревато ухудшением репутации, низкими рейтингами работодателя и сложностями с набором штата в будущем. Большая текучка не приносила пользы еще ни одному бизнесу. Какие есть репутационные риски ввода новых KPI:
· Сложности с адаптацией сотрудников – «старожилов».
· Сложная атмосфера в коллективе: люди склонны воспринимать в штыки все новое.
· Рост числа увольнений и отрицательные отзывы в сети.
· Возникновение волны негатива. Как только инфоповод выходит в публичное поле, погасить конфликт в пользу работодателя намного сложнее.
· Стресс-тест для пресс-службы. Нужно выработать четкую позицию по управлению репутацией в интернете и транслировать ее в СМИ.
Нет, от ввода KPI отказываться не нужно. Однако можно свести репутационные потери к минимуму. Общие рекомендации для компаний, как это сделать:
· Выбрать период «тишины», когда в организации нет глобальных изменений или она не мелькает в заголовках СМИ. В случае с WB, еще не остывшего после информационных баталий с Visa, это был не самый удобный момент.
· Найти компромисс между оптимизацией и реализуемостью системы мотивации.
· Протестировать KPI на пилотных группах сотрудников в несколько этапов и выявить недочеты.
· Запустить систему постепенно: пока одни сотрудники будут противиться, другие успеют адаптироваться. Негатив перестанет расти, как снежный ком.
· Провести мониторинг репутации в интернете. Чтобы объявить забастовку, необходима кооперация. Важно находить недовольных активистов и гасить конфликты с отдельными группами.
· Не отказываться от комментариев и выходить на диалог, даже когда инфоповод стал вирусным.