8 типов заказчиков и работодателей, с которыми не стоит связываться

Генеральный директор МАЭР Юлия Трус рассказывает о типах клиентов, с которыми лучше не работать. Ну, или хотя бы лишний раз подумать, а стоит ли оно того.

8 типов заказчиков и работодателей, с которыми не стоит связываться

1. Заказчик, который не знает, чего хочет

Он не может поставить четкую задачу и сформулировать, какой хочет получить результат. Что бы вы ни сделали, клиент будет недоволен, потому что изначально нет эталона и понимания, как надо.

Вы проделаете работу, опираясь на свое представление об идеале, а у клиента в итоге могут оказаться совершенно другие ожидания или примерно такая оценка вашей работы: «Не знаю, как надо, но точно не так».

Как определить. На этапе брифинга заказчик не может внятно сказать, что ему нужно.

Что делать. Попросите его собраться и прийти к вам с понятной задачей, обязательно согласуйте ТЗ. Если не получается, откажитесь от сотрудничества.

2. Заказчик, который хочет высокое качество за низкий чек

Такие люди знают, какой результат они хотят получить и как выглядит хорошо сделанная работа, но хотят сэкономить и поэтому манипулируют:

  • «Нам нужно вот так, но у нас маленький бюджет».
  • «Сделай, пожалуйста. Ну, что тебе стоит».

Как определить. Сразу спрашивайте, на какой бюджет заказчик рассчитывает. Если он не называет четкую цену, рассказывает о своих проблемах и пытается манипулировать, чтобы вы сделали подешевле — возможно, стоит отказаться от такой работы.

Что делать. Не ждите, что когда-нибудь он осознает, какой вы замечательный специалист, и вдруг поймет, что вам нужно платить достойные деньги. Такие люди будут постоянно искать тех, кто за бесценок сделает хорошую работу.

3. Клиент, который обесценивает труд

Такие заказчики тоже из разряда тех, кто хочет получить хорошую услугу за низкий чек. Они будут убеждать вас, что то, что вы делаете, очень просто. Они бы и сами это сделали, но не хватает времени. В работе с такими людьми есть риск поддаться манипуляции и поверить в то, что вы действительно ничего особенного не делаете, и ваша работа стоит недорого.

Как определить. Вам все будет понятно, когда клиент начнет говорить о деньгах и занижать стоимость услуги.

Что делать. Отказывайтесь от таких клиентов. Не пытайтесь переубеждать этих людей и не позволяйте обесценивать свой труд. То, что вы делаете, — ценно. Просто это не ваш клиент.

4. «Я могу всё сделать сам»

Это заказчик, который будет бесконечно вмешиваться, советовать и контролировать. Он будет пытаться изменить работу, когда она уже доделана. Такому клиенту вы тоже никогда не угодите. Возможно, что вас попытаются лишить части гонорара, объясняя это тем, что половину работы якобы проделал сам клиент.

Как определить. На первом собеседовании или созвоне такие заказчики часто плохо отзываются о предыдущих исполнителях и говорят: «Они мне все испортили, сломали. Приходи, переделай». Вы придете и увидите, что все было сделано неплохо.

Такой клиент, скорее всего, даст вам большой объем дополнительных вводных, которые ни на что не влияют, но ему будет казаться, что это крайне важно.

Что делать. Сразу договаривайтесь о формате работы и желаемом результате. Или отказывайтесь от работы, если понимаете, что договориться невозможно.

5. Клиент, который постоянно звонит и пишет

У такого заказчика всегда будут для вас срочные поручения, безотлагательные и важные дела. Вы не сможете ни отдохнуть, ни сосредоточиться, потому что вас бесконечно отвлекают и дергают. Вам могут писать и звонить в выходные дни или поздно вечером. В итоге вы не сдаете вовремя работу или выполняете ее в ущерб другим делам и личному времени.

Как определить. Вы понимаете, что вам некомфортно, так как заказчик пишет слишком часто или в недопустимое для вас время (ночью, поздно вечером). Это и есть сигнал, чтобы изменить ситуацию.

Что делать. Игнорируйте звонки, когда отдыхаете. Предупредите, что в субботу и воскресенье вы не работаете и ночью тоже не на связи. Попробуйте договориться о фиксированном времени звонков. Как только вы понимаете, что вас постоянно дергают и не дают нормально работать, спросите заказчика, всегда ли он так работает, и можно ли договориться о другом формате взаимодействия.

6. Заказчик, который хочет всё и сразу

Возьмем для примера ситуации, которые чаще всего возникают с такими клиентами.

Пример 1. Вы оказываете услугу, клиенту видна только маленькая часть работы. И это может стать проблемой. Например, вам нужно написать текст. Вы проводите интервью с клиентом. Он говорит: «Ну все, уже вечер, мы с тобой закончили. Давай завтра в девять утра еще одно интервью проведем, ты задашь дополнительные вопросы и зафиналим текст».

Кажется, что клиент требует невозможного. На самом деле, он просто не знает, что вам нужно расшифровать интервью, сделать черновик текста, сформировать список дополнительных вопросов. И что после второго интервью вы еще немало времени проводите за работой над текстом. Клиент не понимает, какой объем работы вы выполняете «за кулисами».

Что делать. Поговорите с заказчиком и объясните ему, что у вас есть огромная часть работы, которую он не видит. Опишите объем работы, разложите по этапам. Если он адекватный, обязательно вас услышит, и вы продолжите с ним работать. А если нет — не стоит продолжать сотрудничество.

Пример 2. Вы работаете на фрилансе, изначально договариваетесь с заказчиком о каком-то временном объеме работы. Вы понимаете, что над этим проектом будете работать три часа в день, учитывая нагрузку. А потом выясняется, что ваш клиент хочет гораздо больше. Работа выходит за рамки трех часов, и вы уже тратите на нее все восемь.

Что делать. Объясните, что текущий объем работы занимает гораздо больше времени, чем изначально планировалось. Просите доплату, либо возвращайтесь к первоначальным договоренностям.

7. Заказчик, который предлагает работать за процент

Работа за процент может манить и привлекать. Вам будут продавать идею: сколько заработаешь, столько мы тебе заплатим. Кажется, что это здорово. Вы можете влиять на свой доход. Но если вы готовы работать за процент — скорее всего вам нужно открывать свой бизнес, а не тратить время на чужой.

Часто заказчик предлагает работать за процент, потому что у него мизерный доход. Он готов заплатить большой процент, лишь бы вы пришли и спасли его бизнес. Вы приходите, выводите дело на хороший доход, а заказчик заявляет: «Что-то я много тебе плачу. Столько в этой нише не платят». Получается, вы работали за 20 тысяч в месяц, потратили много сил в надежде, что будете хорошо зарабатывать в будущем, вывели бизнес на хороший доход, а вам говорят: «Ну, все, можешь идти».

Как определить. Если вам изначально предлагают работать за процент, есть вероятность, что у компании маленькие обороты и проблемы с прибылью и ростом.

Что делать. Подумайте, готовы ли вы тратить время и силы на развитие чужого бизнеса и, возможно, ничего с этого не получить.

8. Клиент, который считает, что «деньги не пахнут»

Представьте, что вы приходите работать к предпринимателю, который продает низкокачественный товар или подделку бренда. Как вы это воспримете?

Нужно остановиться и выяснить, что говорит предприниматель. Он может продавать подделку из Китая и транслировать, что это оригинальный товар. А может честно заявлять, что это копия. И это разный бизнес. На рынке продают множество неоригинальных, низкокачественных товаров. На них есть свой сегмент покупателей, которых устраивает именно такое качество и такая цена. И это нельзя назвать обманом.

Что делать. Подходите к вопросу с этической стороны. Если вас не смущает обман покупателей, вы спокойно будете работать в таком бизнесе. Если для вас это неприемлемо, лучше откажитесь от работы.

С какими бы клиентами вы ни работали, помните: нельзя работать против себя. Прислушивайтесь к своим ощущениям, говорите, что вас не устраивает, и старайтесь изменить то, что мешает работать в удовольствие и на результат.

А с какими заказчиками и работодателями не стали бы работать вы?

66
22 комментария

Если отсекать клиентов, попадающих под один или нескольких приведенных признаков, то мелкому и среднему бизнесу будет не с кем работать. Как там в мегакорпорациях - не знаю. Хороший клиент, который знает чего хочет, понимает сколько это стоит и располагает на это бюджетом - это уже творческая удача в океана безнадёги и хаоса. А мозг едят все, это жизненная необходимость, которая обосновывается переживанием за дело.

3
Ответить

Работа с некоторыми из них всегда в минус. Бизнес - не благотворительность.

Ответить

В стране системный кризис с 2008 года, только за последний год 700 тыщ-тыдыщ предпринимателей закрылись, клиентов всё меньше... Тем временем,
генеральный директор МАЭР Юлия Трус рассказывает о типах клиентов, с которыми лучше не работать.

2
Ответить

Трус не играет в хоккей... Извините, вырвалось

1
Ответить

Ну Юлия - хитрая, она лазейку оставила, -
"... Ну, или хотя бы лишний раз подумать, а стоит ли оно того."
Так что мы побубним, что ещё один хитрый попался и от безисходности будем как-то пытаться работать, хотя прекрасно знаем, что будет дальше. ))))

Ответить

Это одна из любимых манипуляций "бизнесменов".
Чтобы специалисты прогибались.

Приведите полную статистику
Сколько открылось новых бизнесов и сколько в них работников
Сколько и насколько выросло существующих бизнесов
По каким причинам закрылись "700тыщ" бизнесменов (мошенники, суды, прокладки, смерти, продажи стартапов цукербергам ..)

Итого мы увидим
Что на каждого маркетолога, дизайнера, таргетолога в стране минимум 70 компаний клиентов.
А работы там непочатый край.
С контрактами на 5-7 лет 48/104/365.

Так кто кого должен "уговаривать"?

Ещё и при том, что специалисты создают регулярную прибыль, а платят им пока ещё одноразово.

Проценты с созданной прибыли нужно платить. Офицконтракты на роялти_навсегда.
И не урезая бюджет реализации механики (зп так называемая).

Зп это оплата за то, что человек здесь и сейчас потратил свою жизнь на тебя.
Необратимо.
А потому должна обеспечивать все потребности и копить запас на витамины в старости.
А гонорары - это оплата за Классно Искренне Форбсвауоскарно сделанные фишки.

Коллеги, берите за механику от 15 000$ в месяц и роялти_навсегда от 20% с созданной прибыли.
И да прибудут с вами 105 государственных выходных, 63 личных выходных на дни рождения близких, ангел-бот-секретарь, сообщающий клиентам о вашей сиесте в 6 утра, 14.17, и после 18.01.

Ответить

Странно, при в заголовок и финишный вопрос приплели работодателей, а в тексте про них ничего. Но добавлю от себя именно про работодателей:

1. Всем заправляет собственник, руководителей почти нет.
Предыдущий раз был именно такой. Постоянно говорил, что нанимает нас, руководителей, чтобы снять с себя работу. Из руководящего состава в бэкофисе компании был я по e-comm, главбух, руководитель кадров. Все остальное без начальства даже низшего уровня, каждый сотрудник подчинялся непосредственно собственнику. В итоге, оказалось, что без похода на ковер к собственнику за советом ничего делать нельзя. Если он не посоветовал, а ты сделал и получилось хорошо, то посоветуйся ты с ним, было бы лучше, зря не посоветовался. Если получилось плохо, то надо было посоветоваться, потому и не получилось. Если посоветовался и сделал по его наставлению, а получилось плохо, то потому что не так сделал. Если хорошо, то потому что посоветовался. Проработал так 2 месяца и уволился одним днем - совещание с собственником закончилось за час до конца рабочего дня на моей фразе, что он хреновый руководитель и его ответке, что я хреновый руководитель. Через полчаса уже был готов полный расчет и все бумаги.

2. Ставят необоснованные планы и не дают инструментов.
Работал по e-comm в компании, которая едва делает 50 млн. в год. Пришел как раз под конец года, когда началось планирование. Прикинул что к чему, что есть, что надо, что можно получить, а что нет. Выдал, план в 75 млн. и перечень необходимого инструментария. План согласован. В январе следующего года план меняется в одностороннем порядке до 250 млн. и прилетает задача описать где их взять. Ну натягиваю кое-как на 110 млн. с условием, что придется хорошо вложиться в собственный сайт и убрать косяки, которых нашел на пару листов. Косяки не убираются, вначале года ИТ ломают случайно интеграции, а через месяц сообщают, что до лета ничего чинить не будут, сторонних спецов к сайту не допустят. Еще через несколько месяцев оказывается, что план не выполняется из-за меня. Со своей стороны жалею только, что затянул с уходом, были очень хорошие варианты.

3. Затягивание зарплаты.
Тема давняя, был юн и неопытен, повелся на "ну мы же команда"

1
Ответить