Как построить успешную карьеру: советы HR

Какими качествами нужно обладать, чтобы построить карьеру? Что на рынке труда ценится выше: профессиональные компетенции, опыт или умение общаться? Как чувство юмора способствует продвижению вверх? И корректно ли обсуждать с руководителем свои планы на будущую должность? На эти и другие вопросы отвечают опытные HR-эксперты Ростелекома.

Как построить успешную карьеру: советы HR
Людмила Волкова
Директор по управлению талантами Ростелекома

«Не бойтесь менять карьерный вектор»

Существуют разные правила построения карьеры для молодых и опытных специалистов, но среди них можно выделить несколько универсальных. Они помогут вам, если вы только устраиваетесь в компанию, осваиваете новую профессию или идете на повышение.

Будьте честны

Многие соискатели стремятся оставить о себе хорошее впечатление во время собеседования. Это хорошо и похвально. Презентуйте себя на высоком уровне, но никогда не обманывайте. Расскажите честно, где и кем вы работали раньше, какие обязанности выполняли и почему хотите устроиться на новую должность.

Не искажайте факты. Все данные проверяются за минуту. И если работодатель поймает вас на лжи, вам придется оправдываться, извиняться и, в конечном счете, вы не только попадете в дурацкое положение, но и навсегда испортите мнение о себе.

Берите на себя ответственность осознанно

Есть расхожий стереотип, что при выборе новой сферы деятельности новичку будут мало платить. Это не всегда так. Новичком мы можем назвать и студента, желающего подработать, и взрослого специалиста, который пришел осваивать новую профессию. Возможно, у человека уже есть опыт и стаж, и трудовой путь он начинает не с нуля.

Я верю, что масштаб личности определяется масштабом проблемы, которая способна вывести его из себя. Проблемы есть в любой деятельности, будь то маркетинг, продажи или подбор персонала. Все мы каждый день сталкиваемся с непростыми задачами. И когда у вас за спиной есть наработанный опыт, вас сложно выбить из состояния равновесия, и вы методично решаете одну проблему за другой – знайте, это ваша козырная карта. Потому что платят нам компенсацию за ту ответственность, которую мы на себя берем. Оцените свой потенциал. Честно себя спросите: а какие риски я способен и готов на себя взять?

Поднимайтесь по карьерной лестнице с юмором

Сегодня нам не хватает доброго, хорошего, здорового чувства юмора. Все слишком серьезны, напряжены и нацелены на результат. Но жить в постоянном напряжении трудно и вредно. Помните, все болезни от нервов.

Постарайтесь относиться к себе с иронией, живите и работайте с легкостью в душе, умейте посмеяться над ситуацией. Если вы вспомните людей, с которыми вам приятно общаться, то, скорее всего, с ними вы много смеетесь. Если вы на встрече вы будете часто шутить, это поможет снять психологическое напряжение и быстрее достичь взаимопонимания.

Единственный нюанс – не шутите над собеседником, особенно если перед вами деловой партнер или будущий работодатель. Лучше сыронизируйте над ситуацией, над собой или на какую-то отвлеченную тему. Мы никогда не знаем, как незнакомый человек отнесется к шуткам в свой адрес.

Екатерина Барабанова

Директор по развитию персонала Ростелекома

«Гибкость в обучении – ключевая компетенция XXI века»

В Ростелекоме разработана корпоративная модель профессиональных компетенций. Ее могут применять специалисты всех подразделений и управленческих уровней. Модель представляет собой свод простых правил для тех, кто хочет развиваться, соответствовать потребностям рынка и эффективно строить карьеру.

Получайте разнообразный опыт

Бросайте себе профессиональные вызовы. Пробуйте себя в кросс-функциональных проектах. Берите на себя новые задачи. Когда что-то получается хорошо – это здорово. Когда не получается – еще лучше! Потому что с каждым вызовом вы лучше узнаете себя. Вы иначе оцениваете свои возможности, начинаете лучше ориентироваться в профессиональных целях.

Будьте креативны

Сразу оговорюсь, что креативность – это не обязательно синие волосы и сережка в носу. Это про умение видеть ситуацию с разных сторон, применять нестандартные решения, которые будут выделять вас на фоне коллег. Вас заметят и услышат.

Совет 3. Тренируйте критическое мышление

То, насколько хорошо вы умеете отличать факт от выдумки, выстраивать причинно-следственные связи, проверять факты, определяет ваш уровень владения навыком. Чтобы развивать критическое мышление, важно быть насмотренным, много читать, изучать и все время задавать себе вопросы «А что дальше?», «А что, если?». Это маленькое упражнение отлично прокачивает критический взгляд на мир.

Совет 4. Занимайтесь саморазвитием

Гибкость в обучении или learning agility – это постоянное развитие на протяжении всей жизни. Нужно быть любознательным, изучать новую информацию, внедрять в практику то, что соответствует духу времени, и отказываться от подходов, потерявших актуальность, что вам уже не подходит. Множество исследований подтверждают, что learning agility считается сейчас одной из ключевых компетенций XXI века.

Никита Черкасенко

Директор департамента HRM-технологий и аналитики Ростелекома

«Не нужно путать карьеру со сменой должностей»

Мир, в котором мы сейчас живем, непрерывно меняется. То, что казалось еще пять лет назад актуальным, быстро утрачивает значимость. Профессии автоматизируются. На смену людям приходят роботы и современное ПО. Нужно ли сегодня прокачивать цифровые навыки?

Все компетенции одинаково важны

Цифровые навыки, безусловно, важны для современного специалиста, тем более работающего в IT-компании, но глубокое изучение технологий не имеет принципиальной важности для построения карьеры. Достаточно владеть компьютером на хорошем уровне, уметь общаться в виртуальной среде, выстраивать там свою работу.

Приведу пример, как несколько лет назад возник огромный спрос на изучение программирования. Все считали, что умение писать код станет сильным преимуществом при трудоустройстве. Сегодня стало ясно, что для создания цифрового продукта достаточно уметь пользоваться довольно простыми программами. Можно создавать сайты, не погружаясь на уровень разработки – для этого есть готовые платформы и онлайн-сервисы.

Главный ориентир успеха – драйв от работы

Делать то, что тебе нравится делать – вот главный признак того, что ваш компас ведет вас по правильному карьерному маршруту. Важно не путать карьеру с процессом смены должностей, которые написаны у тебя на визитке. Грейды, деньги, полномочия – это вторичные признаки, которые могут незаметно и ловко увести человека в сторону от любимого дела и настоящего предназначения.

Наталия Вялкина
Директор департамента внутренний коммуникаций и корпоративной культуры Ростелекома

«Следуйте принципу взаимных побед»

Мягкие навыки или soft skills сегодня в профессиональном развитии играют зачастую более весомую роль, чем профессиональные или hard skills. К «софтам» относятся навыки коммуникаций, внутренняя дисциплина, эмоциональный интеллект, умение доводить дело до конца – словом, психологическая развитость и отточенные паттерны мышления.

Учитесь коммуницировать

Когда я подбираю людей в команду, то встречаюсь с большим количеством кандидатов. Профессионалов немало, но не каждый сможет найти место в команде. Можно прочитать сотни отличных резюме, но только во время общения можно понять, впишется ли человек в коллектив, какое место он займет в команде, насколько с ним приятно общаться.

Мы формируем мнение о человеке в первые минуты знакомства с ним и очень многое в карьере зависит от умения общаться. Помните: ваши коммуникации – это ваша репутация. От того, насколько эффективно вы умеете выстраивать отношения, быть партнером и взаимодействовать напрямую, зависит ваше карьерное продвижение.

Принимая решение о переводе сотрудника на новую должность, руководитель может спросить мнение его коллег – чаще всего в неофициальных беседах. И если окружение скажет, что с коллегой некомфортно работать и его не хотят видеть в новой должности, то начальник несколько раз подумает, не поторопился ли он.

Не тяните одеяло на себя

Я видела много примеров в разных компаниях – к счастью, их почти нет в Ростелекоме, – когда профессионалы вели себя токсично, могли подставить, плели интриги. Если в краткосрочной перспективе такому человеку удастся одержать победу, например, присвоить себе проект или отжать ресурс, то в долгосрочной перспективе карьерные интриги проигрывают. И наоборот, большинство из тех, кто выстраивает комфортное взаимодействие, руководствуется принципом win-win, то есть взаимных побед, добивается успеха.

Мой совет: если вы можете помочь другой стороне в достижении победы, то сделайте это. Это вернется вам в виде надежного партнерства и карьерного роста. Для хорошего специалиста важно быть хорошим человеком.

Елена Симонова

HR-директор макрорегионального филиала «Дальний Восток»

«Смело заявляйте о себе!»

За последние несколько лет наша компания космически расширила горизонты возможностей для сотрудников. Сегодня в «Ростелекоме» есть задачи и проекты, которые дают шансы каждому сотруднику проявить себя. Нужно просто их использовать.

Ваша карьера – только в ваших руках

Ростелеком заинтересован в новых лидерах, мастеров своего дела, экспертах, которые будут добиваться устойчивых результатов и приносить ценность компании. В компании есть разные программы для поддержки в раскрытии потенциала сотрудников: эксперты, менторинг, коучинг, карьерная траектория, молодежные советы, спортивные команды. Возможностей невероятно много!

Будьте смелее в реализации своих планов по продвижению – растите с великими и выбирайте сами путь и путеводителя. Подойдите к руководителю и обсудите с ним свои профессиональные и карьерные ожидания. Это абсолютно нормально. Если вам действительно важно расти и развиваться, заявите о себе – вас совершенно точно услышат, поддержат.

Стремитесь стать в своем деле лучшим

Залог успешной карьеры – любить то, что делаешь, и делать то, что любишь. Когда человеку хочется сделать что-то лучше, получить новые знания и применить их на практике, превзойти свои ожидания, взяться за новую сложную задачу без ожидания каких-то профитов – это самый верный и правильный путь к успеху.

Философия проста: делай свое дело классно, будь любопытным до нового, применяй знания на практике, и щедро делись этим с окружением. Вот и весь секрет!

Ирина Тамбовская

HR-директор макрорегионального филиала «Северо-Запад»

«Карьеру можно строить и по горизонтали»

Не бойтесь ошибаться

Не стоит бояться ошибок – их совершают все. Лучше в процессе эксперимента получить жизненный опыт, чем ничего не сделать и впоследствии сокрушаться об упущенных возможностях. Иногда эти возможности прямо перед нашими глазами, а мы не оцениваем их по достоинству.

Включайте здоровый авантюризм

На мой взгляд, у каждого сотрудника должна быть некая внутренняя «неуспокоенность». Это индикатор, что человек не остановился в развитии, не потерял интерес к работе, у него на полной скорости работает внутренний двигатель, который призывает стремиться к новым целям и их достигать.

Карьера – это не только вертикальная история. Горизонтальное или кросс-функциональное перемещение может сработать вам на руку в долгосрочной перспективе. Найдите в себе смелость быть мобильными: поработайте в другом регионе. К сожалению, эту возможность многие упускают. «Если не в столицу, то неинтересно» – а ведь релокация может стать тем самым трамплином к новым должностям. На моей памяти было много успешных кейсов, когда сотрудники перемещались внутри страны, работали в разных филиалах и получали там бесценный опыт, который впоследствии помог им стремительно развиваться по карьерной траектории.

Резюме

Не бойтесь перемен. Будьте легки на подъем, особенно если вы молоды и полны сил!

Чек-лист как построить успешную карьеру:

1. Будьте честны
2. Берите на себя ответственность осознанно
3. Поднимайтесь по карьерной лестнице с юмором
4. Получайте разнообразный опыт
5. Будьте креативны
6. Все компетенции одинаково важны
7. Главный ориентир успеха – драйв от работы
8. Учитесь коммуницировать
9. Не тяните одеяло на себя
10. Ваша карьера – только в ваших руках
11. Стремитесь стать в своем деле лучшим
12. Не бойтесь ошибаться
13. Включайте здоровый авантюризм

66
6 комментариев

Имел опыт общения с рекрутером из Ростелекома в своё время :)
По итогу: человек пропал без какой-нибудь обратной связи, а потом, когда вакансию снова разместили: «ой, а я уже не работаю в Ростелекоме».
Правила, может, и хорошие, но работают все равно по-другому.

2

А с кем вы общались, напишете мне?

1

Как у Ростелекома все весело-задорно-на позитиве. Помню, пропал интернет, а развеселая поддержка Ростелекома говорила: ща все починим. И так два дня. Вот весело мне было работать.

1

А более бессмысленную статью можно было написать? Сомневаюсь. Может директор по персоналу именно так и видит ситуацию, но тому, в чьей дирекции работать будущему работнику, нацелен на результат. И не просто на результат, а на максимально быстрый результат. Потому что ему показатели KPI и годовые цели никто не скорректирует, если он наберёт юморных нубов (пусть даже и с опытом в смежных областях). Поэтому после того, как улыбчивая девушка распросит о месте жительства и хобби, придёт будущий начальник и начнёт спрашивать компетенции именно там, где ему нужно закрыть фронт работ. И там "я быстро учусь" никого не волнует. Потому что это умение тебе нужно будет не чтобы азы выучить, а чтобы освоить то, что сделано до тебя и влиться в процесс.

Статья огонь! Буду пробовать применять у себя в компании